Программа развития творческих способностей обучающихся "УРОКИ ТВОРЧЕСТВА"
календарно-тематическое планирование по психологии

Творческий процесс окрашен яркими и сильными положительными переживаниями. Это делает его привлекательным для ребенка и влияет на формирование потребности в творчестве, создании нового, открытии неизвестного. Творческая мотивация стимулирует развитие любознательности, поддерживает у ребенка интерес к школе как источнику знаний, необходимых для творчества. Развиваемая у школьников креативность способствует творческой переработке субъективного опыта детей, делает их открытыми для непознанного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uroki_tvorchestva.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

Развития творческих способностей обучающихся

"УРОКИ ТВОРЧЕСТВА"

Наумова В.П.

педагог-психолог

Пояснительная записка

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Сегодня общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Развитие творческих способностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Именно развитие творческого мышления, творческих способностей создает базу для интеллектуального развития ребенка.

Важными предпосылками развития творческой одаренности являются возрастные особенности ребенка, которые можно считать компонентами творческих способностей. Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх, неустанная любознательность. Возрастными предпосылками креативности у младших школьников являются повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат. Поскольку эти качества являются возрастными и, следовательно, в какой-то мере временными, их нужно вовремя и в полной мере использовать для развития творческого потенциала. Поэтому младший школьный возраст является наиболее благоприятным и значимым периодом для развития творческих способностей.

Творческий процесс окрашен яркими и сильными положительными переживаниями. Это делает его привлекательным для ребенка и влияет на формирование потребности в творчестве, создании нового, открытии неизвестного. Творческая мотивация стимулирует развитие любознательности, поддерживает у ребенка интерес к школе как источнику знаний, необходимых для творчества. Развиваемая у школьников креативность способствует творческой переработке субъективного опыта детей, делает их открытыми для непознанного.

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся 4 класса.

Основные задачи программы:

1.        Способствовать развитию параметров креативности: беглости, гибкости, оригинальности, разработанности;

2.        Учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом знакомом, привычном;

3.        Формировать готовность генерировать идеи в условиях коллективного и индивидуального решения творческой задачи;

4.        Способствовать отражению реальной действительности в новых непривычных сочетаниях, связях;

5.        Развивать способности преодолевать психологическую инерцию;

6.        Развивать способность рождать новые идеи, отклоняясь от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации;

7.        Снятие психо-эмоционального напряжения;

8.        Развитие навыков общения и взаимодействия.

Методологическая основа программы.

Положения отечественной и зарубежной психологии в области творчества Л.С. Выготского, Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, В.Н. Дружинина, А.И. Савенкова,  Дж.Гилфорда, , Э.П.Торренса. Технологии ТРИЗ-РТВ В. Ф. Богата, А. М. Страунинг, М. Н. Шустерман.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга.

Для решения поставленных задач программа предлагает использование методов активизации  творческого мышления:

- приемы фантазирования (дробление, объединение, смещение во времени, увеличение, уменьшение, наоборот)

- синектика;

-  метод фокальных объектов;

- морфологический анализ;

- метод контрольных вопросов;

-  мозговой штурм;

-  изобразительная и продуктивная деятельность;

- игровая деятельость;

- решение творческих задач;

- упражнения с элементами арт-терапии;

 - индивидуальные творческие проекты;

- метод творческих преобразований.

Для развития творческого мышления и творческого воображения обучающихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формировать противоречия;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты.

 Оценка эффективности реализации программы.

Для оценки эффективности реализации программы используется КТТМ П. Торренса.

Программа разработана для обучающихся 4  а класса.

Периодичность занятий -  1 раз в неделю.

Тематическое планирование занятий

Тема

Количество часов

Раздел 1. Вводный

1

"Я - это Я. И это прекрасно"

1

2

"Доброе животное"

1

3

"Дерево Дружбы."

1

Раздел 2. Приемы фантазирования

4

"Наоборот, дробление-объединение"

1

5

"Оживление, подвижный - неподвижный"

1

6

"Смещение во времени, увеличение-уменьшение"

1

7

"Решение  творческих задач"

1

8

“Страна несделанных дел”

1

9

"Коллаж "Звездное путешествие"

1

10

“Вини-Пух решает вслух”

1

11

"Графическая аналогия"

1

Раздел 3.  Развитие умения сопротивляться психологической инерции

12

“Фантастические сюжеты”

1

13

"Пофантазируем. Волшебный лес"

1

14

“Страна несделанных дел”

1

15

"Чудеса кляксографии"

1

16

"Волшебные превращения"

1

17

"Фантастические преобразования.  "

1

18

"Вторая жизнь предметов"

Раздел 4.  Преобразование объектов и использование в новом качестве

19

"Сделай маленькую пуговицу большой"

1

20

"Раскадровка сказки на прием фантазирования. Рисование по кадрам"

1

21

"Найди обычное в необычном" (загадки-метафоры)

1

22

"Идеализация и системное фантазирование"

1

23

"Вездеход на Марсе"

1

24

"Метод фокальных объектов"

1

Раздел 5. Создание нового.

25

"Моя визитка"

1

26

"Придумай сказку (историю) о..."

1

27

"Придумай новую одежду ..."

1

28

"Подводный мир" (с  использованием сыпучих продуктов)

1

29

"Работа над сказкой по Методу контрольных вопросов"

1

30

"Придумай фантастическое существо"

1

31

"Наш сказочный дом"

1

32

«Необычный город»

1

33

«К нам пришел Волшебник Всемогу»

1

Раздел 6. Заключительный.

34

"Творческий праздник "Мы - инопланетяне"

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся посредствам сочетания различных направлений и форм занятий в объединении декоративно-прикладного творчества «Фантазеры»

Программа "Фантазеры" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-ко...

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся творческого объединения "Танцы"

Занятия хореографией, несомненно, откроют для детей новые пути познания творчества, обогатят их внутренний мир. Выявление способностей у детей и правильное их развитие- одна из важнейших педагогически...

Программа развития творческих способностей обучающихся курс внеурочной деятельности «Домашний уют»

Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, у...

Паспорт программы «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

создание инструментария учителя математики, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в повседневной жизни...

программа развития творческих способностей обучающихся «Город мастеров» 22

программа  развития творческих способностей обучающихся  «Город мастеров»...

Программа "Развитие творческих способностей на уроках математики"

Программа "Развитие творческих способностей на уроках математики"...