Экспресс-методика изучения детско-родительских отношений
статья по психологии

Черкасова Ольга Юрьевна

Описание экспресс-методики, которая может существенно обогатить методическую копилку практикующего педагога-психолога.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc885.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            Н.М.Иванова,

                                                                                                 И.И.Проскурина,

                                                                                              О.Ю.Черкасова

Экспресс-методика изучения детско-родительских отношений

Круговорот детско-родительских проблем совершается из поколения в поколение – меняются внешние атрибуты, время за окном, но как эстафетную палочку передаем мы установки, способы поведения и реагирования, отношения. Родителям  трудно преодолевать стереотипы воспитания, которые не всегда  являются результатом их осознанного  выбора. Обычно они перенимаются "по наследству" от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных  от ближайшего социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.

В психодиагностической работе, осуществляющейся в современной системе образования, особую роль играют проективные методики. Их применение позволяет вскрыть неосознаваемое в отношениях, поведении, чувствах детей и взрослых. Среди подобного рода методик часто используется арт-терапевтический прием использования так называемой «визуальной метафоры».

Под визуальной метафорой обычно понимают графическое изображение некоего объема информации по принципу аналогии, сходства, сравнения. Визуальная метафора может иметь вид конкретных предметов живой и неживой природы. Мы знаем, что дети хорошо владеют языком рисунка, метафоры, для них рисовать - естественно, редко кто из них скажет, что не умеет рисовать, у них нет внутренней цензуры. Подросткам в этом плане уже труднее, они чувствуют, что рисуя, приоткрывают свой внутренний мир, и зачастую пытаются избежать этого. Что касается родителей, то, как правило, просьбу что-либо нарисовать в ходе консультации они воспринимают с пониманием и подходят к делу добросовестно.

В нашей практике использовался прием изображения родителями их ребенка в виде растения. В известной притче родителя сравнивают с садовником, который ухаживает за растениями в саду. По рисунку родителя с большой долей вероятности можно судить  об отношении рисующего к созданному образу, о родительской позиции, особенностях стиля воспитания в семье.

Инструкция к методике следующая: «Нарисуйте Вашего ребенка, если бы он был растением. Какое бы это было растение?». После того как родитель закончит рисовать, ему предлагается рассказать о своем растении. По ходу рассказа можно задавать родителям вопросы, направленные на конкретизацию деталей (Кто будет ухаживать за этим растением? Хватает ли ему тепла, света, влаги? Кто будет защищать от непогоды и вредителей? Долго ли проживет растение без корней или в вазе с водой? Нравится ли Вам это растение? и т.п.). Не исключено, что кому-то из родителей захочется исправить свой рисунок. В таком случае необходимо спросить, что его не устраивает и что означают исправления. (Что значит посадить цветок в землю? Что значит предоставить больше самостоятельности?)

Визуальные метафоры, используемые родителями в случае неблагополучных отношений с детьми, как правило, очень отчетливо, «зримо», отражают их проблемы. Так, у многих родителей возникает образ колючего растения – кактуса (с цветами или без), реже – розы с шипами.  Расшифровывая эту метафору, родители говорят о том, что ребенок неласковый, огрызается,  и контакт с ним болезненный. В виде розы с шипами изображают девочек, привлекательных внешне, но с трудным характером, эмоционально холодных. Часто используется образ срезанного растения, поставленного в вазу или висящего в воздухе. Этим подчеркивается эмоциональная разобщенность с ребенком, чувство бессилия родителя в подборе мер воздействия на него («тут можно только воду менять, больше ничего»). Во многих случаях подростки, вышедшие из-под семейного контроля, изображаются в виде диких, сорных растений. Изображение дерева без корней также указывает на отсутствие чувства семейной общности, взаимосвязи поколений в семье. Ниже приводятся наиболее типичные образцы данной визуальной метафоры.

               

Следует отметить, что в данной методике важно учитывать также особенности  интерпретации, используемые во всех рисуночных методиках (штриховка, нажим, расположение на листе и т.п.)

Если идти дальше, с помощью рисунка мы можем не только помогать клиенту осознавать в себе нечто - чувства, состояния, отношение к чему-либо - но и вносить в них  изменения. Происходит следующее: изменяем что-то в рисунке - меняется что-то в нас. Опыт показывает, что наиболее благополучный прогноз психокоррекционной работы с семьей в тех случаях, когда подросток изображается как садовое растение, а в случае маленького ребенка – как цветок в горшке. Иногда как отдаленное будущее родитель видит своего ребенка в виде крепкого дерева по соседству с другими деревьями. Такие образы, как правило, являются отражением сохранности детско-родительских связей и позволяют работать с родителем по решению проблем взаимоотношений в семье.

Исправление рисунка, совместный с ребенком рисунок, обсуждение с родителем сложившихся образов и стереотипов – все это приемы психокоррекционной работы с использованием описанной экспресс-методики, которая может существенно обогатить методическую копилку практикующего педагога-психолога.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Речь идёт о детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка....

Диагностика детско-родительских отношений "Лики родительской любви"

Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку....

Родительское собрание на тему "Детско-родительские отношения"

Каждый из нас знает, что любовь к ребенку формируется в процессе жизни человека. Путь этого формирования может оказаться не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым. Ребенок растет, ...

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей...

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе....

Анкета на тему: "Изучение детско-родительских отношений"

Цель анкетирования: изучение особенностей детско-родительских отношений в семье и выявление наиболее актуальных проблем в воспитании детей....

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...