Психологическое сопровождения детей с девиантным поведением.
методическая разработка по психологии

Шадрина Любовь Викторовна

Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическое сопровождения детей с девиантным поведением Шадрина Л.В. , педагог-психолог МАОУ Маслянская СОШ

Слайд 2

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Слайд 3

В случае выявления ребёнка с девиантным поведением в образовательном учреждении необходимо объединение усилий специалистов и педагогов с целью сопровождения ребёнка. Цель комплексного сопровождения – полноценное развитие ребенка. Задачи комплексного сопровождения : 1) Системный анализ личностного развития ребёнка на основе диагностического исследования, что позволяет не только выявить отдельные проявления нарушений в поведении ребёнка, но и определить их причины, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга; 2) Создание комплексных программ индивидуального сопровождения ребёнка с девиантным поведением; 3) Обеспечение реализации программ комплексного сопровождения; 4) Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение.

Слайд 4

Ребёнок с девиантным поведением Классный руководитель Медицинский работник Социальный педагог Педагог-психолог Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением При активном и заинтересованном участии семьи

Слайд 5

Деятельность педагога – психолога по сопровождению ребенка с девиантным поведением направлена на решение следующих задач : 1. анализ актуального состояния ребёнка по результатам диагностического обследования для организации профилактической и коррекционной работы; 2. разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий с ребёнком с девиантным поведением; 3. разработка рекомендаций педагогам по организации работы с ребёнком с девиантным поведением; 4. консультирование родителей по вопросам девиантного поведения ребёнка.

Слайд 6

Работа психолога по программам коррекции девиантного поведения включает несколько этапов : Диагностический этап. Подготовительный этап. Коррекционный этап . IV. Аналитический этап.

Слайд 7

Диагностический этап включает в себя получение запроса от классного руководителя, проведение работы по его уточнению путём взаимодействия со всеми участниками ситуации (дети, родители, педагоги), выявление причин возникновения отклоняющегося поведения с использованием диагностических методов.

Слайд 8

Подготовительный этап - подготовка к проведению коррекционной работы. Требования к составлению программы сопровождения те же, что и к любой программе (цели , задачи, тематический план и т.д.).

Слайд 9

Коррекционный этап Ф.И.О. ребёнка: Возраст : Класс: Разделы программы Содержание Примечания Диагностический инструментарий Предварительное заключение Цель коррекционно-развивающей программы Методики, с помощью которых проводилось психодиагностическое обследование ребёнка

Слайд 10

Задачи коррекционно-развивающих занятий Формы работы: - беседа; - ролевое проигрывание ситуаций; - упражнения на самопознание; - этюды, пантомима; - изобразительная деятельность; - подвижные игры; - психогимнастика и ауторелаксация.

Слайд 11

Временной период Программа рассчитана на месяца. Включает в себя занятий. Частота проведения – 2 раза в неделю. Продолжительностью занятия - по 45 минут каждое.

Слайд 12

Предполагаемый результат

Слайд 13

Результат

Слайд 14

Аналитический этап – оценка педагогом-психологом эффективности проведенной коррекционной работы. Осуществляется в рамках комплексной оценки осуществленной деятельности всех специалистов по реализации программы сопровождения ребенка с девиантным поведением. Включает в себя : - проведение специалистом диагностического обследования ребенка с целью определения эффективности проведенной коррекционной работы; - анализ соответствия предполагаемого результата полученному; - выявление совместно с другими специалистами причин, помешавших достичь предполагаемый результата; - корректировка программы или (если результат достигнут) подготовка рекомендаций для педагогов и родителей.



Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение детей девиантного поведения.

Как известно, многим детям, подросткам свойственны какие-то временные отклонения в поведении. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение определенной части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, сопряженная с затруднениями, не приносит ожидаемого успеха. Таких детей относят к категории подростков с девиантным поведением.

Девиантное поведение— это поведение, отклоняющееся от  общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 6-7 лет.

В случае выявления ребёнка с девиантным поведением в образовательном учреждении необходимо объединение усилий специалистов и педагогов с целью сопровождения ребёнка.

        Цель сопровождения – полноценное развитие ребенка.

        Задачи сопровождения:
1) Системный анализ личностного развития ребёнка на основе диагностического исследования, что позволяет не только выявить отдельные проявления нарушений в поведении ребёнка, но и определить их причины, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

2) Создание комплексных программ индивидуального сопровождения ребёнка с девиантным поведением;

3) Обеспечение реализации программ комплексного сопровождения;

4) Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение в рамках, например, психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.

Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением

Обязательным условием сопровождение ребёнка должно быть активное и заинтересованное участие семьи.

Каждый из специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка с девиантным поведением, в рамках решения общих задач сопровождения решает и специфические задачи.

Специалисты службы сопровождения (педагог - психолог, классный руководитель; социальный педагог; медсестра) проводят диагностику, просвещение, консультирование и коррекцию по наиболее важным проблемам развития ребенка: выбору образовательного маршрута, проблемам личностного развития, выступают независимыми экспертами и защитниками ребенка.

Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы сопровождения на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:

Классный руководитель:

является связующим звеном в группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками;

делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;

организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.

Социальный педагог:

изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;

организует профилактическую и коррекционную работу в школе;

поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;

взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением.

Психолог:

изучает личность учащегося и коллектива класса;

анализирует адаптацию ребенка в среде;

выявляет дезадаптированных учащихся;

изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками;

подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;

выявляет и развивает мотивацию, интересы, склонности и способности школьников;

осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.

Школьная медсестра:

исследует физическое и психическое здоровье учащихся;

организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем;

разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания;

взаимодействует с лечебными учреждениями.

  • Рассмотрим деятельность специалиста по сопровождению ребенка с девиантным поведением на примере деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.

Деятельность педагога – психолога по сопровождению ребенка с девиантным поведением направлена на решение следующих задач:

  1. анализ актуального состояния ребёнка по результатам диагностического обследования для организации профилактической и коррекционной работы;
  2. разработка и проведение коррекционно-развивающих занятий с ребёнком с девиантным поведением.
  3. разработка рекомендаций педагогам по организации работы с ребёнком с девиантным поведением.
  • консультирование родителей по вопросам девиантного поведения ребёнка.

Работа педагога-психолога по программам коррекции девиантного поведения состоит из нескольких этапов:

  1. Диагностический этап.
  2. Подготовительный этап.
  3. Коррекционный этап.

IV.     Аналитический этап.

Остановимся подробнее на содержании каждого этапа:

Диагностический этап.

Данный этап включает в себя получение запроса от классного руководителя, проведение работы по его уточнению путём взаимодействия со всеми участниками ситуации (дети, родители, педагоги), выявление причин возникновения отклоняющегося поведения с использованием диагностических методов.

На основании полученных результатов диагностического исследования формулируются задачи сопровождения ребенка с девиантным поведением, и составляется программа сопровождения, т.е. педагог-психолог переходит к следующему этапу:

Подготовительный этап.

Составляется программа сопровождения, где прописывается методики, которые были использованы, предварительное заключение, цель, задачи коррекционной  программы, на какой период рассчитана и предполагаемый результат.

После завершения коррекционного этапа работы педагог-психолог проводит повторное диагностическое обследование ребёнка и переходит к аналитическому этапу деятельности.

Аналитический этап – оценка педагогом-психологом эффективности проведенной коррекционной работы.

Осуществляется в рамках комплексной оценки осуществленной деятельности всех специалистов по  реализации программы сопровождения ребенка с девиантным поведением.

Включает в себя:

- проведение специалистом диагностического обследования ребенка  с целью определения эффективности проведенной коррекционной работы;

- анализ соответствия предполагаемого результата полученному;

- выявление совместно с другими специалистами причин, помешавших достичь предполагаемого результата (например: нарушение родителями сроков медикаментозного лечения, наличие психотравмирующей ситуации);

- корректировка программы (в случае недостижения поставленных целей комплексного сопровождения) или (если результат достигнут) подготовка рекомендаций для педагогов и родителей.

Однако, после реализации программы сопровождения и достижения положительного результата, ребёнок не должен оставаться без внимания специалистов. В случае необходимости (рецидивов девиантного поведения) работа по сопровождению возобновляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в образовательной среде

За последнее время в системе образования России организовалась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение ...

«Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения учащихся»

Выведено несколько основных вариантов отклоняющего поведения:1.    Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отка...

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (...

Взаимодействие подростков с девиантным поведением, проживающих в условиях специализированной социальной квартиры: сопровождение, коррекция, педагогическое сопровождение.

Методическая разработка по работе с подростками с девиантным поведением, временно проживающих на стационарном отделении СПб ГБУ СОН "СРЦ"Вера" на специализированной социальной квартире....

Психологическое сопровождения детей с девиантным поведением.

Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с девиантным поведением...

Индивидуальная программа психологического сопровождения (профилактика суицидального поведения подростка) Ф.И.О. ребенка: Д 001 Дата рождения 00.00.2007 класс 5 Проблема: умеренно-выраженные эмоционально-волевые расстройства (колебания настроения, неустой

Индивидуальная программа психологического сопровождения(профилактика суицидального поведения подростка)Ф.И.О. ребенка: Д 001Дата рождения 00.00.2007 класс 5Проблема: умеренно-выраженные эмоционал...