Готовность к обучению в школе
статья по психологии

Гломбинская Екатерина Евгеньевна

Психологическая готовность к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_obucheniyu_v_shkole.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Готовность ребёнка к обучению в школе»

советский психолог, доктор психологических наук, профессор. Венгер Леонид Абрамович

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться».

Из чего складывается психологическая готовность к школе? Поступление в школу один из важных этапов в развитии ребенка, а готовность к школе – итогом предыдущих 6-7 лет его развития.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности». Это мотивационная готовность, интеллектуальная готовность и волевая готовность.

Мотивационная готовность-это наличие у детей желания учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки.  Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Они могут стремиться в школу, так как хотят быть взрослыми, иметь определенные права. Ребенок должен знать и принимать тот факт, что уроки нужно делать, жертвуя игрой или прогулкой. Интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. Главное - стремление идти в школу и готовность соблюдать школьные обязанности. Основой психологической готовности к школе, это то, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение во время уроков, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и шалить вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице.

Интеллектуальная готовность. Интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких - то определенных сформированных знаний и умений. Главное – это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи.

Волевая готовность. Умение ребят слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый, понимать учебную задачу. Для этого нужно чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, давая детям разные задания. Если ребенок не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у ребенка отсутствует, он не готов к школьным занятиям.

Мы часто стараемся заранее научить ребенка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребенка главного – умения сосредоточиться.

Желание («хочу учиться») +возможности («могу учиться») = психологическая готовность к школе.

Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрел ребенок при поступлении в школу: умеет ли убрать постель, игрушки, привести себя в порядок и многое другое.

Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно – моторной координации.

Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить и общаться в коллективе.

Правила создания позитивной обстановки в обучении:

1.Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

2.Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете.

3.Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так, то было бы еще лучше».

4.Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.

5.Обсудите с ребенком все правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

6.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получиться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.

7.Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

8.Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить.

9.Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю. Родители, которые общаются с учителем, прислушиваются к нему и выполняют полностью требования, всегда достигнут больших успехов в воспитании своих детей, будут лучше ориентироваться в школьных проблемах. Не носите в себе боль, обиду, тревогу, поделитесь с учителем. Хочется видеть вас помощниками во всех коллективных делах класса. Помните: «Вместе мы сила!» Прежде чем сделать какие-то выводы- выслушайте не только мнение ребенка о какой-либо ситуации, но и мнение учителя, товарищей.

Мои пожелания родителям:

        Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

        Старайтесь, чтобы ребенок приходил в школу с хорошим настроением.

         Будьте терпеливы, сдержанны.

         Будьте сами ответственными и дисциплинированными родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к обучению в школе

Даны основные аспекты готовности ребенка к обучению в школе....

Формирование психологической готовности к обучению в школе

Презентация к выступлению перед родителями...

психологическая готовность к обучению в школе

слайдовая презентация к собранию родителей будущих первоклассников...

Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольников

Презентация педагога дополнительного образования по теме самообразования: «Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольник...

Развитие грамматической стороны речи детей дошкольного возраста, как основной фактор готовности к обучению в школе

Одним из важнейших условий полноценного речевого и общего психического развития ребёнка является своевременное формирование грамматического строя речи....

Родительское собрание: Речевая готовность к обучению в школе

Презентация "Речевая готовность к обучению в школе" предназначена для родителей будущих первоклассников....