Консультация для педагогов «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей»
консультация по психологии

Рукина Елена Сергеевна

Речевое насилие представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребенку не меньше физического вреда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2211.docx55.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

от 22.11.2021г.

Подготовила педагог-психолог

Рукина Елена Сергеевна.

«Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей»

Жестокое обращение с детьми предполагает ЛЮБУЮ ФОРМУ ПЛОХОГО ОБРАЩЕНИЯ (не только физическое), допускаемое родителями, педагога, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми:

физическое

сексуальное

психологическое (эмоционально, в том числе РЕЧЕВОЕ)

пренебрежение основными нуждами ребенка

Речевое насилие представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребенку не меньше физического вреда.

К речевому насилию можно отнести следующее:

  • угрозы в адрес ребенка;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка, в т.ч. публичные унижения;
  • принижение его успехов;
  • постоянная критика в адрес ребенка;
  • подавление попыток проявления инициативы;
  • обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
  • наказание за неправильный ответ;
  • некорректное высказывание о внешнем виде;
  • привилегированное отношение к заискивающим детям;
  • отказ в утешении, когда дошкольник действительно испуган или подавлен;
  • отождествление ребенка с конфликтующим или неприятным для воспитателя родителем;
  • перекладывание на воспитанника ответственности за свои неудачи;
  • открытие признание в нелюбви и ненависти.

Признаки речевого и психологического насилия над ребенком:

  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • тревожность, нарушение сна;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению;
  • энурез, различные соматические заболевания;
  • девиантное поведение;
  • когнитивные нарушения.

Сейчас мы проведем короткий тренинг «Мятый лист».

«Взгляните на этот Чистый, белый лист, представим, что это душа ребенка.

Давайте все по очереди, попробуем произнести что-то обидное. (произносим слова, лист сминаем.)

Все вы прекрасно видите, что происходит, так же сжимается и душа ребенка, так же он замыкается на своих обидах.

Что же может помочь нам исправить ситуацию:

  • Время;
  • Извинения;
  • Изменения поведения.

При этом всем, надо понимать, что прежним лист уже не станет.

Воздействие стрессовых факторов ведет к нарушению баланса в системе «мозг – тело». От негатива, стресса переполняется, растет и становится основным отдел эмоций, душа ребенка. В следствии чего могут обнаруживаться соматические заболевания и даже торможение в развитии.

Схема «Воздействие стрессовых факторов на нарушение баланса в системе «мозг – тело»

«Равновесие в системе «тело – разум – душа»  

«Нарушение в системе «тело – разум – душа».

Возможные причины и факторы, влияющие на проявление речевой агрессии у педагогов:

  • Нервное напряжение
  • Не хватает ресурса найти правильный подход
  • Не знание, как можно иначе
  • Личные травмы (установки)

Экстренные меры, помогающие справится с бурными эмоциями:

  • Если очень хочется повысить голос – отойдите в сторону и сделав глубокий вдох громко выдохните!
  • Умение здраво мыслить во многом зависит от того, как мы дышим. Когда человек делает вдох и выдох СПОКОЙНО, организм получает нужное количество кислорода. Взволнованный дышит прерывисто. Сделайте очень медленный глубокий вдох и медленный выдох. И так несколько раз.
  • Упражнение «Лимончики».
  • Скажите четко, медленно и искренне, что вы чувствуете в данный момент (ВАЖНО ВЫРАЗИТЬ СВОИ ЭМОЦИИ, А НЕОСКОРБЛЯТЬ РЕБЕНКА).
  • При приближении эмоционального взрыва – выпейте стакан теплой воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика ухудшения психического и физического здоровья детей

Профилактика ухудшения психического и физического здоровья детей в условиях информационного общества через организацию службы «Здоровье»....

Родительский педагогический всеобуч «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков в условиях современного образования»

Главная цель разработки – вооружить педагогов идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными пробле...

Психическое и физическое здоровье детей при работе на компьютере

Рекомендации для детей и учителей при работе на компьютере. Представлены упражнения для осанки, сохранения зрения....

Психическое и психологическое здоровье воспитанников школы- интерната

Психическое здоровье – это состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений  и обеспечивающее адекватную условиям действительности  регуляцию поведения и деятел...

Психологическое просвещение " Сохранение психологического здоровья детей"

Выступление на педагогическом совете по теме " Сохранение психологического здоровья детей"...

Консультация для педагогов "Речевой этикет"

Суть понятия "речевой этикет"...