Памятка по работе с детьми группы риска
статья по психологии

Семинар по про

Памятка для работы с детьми группы психологического риска (суицид)

Возможные мотивы

Поиск помощи. Большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (внимание, любовь, освобождение от проблем).

Безнадежность. Жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

Множественные проблемы. Все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы раз­решить их по одной. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

Способ разрешить проблему. Человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

Как помочь подросткам

Выслушивайте — «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему (ей) возможность высказаться. Задавайте во­просы и внимательно слушайте.

Обсуждайте – открытое обсуждение планов и проблем снимает тре­вожность. Не бойтесь говорить об этом, большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозритель­ность.

Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует вос­принимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, могут изображать излишнюю тревожность, гнев. Скажите, что вы при­нимаете их всерьез.

Задавайте вопросы – обобщайте. «Такое впечатление, что ты на са­мом деле говоришь…», «Большинство людей задумывалось о самоубий­стве…», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получа­ете ответ, переходите на конкретику. «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?» Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

Подчеркивайте временный характер проблем, признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны. Узнайте, чем вы можете по­мочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

Взрослому, пытающемуся помочь подростку, в поведении которого прослеживаются суицидальные намерения, следует помнить о ранимости и отчаянии, царящем в его душе, всерьез принимать его проблемы.

 

 

Нельзя

Можно

 — Стыдить и ругать ребенка за его намерения

— Следует подбирать ключ к загадке суицида, помочь разобраться в причинах

— Недооценивать вероятность суицида, даже если ребенок внешне легко обсуждает свои намерения

— Необходимо всесторонне оценивать степень риска суицида

— Относиться к ребенку формально

— Дать почувствовать, что его принимают как личность и его жизнь кому-то небезразлична

— Предлагать неоправданные утешения, общие слова, банальные решения, не учитывающие конкретную жизненную ситуацию

— Выслушать подростка, используя слова: «Я слышу тебя». Помочь самому или выяснить, кто конкретно может помочь в создавшейся ситуации

— Оставлять ребенка одного в ситуации риска

— Если есть такая возможность, нужно привлечь родных и близких, друзей и т.п.

— Чрезмерно контролировать и ограничивать ребенка

— Главное – дружеская поддержка и опора, которые помогут ему справиться с возникшими затруднениями

О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков

Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению

    Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:

  • Ранние попытки к суициду;
  • Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  • Суициды в семье или в окружении друзей;
  • Алкоголизм;
  • Хроническое употребление наркотиков  и токсических препаратов;
  • Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;
  • Хронические или смертельные болезни;
  • Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;
  • Семейные проблемы.
  •      Психические заболевания, а именно:
  • Депрессия;
  • Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • Маниакально-депрессивный психоз;
  • Шизофрения.

    Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала. Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

·        Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

·        Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении
или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

·        Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;

·         Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

·        Погруженность в размышления о смерти;

·        Отсутствие планов на будущее;

·        Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Признаки депрессии у детей и подростков

ДЕТИ

  • Печальное настроение
  • Потеря свойственной детям энергии
  • Внешние проявление печали
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Изменение аппетита или веса
  • Ухудшение успеваемости
  • Снижение интереса к обучению
  • Страх неудачи
  • Чувство неполноценности
  • Самообман – негативная самооценка
  • Чувство  «заслуженной отвергнутости»
  • Чрезмерная самокритичность
  • Сниженная социализация, замкнутость
  • Агрессивное поведение, отреагирование в действиях

ПОДРОСТКИ

  • Печальное настроение
  • Чувство скуки
  • Чувство усталости
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Неусидчивость, беспокойство
  • Фиксация внимания на мелочах
  • Чрезмерная эмоциональность

 

  • Замкнутость
  • Рассеянность внимания
  •   Агрессивное поведение
  • Непослушание
  • Склонность к бунту
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • Плохая успеваемость
  • Прогулы в школе

Алгоритм действий классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога  при работе с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению.

1.  Если педагог заметил у ребенка признаки  суицидального/аддиктивного  поведения,     прежде всего не стоит бить тревогу. Можно попросить ребенка задер­жаться в классе и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу. Далее стоит деликатно отправить ре­бенка на консультацию к школьному психологу, который сможет дать квалифицированную помощь, выяснить причины такого поведения, побеседовать с родителями и посодейство­вать в поиске квалифицированных врачей и психологов.

2.                         Если же психолога в школе нет, после беседы с ребенком сле­дует провести беседу с родителями так же максимально спо­койно. Родителям надо объяснить, что в данном случае воз­можно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении ребенка.

3.                         Рассказать родителям «Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению».

Рекомендации классному руководителю по ведению беседы при работе с детьми,

склонными  к суицидально­му и аддиктивному поведению.

·         Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажет­ся, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - груст­ный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».

·         В то же время разговор должен быть уверенным.

·         К разговору стоит подготовиться.

·         Следует показать ребенку, что не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.

·         Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчи­во.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар по про

Памятка для работы с детьми группы психологического риска (суицид)

Возможные мотивы

Поиск помощи. Большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (внимание, любовь, освобождение от проблем).

Безнадежность. Жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

Множественные проблемы. Все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

Способ разрешить проблему. Человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

Как помочь подросткам

Выслушивайте — «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему (ей) возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

Обсуждайте – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом, большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность.

Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, могут изображать излишнюю тревожность, гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез.

Задавайте вопросы – обобщайте. «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь…», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?» Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

Подчеркивайте временный характер проблем, признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны. Узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

Взрослому, пытающемуся помочь подростку, в поведении которого прослеживаются суицидальные намерения, следует помнить о ранимости и отчаянии, царящем в его душе, всерьез принимать его проблемы.

 

 

Нельзя

Можно

 — Стыдить и ругать ребенка за его намерения

— Следует подбирать ключ к загадке суицида, помочь разобраться в причинах

— Недооценивать вероятность суицида, даже если ребенок внешне легко обсуждает свои намерения

— Необходимо всесторонне оценивать степень риска суицида

— Относиться к ребенку формально

— Дать почувствовать, что его принимают как личность и его жизнь кому-то небезразлична

— Предлагать неоправданные утешения, общие слова, банальные решения, не учитывающие конкретную жизненную ситуацию

— Выслушать подростка, используя слова: «Я слышу тебя». Помочь самому или выяснить, кто конкретно может помочь в создавшейся ситуации

— Оставлять ребенка одного в ситуации риска

— Если есть такая возможность, нужно привлечь родных и близких, друзей и т.п.

— Чрезмерно контролировать и ограничивать ребенка

— Главное – дружеская поддержка и опора, которые помогут ему справиться с возникшими затруднениями

О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков

Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению

    Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:

  • Ранние попытки к суициду;
  • Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  • Суициды в семье или в окружении друзей;
  • Алкоголизм;
  • Хроническое употребление наркотиков  и токсических препаратов;
  • Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;
  • Хронические или смертельные болезни;
  • Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;
  • Семейные проблемы.
  •      Психические заболевания, а именно:
  • Депрессия;
  • Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • Маниакально-депрессивный психоз;
  • Шизофрения.

    Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала. Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

·        Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

·        Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении
или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

·        Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;

·         Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

·        Погруженность в размышления о смерти;

·        Отсутствие планов на будущее;

·        Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Признаки депрессии у детей и подростков

ДЕТИ

  • Печальное настроение
  • Потеря свойственной детям энергии
  • Внешние проявление печали
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Изменение аппетита или веса
  • Ухудшение успеваемости
  • Снижение интереса к обучению
  • Страх неудачи
  • Чувство неполноценности
  • Самообман – негативная самооценка
  • Чувство  «заслуженной отвергнутости»
  • Чрезмерная самокритичность
  • Сниженная социализация, замкнутость
  • Агрессивное поведение, отреагирование в действиях

ПОДРОСТКИ

  • Печальное настроение
  • Чувство скуки
  • Чувство усталости
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Неусидчивость, беспокойство
  • Фиксация внимания на мелочах
  • Чрезмерная эмоциональность

 

  • Замкнутость
  • Рассеянность внимания
  •   Агрессивное поведение
  • Непослушание
  • Склонность к бунту
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • Плохая успеваемость
  • Прогулы в школе

Алгоритм действий классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога  при работе с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению.

1.  Если педагог заметил у ребенка признаки  суицидального/аддиктивного  поведения,     прежде всего не стоит бить тревогу. Можно попросить ребенка задержаться в классе и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу. Далее стоит деликатно отправить ребенка на консультацию к школьному психологу, который сможет дать квалифицированную помощь, выяснить причины такого поведения, побеседовать с родителями и посодействовать в поиске квалифицированных врачей и психологов.

2.                         Если же психолога в школе нет, после беседы с ребенком следует провести беседу с родителями так же максимально спокойно. Родителям надо объяснить, что в данном случае возможно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении ребенка.

3.                         Рассказать родителям «Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению».

Рекомендации классному руководителю по ведению беседы при работе с детьми,

склонными  к суицидальному и аддиктивному поведению.

·         Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - грустный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».

·         В то же время разговор должен быть уверенным.

·         К разговору стоит подготовиться.

·         Следует показать ребенку, что не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.

·         Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчиво.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа с группой "РИСК"

Предоставленный план индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися включает в себя обобщённый план работы учителей-предметников,администрации и класного руководителя.Совместная и качественно...

ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ С «ГРУППОЙ РИСКА»

ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ С «ГРУППОЙ РИСКА» ...

Стратегии по подготовке к экзамену сдетьми гр риска

Уважаемые коллеги!Чем и как может помочь учитель ребенку на государственном экзамене по общеобразовательному предмету, а также в ходе подготовки к экзамену и во время учебного процесса? Какие хитрости...

План работы с группой риска по подготовке к ОГЭ

План работы с группой риска по подготовке к ОГЭ...

Индивидуальный план работы обучающегося «Группы риска»

Цель работы с обучающейся «группы риска»:создать условия для развития социально адаптированной личности, систему работы по профилактике табакокурения, токсикомании и правонарушений обучающ...

Памятка для педагогов по работе с «группой риска»

Памятка для педагогов по работе с «группой риска»  по результатам социально-психологического тестирования, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических сред...

План работы с группой риска

В  работе представлен план работы с группой риска...