Работа психолога в образовательном учреждении
статья по психологии

Гломбинская Екатерина Евгеньевна

Опыт работы педагога-психолога в МАОУ гимназия "Мариинская" г. Таганрог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_psihologa_v_obrazovatelnom_uchrezhdenii.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Никогда люди не знали о себе меньше,

чем в этот “психологический век”.

Э. Канетти

Меняются времена, а вместе с ними возникают иные условия жизни человека. И каждому, кто пытается идти в ногу с новым веком, оказывается необходимым умение владеть своими мыслями и чувствами, умение преодолевать сложности. И без помощи  психолога в этом случае обойтись очень сложно.

Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в образовательном учреждении. Психологическая служба – одна из самых молодых структурных подразделений школы. В России она получила широкое распространение в начале 90-х годов XX века. Сегодня она убедительно доказала свою необходимость и актуальность.

Главной целью психологической службы гимназии “Мариинская” является психологическое сопровождение учащихся, направленное на создание социальных психолого-педагогических условий для успешного обучения и психологического, гармоничного развития личности, а так же поддержание психологического здоровья гимназистов.

Работа психолого-педагогической службы гимназии осуществляется по следующим основным направлениям:

  • Индивидуальная диагностика и развивающая работа с учащимися - углубленное психолого-педагогическое изучение гимназистов на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах.

        Диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач: составление социально-психологического портрета школьника;  определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психологическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

        При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.

  • Психокоррекционная работа: Устранение трудностей в познавательной сфере, решение эмоционально-личностных проблем, решение проблем адаптации и т.д.
  • Консультативная и просветительская работа с учащимися: Оказание помощи гимназистам испытывающих трудности в обучении, общении и психическом самочувствии; обучении их навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использованию своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; оказание психологической помощи и поддержки учащимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания, передача гимназистам психологических знаний и навыков, которые помогали бы им учиться и развиваться в различных сферах жизни.
  • Консультативная и просветительская работа с педагогами и родителями:

Информирование педагогов, родителей об особенностях психического развития учащихся, получение дополнительной информации от родителей об особенностях поведения ребенка о внешкольных ситуациях, психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у учащегося, знакомство родителей с возрастными особенностями учащихся, их актуальными проблемами и эффективными формами детско-родительских отношений.

Особое место в работе психолого-педагогической службы Гимназии отводится психопрофилактической работе и психологическому просвещению гимназистов. Эта работа направлена на предупреждение нежелательных проявлений в развитии личности и интеллекта, формирование потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии человек.

Формы работы:

  • Проведение социально-психологических тренингов с учащимися;
  • Беседы о здоровом образе жизни;
  • Индивидуальные психологические консультации;
  • Родительский лекторий;
  • Профильный спецкурс психологии для учащихся;
  • Научно-исследовательская работа с учащимися.

В консультативную и просветительскую работу входят: тренинговые знакомства с гимназистами начальной школы, тренинги общения, игры, тренинги на сплочения коллектива «Учитесь улыбаться», тренинги для адаптации к средней и старшей школе, правила поведения с учителями в старшей школе «Сад моих чувств», «Мой сосед по парте», правила общения со сверстниками, ЗОЖ, вред здоровью вредными привычками, особенности подросткового, переходного возраста, ЗОЖ вред здоровью вредными привычками, зависимость от социальных сетей, ЗОЖ вред здоровью вредными привычками, групповые развивающие профориентационные занятия  «Хочу, могу и надо», «Эмоции и способы эмоциональной саморегуляции». А также занятия на развитие познавательной, эмоционально - волевой, мотивационной  сфер.

Задача гимназии – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. В связи с поставленной задачей в гимназии активно ведётся профориентационная работа. Смысл профориентационной работы гимназии заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознание требований профессии к человеку, степени сформированности профессионально важных качеств. Они формируются только на основе личностных качеств и жизненных ценностей. Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

В рамках профессионального самоопределения введён курс — Основы профессионального самоопределения (далее ОПС). Это система занятий для учащихся 8-9 классов, направленных на изучение гимназистов своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомство с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры. Цель курса ОПС – формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.

Не случайно курс преподавания этого предмета отдан педагогу-психологу, потому что система занятий выстроена таким образом, что в каждом классе с учетом возрастных особенностей учащихся последовательно развиваются восемь важнейших направлений, связанных с личностным и профессиональным самоопределением: формирование реалистичной самооценки, направленность личности, развитие эмоциональной сферы, диагностика особенностей интеллектуальной сферы в целях выявления склонностей к разным видам деятельности, уточнение профессиональных интересов и склонностей; знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры.

Важной частью этих занятий является самодиагностика с использованием простых и надежных методик, ролевых игр, проблемно-поисковых задач, а так же беседы об ошибках в выборе профессии, формуле успеха, правильном выборе профессии, слагаемых профессионального успеха и т.д. Но наиболее эффективным результатом является диагностика гимназистов, которая позволяет определить их профессиональную направленность, интересы,  профессиональные склонности, мотивы выбора профессии, тип профессии, уровень притязаний.

“У каждого в душе есть струны, способные звучать, но не всегда к ним можно подобрать смычок”, - заметил однажды И.Н. Шевелёв. Психологическая служба гимназии “Мариинская”, своей работой всегда подберёт нужный смычок к струнам души гимназистов и их родителей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...

Об организации краеведческой работы в бюджетном образовательном учреждении города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 126»

Не секрет, что любовь к Родине начинается с любви к своему дому, семье, городу, краю, то есть к «малой родине».  Краеведческая работа в школе рассматривается как основа воспитания гражданина и па...

Профессиональная деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении

Рекомендации педагогу - психологу образовательного учереждения...

Планирование РМО «Работа с сайтом образовательного учреждения» на 2013 – 14 гг.

В связи с недостаточностью практических знаний по созданию и ведению сайтов ОУ возникла необходимость в деятельности РМО «Работа с сайтом образовательного учреждения». Данное планирование расчита...

СХЕМА оценки функциональности кабинета педагога-психолога в образовательном учреждении

Схема оценивания оборудования специализированного кабинета педагога-психолога в образовательном учреждении составлена на основании приказа Мин. общего и проф. образования РО № 49 «Об утверж...