Программа коррекционного курса "На экзамен без страха"
рабочая программа по психологии (9 класс)

Сыч Наталья Владимировна

Цель программы - развитие и коррекция познавательных процессов и, эмоциональная готовность к ГИА учащихся 9 класса с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_ekzamen_bez_straha_9kl.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

коррекционного курса «Экзамен без страха»

обучающихся 9г класса

количество часов: 18 ч.

  Составитель:  Сыч Наталья Владимировна
педагог-психолог МБОУ гимназии г. Советский

2021 – 2022 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «На экзамен без страха» 9 класс разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, программы Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе 7 – 8 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2005, Истратова  О.Н., Эксакусто Т.В. «Занятия интеллектуального тренинга, направленные на развитие мышления, памяти, внимания»: Ростов-на Дону: «Феникс», 2003.

Нормативно-правовая база для разработки программы

Рабочая программа коррекционного курса «На экзамен без страха» для 9 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
  • Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 201-2016 учебном году»
  • Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233; от 22.11.2019 г. №632; от 18.05.2020 г. №249);

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с задержкой психического развития

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей задержка психического развития возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС.

Учащихся с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

Цель и задачи коррекционного курса

 Цель программы: развитие и коррекция познавательных процессов и эмоциональная подготовка к ГИА учащихся 9 класса с ЗПР.

Задачи программы:

Обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение  знаний учащихся  исходя из интересов и специфики их способностей.

Развивающие:

- формирование  и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие речи и словарного запаса учащихся;

- развитие быстроты реакции;

- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению;

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.

  1. Общая характеристика коррекционного курса

Рабочая программа коррекционного курса «На экзамен без страха» (для учащихся 9 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)), ориентирована на оказание помощи и поддержки учащимся,  имеющим трудности в формировании познавательной сферы. Данная программа способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в учебно-игровой деятельности и направлена на развитие познавательных процессов у детей  с задержкой психического развития.

        Структура программы коррекционного курса включает в себя следующие разделы:

- Входящая диагностика (3 часа);

- Развитие познавательных процессов (12 часов);

- Итоговая диагностика (3 часа);

Развитие коммуникативных и познавательных способностей у детей по программе «Веселое развитие» осуществляется через индивидуальные или групповые занятия, которые  проходят в форме игровой деятельности, беседы. Также на занятиях используются мультимедийные презентации развивающей направленности. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

 Все задания в разделе «Развитие познавательных процессов» условно можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной      координации, умения копировать образец;

- задания на развитие  мышления;

- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, на каждом занятии развиваются в комплексе.

Занятия данного раздела имеют определённую структуру, которая включает:

- вводную часть,

- основную,

- заключительную.

Задача вводной части направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы).

 Задача основной части –  развитие познавательных процессов. Продолжительность основной части – 25 минут.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зеленым цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия психологом: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зеленым, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или психолог объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Содержание рабочей программы коррекционного курса «Веселое развитие» определяют следующие принципы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи. Этот принцип является основополагающим, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
  2. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить первоклассников с проблемами в обучении умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
  3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:

- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;

- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;

- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

         4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

5. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

6. Деятельностный принцип. Занятия способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной  таблице.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

  1. Место коррекционного курса в учебном плане

Программа рассчитана на детей 9 класса, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам основного общего образования, разработанным на основании специальных (коррекционных) программ (ЗПР). Согласно индивидуальному учебному плану  реализация рабочей программы коррекционного курса рассчитана на 18 часов с периодичностью занятий один раза в две недели. Время занятий составляет 30-35 мин.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса

Содержанием коррекционного курса «На экзамен без страха» является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). А так же формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может. Важно развитие и формирование психологических новообразований младшего школьного возрастам плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации.

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить обучающихся не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий.

Основным направлением в развитии памяти учащегося является формирование у него опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков.

Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций.

При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.

Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания детей с ЗПР, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с ЗПР им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий

  1. Планируемые результаты коррекционного курса  и оценка их эффективности

Результатами коррекционно-развивающих занятий по программе «На экзамен без страха» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Учащиеся должны знать / уметь:

- нормы и правила, существующие в мире;

- начальные понятия конфликтологии;

- свои качества  и  повышать  самооценку;

- свое эмоциональное состояние, адекватно выражать свои эмоции;

- ответственность человека за свои чувства и мысли;

- свои возрастные изменения;

- различия между агрессией и агрессивностью;

-собственное агрессивное поведение;

- роль конфликтов в жизни человека;

- как конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

- собственные  жизненные ценности.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов необходимо проводить комплексную входящую и итоговую диагностику, результаты которой заносятся в «Карту индивидуального развития ребенка».

Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком  и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.

Сроки

Вид

 диагностики

Задачи

Содержание

Формы

Сентябрь

Входящая

Определение уровня сформированности познавательных процессов.

-Тест интеллектуального развития Д. Векслера;

-Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;

- методика «10 слов»;

- методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго);

 -методика «Существенные признаки»,

- методика «Исключение лишнего»,

- тест Тулуз-Пьерона,

- методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

Тестирование

Май

Итоговая

Определение уровня сформированности познавательных процессов.

-Тест интеллектуального развития Д. Векслера;

-Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;

- методика «10 слов»;

- методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго);

 -методика «Существенные признаки»,

- методика «Исключение лишнего»,

- тест Тулуз-Пьерона,

-методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

Тестирование

  1. Содержание коррекционного курса

Раздел 1. Входящая диагностика

Занятие 1.  Диагностика интеллектуального развития, диагностика уровня развития памяти и внимания. Определение актуального уровня развития, определение особенностей развития аттентивно-мнестических процессов.

Занятие 2. Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. Определение уровня развития мыслительных операций и пространственно-временных представлений.

Занятие 3. Диагностика уровня тревожности и самооценки, диагностика уровня готовности к ГИА. Определения уровня тревожности, уровня самооценки и уровня психологической готовности к ГИА

        

Раздел 2. Психологическая подготовка к экзаменам

Занятие 4. Стресс

Занятие 5. Я и стресс

Занятие 6. Как бороться со стрессом

Занятие 7. Приемы снятия напряжения

Занятие 8. Приемы релаксации

Занятие 9. Память

Занятие 10. Приемы запоминания

Занятие 11. Мои ресурсы.

Занятие 12. Умение слушать – путь к успеху.

Занятие 13.  Правила публичного выступления.

Занятие 14. Учимся выступать публично.

Занятие 15. Мой успешный экзамен.

Раздел 3. Итоговая диагностика.

Занятие 16.  Диагностика интеллектуального развития, диагностика уровня развития памяти и внимания. Определение актуального уровня развития, определение особенностей развития аттентивно-мнестических процессов.

Занятие 17. Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. Определение уровня развития мыслительных операций и пространственно-временных представлений.

Занятие 18. Диагностика уровня тревожности и самооценки, диагностика уровня готовности к ГИА. Определения уровня тревожности, уровня самооценки и уровня психологической готовности к ГИА

  1. Тематическое планирование

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит психологическая подготовка к сдачи государственной итоговой аттестации.

Раздел

Тема

Дата

По плану

По факту

1.

Входящая диагностика

Диагностика интеллектуального развития.

2.

Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений.

3.

Диагностика уровня тревожности и самооценки, диагностика уровня готовности к ГИА.

4.

Психологическая подготовка к экзаменам

Стресс

5.

Я и стресс

6.

Как бороться со стрессом

7.

Приемы снятия напряжения

8.

Приемы релаксации

9.

Память

10.

Приемы запоминания

11.

Мои ресурсы

12.

Умение слушать – путь к успеху

13.

Правила публичного выступления

14.

Учимся выступать публично

15.

Мой успешный экзамен

16.

Итоговая диагностика

Диагностика интеллектуального развития.

17

Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений.

18

Диагностика уровня тревожности и самооценки, диагностика уровня готовности к ГИА.

  1. Система условий реализации коррекционного курса

Материально-техническое обеспечение:

1. Канцелярские товары (тетрадь, ручка, простой карандаш, набор цветных карандашей, пальчиковые и акварельные краски).

2. Специализированные методические материалы и наглядные пособия.

3. Диагностический инструментарий.

4. Раздаточный материал.

6. Мультимедийные презентации.

7. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер).

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками.–Спб.: Питер, 2007
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. - М.: Современный литератор, 2006.
  3. Истратова  О.Н., Эксакусто Т.В. «Занятия интеллектуального тренинга, направленные на развитие мышления, памяти, внимания»: Ростов-на Дону: «Феникс», 2003.
  4. Коноваленко С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. – М.: Эксмо, 2000.
  5. Кононович К. Игры в тренинге для ума и тела.- СПб.: изд. Речь, 2010.
  6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7 – 8 классы).– 3-е изд. – М.: Генезис, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная  рабочая  программа  является  коррекционной  для  обучения  обучающихся  с умственной  отсталостью,  составлена  с  учетом  осо...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .

     Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Логопедические коррекционно-развивающие занятия»

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические коррекционно-развивающие занятия" 5-7 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2) 5-9 класс

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...

ПРОГРАММА СИПР И ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

в разделе представлены разработанные СИПР в.2., программы коррекционных курсов для детей с ОВЗ...