Тренинговое занятие: "Умей владеть собой"
материал по психологии

Тренинговое занятие: "Умей владеть собой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovoe_zanyatie_umey_vladet_soboy.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Умей владеть собой»

Тренинговое занятие: «Умей владеть собой»

Цель:  развитие  коммуникативных  навыков.

 Задачи:

- рассмотреть значение понятия «общение»;

- научиться устанавливать контакты с другими людьми;

- получить навык эффективной самопрезентации;

- потренироваться давать и получать обратную связь.

  Категория участников: учащиеся  9 класса.

Ход занятия.

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята!  Вы вместе уже более девяти лет. За это время вы многое узнали друг о друге. Вам легко общаться?  Не всегда!  А совсем скоро каждый из вас попадёт в совершенно незнакомое окружение. Это будет студенческая группа, соседи в общежитии или рабочий коллектив. Тому как научиться успешно общаться с другими людьми и  будет посвящено наше занятие.  Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила поведения в тренинге:

  1. Активное участие в работе группы.
  2. Общение по принципу «здесь и сейчас»
  3. Высказывание своих мнений и чувств по поводу происходящего в группе, а не оценивание по принципу «хорошо-плохо» или «правильно-неправильно»
  4. Конфиденциальность. Всё, что происходит на тренинге, не выносится за пределы группы.

Упражнение 1. «Представление имени»

Цель:  создать благоприятную обстановку в группе.

Группа встает в круг.

Инструкция:  каждый участник поочередно выходит в центр круга и называет своё имя, сопровождая его каким-либо жестом или позой. Выбор жеста или позы произволен – по желанию участника. Главное в том, чтобы через это движение был передан образ представляющегося человека.

Затем идет групповое обсуждение.

Упражнение 2. «Волшебный стул»

Цель:  развитие наблюдательности в общении, способности позитивно принимать мнение о себе со стороны других людей.

Инструкция: Один из ребят по желанию садится на «волшебный стул» в центре класса. Так как стул волшебный, человек «превращается» в растение, время года, музыкальный инструмент. Каждый участник, глядя на сидящего на «волшебном стуле», называет с каким растением, временем года, музыкальным инструментом он его ассоциирует.

Участники обсуждают впечатления. Легко или трудно было подбирать ассоциации? В чем были трудности восприятия человека?

Психолог: Итак. В первые минуты общения мы воспринимаем друг друга, обращаем внимание на внешность человека, его  выражение лица, позу, жесты. Мы ещё ни слова не сказали друг другу, а так называемое, первое впечатление, уже сложилось! Обмен информацией может проходить при помощи слов, вербально, так и без них.  Большую часть информации в процессе общения мы получаем именно невербально.

Упражнение 3. «Инсценировка песни»

Цель:  развитие навыков невербального общения, умения  устанавливать контакты с другими людьми.

Инструкция: группа делится на две команды, и каждая получает задание подготовить и затем показать инсценировку какой-либо известной песни. Инсценировка происходит без слов. Участники должны угадать эту песню.

Психолог: Кому удалось донести смысл песни? За счет чего? Какие трудности были при передаче и расшифровке информации? Замечаем ли мы сигналы жестов, мимики? Насколько часто в жизни мы пользуемся этими каналами передачи информации?

Упражнение на расслабление.

Психолог: Мы немного устали, давайте расслабимся и представим, что наш класс наполняется фиолетовым цветом, нам прохладно и неуютно, но чтобы стать ближе давайте пожмём друг другу руки. Теперь почувствуйте прохладу моря, класс наполняется голубым цветом, давайте прикоснёмся друг к другу плечом, нам станет теплее. А теперь мы на зелёной лужайке, улыбнитесь друг другу. Сколько красивых жёлтых цветов вокруг, солнышко согревает нас, пожелаем удачи друг другу и процветания! И стало совсем тепло от наших улыбок и сотрудничества, красный цвет радости, давайте похлопаем друг другу!

Упражнение «Последний билет»

Цель:  отработка навыков просьбы и отказа в общении, эффективной самопрезентации.

Инструкция: Для этого упражнения по желанию выбирается подгруппа из 6-7 участников. Они будут играть роль очереди в кассу автовокзала. Остальные ребята станут зрителями. Выбирается также 1 участник на роль кассира. Задача каждого человека убедить кассира продать именно ему единственный оставшийся билет. Можно использовать любые средства и приемы общения. Задача кассира, выслушав просьбу, отказать любым способом.

В конечном счете, кассир всё же отдает последний билет одному из участников.

Педагог-психолог: Почему билет достался именно этому человеку? Кто не согласен с решением кассира?

Известно, что люди, вступая в отношения с другими людьми, занимают определенную позицию. Английский психолог Эрик Берн определил 4 позиции по отношению к себе и к другим:

  1. Я - хороший, ты - хороший. (Человек не ругает себя, не зацикливается, оптимист, творческая личность,  в ладу с самим собой и с окружающими.)
  2. Я - хороший, ты - плохой. (Человек смотрит на других сверху вниз.  Самооценка завышена, способности других  им явно занижаются)
  3. Я - плохой, ты - хороший.  (Человек себя считает менее удачливым, менее способным;  заниженная самооценка.)
  4. Я - плохой, ты – плохой. (Человек думает, что всё плохо, полный пессимист.)

Узнал ли кто-нибудь из вас, какую позицию по отношению к нашему кассиру занимал победитель? В общении с окружающими мы должны стремиться к взаимодействию на равных, «я-хороший и ты-хороший»!

Упражнение «Ладошка»

Цель:  получение обратной связи, рефлексия.

Инструкция: участникам на листах бумаги предлагается нарисовать свою ладонь. На каждом пальце им необходимо дописать незаконченное предложение:

 большой палец - «Мне понравилось…»  

указательный – «Я узнал…»

средний – «Меня удивило…»

безымянный – «Я понял…»

мизинец – «Я почувствовал…»

Завершение тренинга: Все участники встают в круг, руки кладут друг другу на плечи и по очереди говорят соседу справа пожелание на букву его имени. Затем все участники  хором кричат «Спасибо!» и аплодируют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Умей сказать нет"

Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....

Презентация к тренинговому занятию "Умей сказать нет"

Данная презентация подготовлена к тренинговому занятию "Умей сказать нет"...

Тренинговое занятие "Учимся владеть собой"

Тренинговое занятие для обучающихся 7 класса...

Тренинговое занятие "Умей сказать "нет!"

Данный конспект занятия, рассчитанного 1-1,5 часа (по времени проведения),  направлен на  отработку навыков отстаивания собственного мнения, тренировку умения отстаивать свои границы....

тренинговое занятие "Умей сказать "нет"

Занятие рассчитано на младших подростков (5-6 классы), формирует личностную позицию, направлено на отработку навыков уверенного поведения....

Рабочая программа коррекционных занятий «Умейте владеть словом"

Программа предназначена для  повышение лингвистической компетенции по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку...