План работы
консультация по психологии

План работы психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_plan_pedagoga-psihologa_2021-22.docx52.14 КБ

Предварительный просмотр:

   Утверждаю  

  Директор школы  _________________ Бузинаева О.В.


ПЛАН РАБОТЫ

педагога-психолога МБОУ «Баяндаевская СОШ» на 2021-2022 учебный год

        

Цель:  обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.

            Задачи

  • Мониторинг личностных, интеллектуальных качеств учащихся, особенностей эмоционально – волевой и

мотивационной сферы с целью обеспечения помощи педагогическому коллективу в создании образовательной

среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся и с тем, чтобы отследить динамику

изменений и вовремя оказать коррекционную помощь.

  • Отслеживание и профилактика суицидальных наклонностей учащихся группы риска.
  • Оказание психологической помощи учащимся 9,11 класса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
  • Оказание коррекционно – развивающей помощи учащимся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень тревожности.
  • Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними.
  • Оказание психологической помощи учащимся группы риска.
  • Оказание психологической помощи одаренным учащимся.
  • Оказание содействия педагогическому коллективу в повышении профессиональной компетентности через просветительскую работу.
  • Совершенствование организации работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами и их родителями.
  • Отслеживание процесса развития и формирование УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
  • Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки  и профильного обучения учащихся

 Задачи на разных этапах обучения:

Начальная школа:

  • Обеспечение адаптации к школе.
  • Выявление интеллектуального уровня, состояния эмоционально-волевой сферы;
  • Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики развития психических функций:

- мышления (анализа, обобщения, сравнения, аналогии, классификации и др.),

- памяти (кратковременной, отсроченной, слуховой, зрительной),

- внимания (объема, распределения, устойчивости, способности к быстрому переключению),

- восприятия (слухового, зрительного, целостности, фрагментарности).

  • Повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации.
  • Развитие самостоятельности и самоорганизации.
  • Поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.
  • формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основная школа:

  • Сопровождение перехода в среднее звено.
  • Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития: психологическое сопровождение предпрофильной подготовки  и профильного обучения учащихся.
  • Развитие самосознания, обучение анализу своих чувств и поступков.
  • Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.
  • Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
  • Профилактика девиантного поведения.

Старшая школа:

  • Сопровождение перехода в старшее звено.
  • Помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
  • Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию.
  • Развитие психосоциальной компетентности.
  • Профилактика девиантного поведения, разного рода зависимостей.
  • Поддержка в самопознании.

Направления психологической работы:

1. Психопрофилактическая работа:

  • формирование у детей, педагогов, родителей общей психологической культуры с помощью бесед и тренингов;
  • своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка;
  • профилактика отклонений в развитии, поведении и деятельности детей;
  • оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учебно-воспитательного учреждения;
  • определение психологической готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
  • предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни. Обучение и воспитание детей;
  • создание благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм обучения.

2. Психодиагностическая работа:

  • психологическое обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения им необходимыми навыками и умениями;
  • изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
  • дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, нарушений поведения;
  • диагностику характера общения детей с взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения.

3. Развивающая и психокоррекционная работа.

Работа предполагает осуществление программ, предусматривающих:

  • развитие и коррекцию отклонений в психическом развитии;
  • обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных стрессов.

 4. Консультативная работа.

  • консультирование педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей;
  • консультирование детей.

Ожидаемый результат – социально - адаптированная личность ребёнка способная к профессиональному самоопределению и самостоятельному жизнеустройству.

ДИАГНОСТИКА

№п/п

Содержание работы

Используемые методы и диагностический инструментарий

Участники образовательного процесса

Сроки

Контроль

1

Диагностика школьной мотивации и адаптации обучающихся, вновь прибывших в школу.

Наблюдение

Анкетирование

Методика Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе»;

Вновь поступившие обучающиеся.

Сентябрь – октябрь

 и по мере поступления

Составление аналитической справки

Разработка рекомендаций

2

Диагностика выявления обучающихся, склонных к насилию и жестокости.

Тест на уровень склонности к насилию и жестокости

6 – 8, 10 классы

Сентябрь

Составление аналитической справки.

Разработка рекомендаций.

Выявление детей «группы риска».

3

Диагностика уровня социально-психологической адаптации и мотивации

-«Социометрия» авт. Морено;

- Изучение мотивации обучения старших подростков М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина;

- Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе»

10 класс

Октябрь-ноябрь

Составление аналитической справки

Разработка рекомендаций

4

Мониторинг уровня телефонной, компьютерной и игровой зависимости у детей «группы риска».

Способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Бояьбот)

5-8 классы

«Группа риска»

Ноябрь

Аналитическая справка

Разработка рекомендаций классным руководителям, родителям.

5

Диагностика адаптации к обучению в 5 классе (уровень школьной мотивации, психологический климат, самооценка,  межличностные отношения, уровень агрессивности) (мониторинг)

1. «Социометрия» авт. Морено;

2. Методика изучения учебной мотивации М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина.

3. Анкета «Как определить состояние психологического климата

в классе»

5 класс

Октябрь-ноябрь

Апрель

Составление аналитической справки. Разработка рекомендаций классным руководителям. Выявление детей с дезадаптацией.

6

Диагностика психологического климата в школе и классе (отношения со сверстниками, с педагогами, навыки общения, отношение к школе) (мониторинг)

Наблюдение

Анкета

«Как определить состояние психологического климата

 в классе» Федоренко Л.Г.

6-7, 10 классы

Декабрь

Май

Составление аналитической справки

7

Диагностика выявления жестокого обращения с детьми в школе, дома и на улице

Анкетирование

4-7, 9 классы

Декабрь

Аналитическая справка.

8

Мониторинг уровня агрессии у подростков «группы риска»

1.Опросник Басса – Дарки, модификация Резапкиной Г.В. 

6- 8,10 классы

«группа риска» и ВШУ

Февраль

Разработка планов групповой и индивидуальной коррекционной работы

9

 

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки  и профильного обучения учащихся. Диагностика профессиональных склонностей и профессиональной направленности обучающихся. 

ДДО Е.С.Климова, Акцент 2-90, Леонгарда-Шмишека, тест Сонди.

7 -10 классы

Первое и второе полугодие

Аналитическая справка.

10

Диагностика психологической атмосферы в педагогическом коллективе, эмоционального выгорания педагогов (мониторинг)

1. Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

2.Тест. (М.И. Станкин)

Сформирован ли у Вас педагогический такт?

Педагоги, воспитатели

Март

Индивидуальная работа с педагогами

11

Диагностика определения уровня готовности обучающихся 4 класса к переходу из начальной школы в среднее звено.

1. Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г.

2. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

3. Тест на оценку сформированности навыков чтения.

4. Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая).

5. Социометрия.

4 класс

Апрель -

май

Аналитическая справка. Собеседование с учителями по преемственности обучения и воспитания. Разработка рекомендаций.

12

Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сфер обучающихся по запросу администрации школы, педагогов, родителей

В соответствии с запросом.

Все классы

В течение года

Составление психологической характеристики. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса

13

Индивидуальное психологическое обследование обучающихся, вновь поступивших в школу.

В соответствии с запросом

Вновь поступившие обучающиеся.

В течение года

Заключение.

Составление психологической характеристики.

14

Мониторинг школьной мотивации и адаптации обучающихся, вновь прибывших в школу.

Методика Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе»

Вновь прибывшие в школу.

Май

Аналитическая справка.

15

Тест-опросник «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ», Опросник выявления предрасположенности к зависимому поведению,

Методика диагностики склонности к различным зависимостям (автор Лозовая Г.В), диагностика потребностей новых ощущений. (Краткий вариант психологического опросника М. Цукермана позволяет показать степень выраженности такой потребности у каждого отдельного человека)

Март-апрель, обучающиеся 7-11 классы

Аналитическая справка.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

№п/п

Содержание работы

Участники образовательного процесса

Сроки

Контроль

1.

Индивидуальные занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов, развитию ВПФ.

2, 3, 4 классы

Сентябрь - май

Программа «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»

Рекомендации ПМПк

Журнал учета развивающей и коррекционной работы(РКР)

2.

Психологическое сопровождение обучающихся в рамках ФГОС О УО (ИН)

2- 4 классы

Сентябрь-май

Программа организации  психол. сопровождения обучающихся 1-4 класса с УО (ИН) в соотв. с треб ФГОС УО (ИН)

 

3

Разработка плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида.

Дети-инвалиды

Сентябрь

4

Коррекция агрессивного поведения обучающихся.

5,6-8, 10 классы

В течение года

Программа коррекции агрессивных состояний

По результатам диагностики

5

Занятия (групповые и индивидуальные) для обучающихся со школьной дезадаптацией.

 5 класс, вновь прибывшие

В течение года

По результатам диагностики

6

Занятия (групповые и индивидуальные) по обучению методам релаксации, коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы с использованием сенсорной комнаты

2-4 классы

5-8, 10 классы

Сентябрь - май

Программа «Волшебный мир сенсорной комнаты»

7

Индивидуальные занятия по развитию познавательной сферы

1-7 классы

В течение года

По результатам диагностики.

Рекомендации ПМПк

8

Индивидуальные и групповые занятия для детей «группы риска»

Обучающиеся «группы риска»

Октябрь-май

По результатам диагностики.

9

Тренинг межличностных отношений

 8 классы

Декабрь

Конспект тренинга

10

Тренинг по конфликтологии

Педагоги, воспитатели

Март

Конспект тренинга

11

Оказание психологической помощи и поддержки молодым и вновь поступившим на работу педагогам и воспитателям.

Педагоги, воспитатели

В течение года

Консультации, рекомендации

12

Участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, в районных и областных фестивалях и конкурсах.

2-8, 10 классы

В течение года

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

№п/п

Содержание работы

Участники образовательного процесса

Сроки

Контроль

1.

Индивидуальное консультирование обучающихся, педагогов и родителей

По запросу

В течение года

Журнал консультаций

2.

Индивидуальное консультирование по результатам диагностики

«Группа риска»

В течение года

Журнал консультаций

3

Консультации для родителей:

- межличностные отношения в семье;

- возрастные особенности развития детей;

-родительско-детские отношения;

- взаимоотношения с педагогами и воспитателями;

- личностные проблемы родителей;

- проблемы адаптации детей;

 -профессиональное самоопределение ребенка;

- разрешение конфликтных ситуаций в семье;

- взаимодействие с подростками;

-по результатам диагностики;

- поведенческие проблемы ребенка.

- особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Родители

В течение года

Журнал консультаций

4.

Групповые консультации для подростков:

- Как воспитывать в себе доброе отношение к «братьям нашим меньшим»

- Как уберечь себя в сети Интернет и при использовании мобильной связи

- Этика сетевого общения

-Что делать в случае жестокого обращения дома, в школе и на улице

- Как не стать жертвой буллинга в школе

-Стресс и как с ним справиться

- Вредные привычки

- Любовь или влюбленность

5-8, 10 классы

В течение года

 Журнал консультаций

5.

Консультации для педагогов:

- по вопросу снижения уровня агрессивности подростков;

- по вопросам взаимоотношений с обучающимися, родителями, коллегами и администрацией.

- по результатам диагностики;

- написание характеристик;

-проблемы поведения обучающихся;

- подготовка к аттестации;

- неблагоприятные эмоциональные состояния;

- консультации по индивидуальным психологическим особенностям вновь прибывших детей и детей «группы риска»;

- личностные проблемы педагогов.

- как избежать «эмоционального выгорания»

Педагоги

воспитатели

В течение года

Журнал консультаций

6.

Консультации для обучающихся:

- межличностные отношения в семье и школе;

(взаимоотношения с одноклассниками, педагогами, родителями);

- взаимоотношения с противоположным полом;

- неблагоприятное эмоциональное состояние;

- предупреждение проявления девиантного поведения

- способы снятия стрессовых состояний;

- способы взаимодействия в конфликтной ситуации;

- преодоление агрессии во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;

- по результатам изучения профессиональных предпочтений.

5-8, 10 классы

Обучающиеся, состоящие на ВШУ

8, 10 классы

В течение года

Журнал консультаций

По результатам диагностики

Психологическое просвещение

Содержание работы

Участники образовательного процесса

Сроки

Контроль

1

Участие в работе педагогических советов школы

Педагоги

Один раз в четверть

Темы по плану работы школы

2.

Участие в работе методических объединений:

учителей начальных классов

 учителей-предметников,

воспитателей

Педагоги

Один раз в четверть

Темы по плану МО

3

Участие в общешкольных и классных родительских собраниях.

Родители

По плану работы школы и классных руководителей

Выступление, проведение анкетирования, разработка, памяток рекомендаций

4.

Подготовка информации для СМИ, электронных ресурсов, школьного сайта и информационного стенда.

Педагоги

Воспитатели

Родители

Обучающиеся

В течение года

Журнал психологического просвещения

5.

Подготовка печатных материалов (памятки) для родителей, педагогов, касающихся вопросов адаптации, обучения и воспитания детей

Педагоги

Родители

Подготовка памяток для родителей

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Содержание работы

Участники образовательного процесса

Сроки

Контроль

1.

Подготовка кабинета к работе в новом учебному году

Педагог-психолог

Август

Готовность кабинета

2.

Составление циклограммы работы педагога-психолога

Педагог-психолог

Август

Циклограмма

3.

Разработка программ индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

Педагог-психолог

Август-сентябрь

Программы, расписание занятий.

4.

Приобретение пособий и стимульного материала для диагностического обследования и коррекционно-развивающих занятий

Педагог-психолог

В течение года

Пособия, стимульный материал

5.

Пополнение картотеки психологических игр по различным психологическим проблемам (агрессивность, тревожность, застенчивость и т.д.).

Педагог-психолог

В течение года

Картотека игр

6.

Повышение квалификации, участие в веб-семинарах, областном методическом объединении педагогов – психологов.

Педагог-психолог

В течение года

8.

Участие в работе ППк школы

Педагог-психолог

По плану работы ППк

Протоколы ППк

9.

Ведение отчетной документации, обработка результатов диагностических обследований, разработка рекомендаций по результатам диагностического обследования.

Педагог-психолог

В течение года

Журналы учета работы

10

Подготовка аналитического отчета (анализа работы) педагога-психолога за текущий учебный год и плана работы на следующий учебный год.

Педагог-психолог

Май

Отчёт, план


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)

Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...

План работы учебного кабинета и план самообразования

В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...

Адаптированные образовательные программы и КИМЫ по сельскохозяйственному труду, географии для коррекционной школы, план работы классного руководителя, план работы кабинета

Планирование по предмету сельскохозяйственный труд 6-9 класс, география 6-9 класс, контрольно-измерительные материфлы за год и по четвертям....

2016 г. Наставничество. План работы Школы молодого учителя, организация работы в соответствии с планом.

План совместной работы учителя -наставника и молодого специалиста на  2016-2017 учебный год. Целью работы Школы молодого учителя является повышение профессиональной компетентности молодых пе...

План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».

Изучение  план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану;  Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...