Тренинговое занятие: "Умей владеть собой"
материал по психологии
Тренинговое занятие: "Умей владеть собой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningovoe_zanyatie_umey_vladet_soboy.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Умей владеть собой»
Тренинговое занятие: «Умей владеть собой»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
- рассмотреть значение понятия «общение»;
- научиться устанавливать контакты с другими людьми;
- получить навык эффективной самопрезентации;
- потренироваться давать и получать обратную связь.
Категория участников: учащиеся 9 класса.
Ход занятия.
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Вы вместе уже более девяти лет. За это время вы многое узнали друг о друге. Вам легко общаться? Не всегда! А совсем скоро каждый из вас попадёт в совершенно незнакомое окружение. Это будет студенческая группа, соседи в общежитии или рабочий коллектив. Тому как научиться успешно общаться с другими людьми и будет посвящено наше занятие. Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила поведения в тренинге:
- Активное участие в работе группы.
- Общение по принципу «здесь и сейчас»
- Высказывание своих мнений и чувств по поводу происходящего в группе, а не оценивание по принципу «хорошо-плохо» или «правильно-неправильно»
- Конфиденциальность. Всё, что происходит на тренинге, не выносится за пределы группы.
Упражнение 1. «Представление имени»
Цель: создать благоприятную обстановку в группе.
Группа встает в круг.
Инструкция: каждый участник поочередно выходит в центр круга и называет своё имя, сопровождая его каким-либо жестом или позой. Выбор жеста или позы произволен – по желанию участника. Главное в том, чтобы через это движение был передан образ представляющегося человека.
Затем идет групповое обсуждение.
Упражнение 2. «Волшебный стул»
Цель: развитие наблюдательности в общении, способности позитивно принимать мнение о себе со стороны других людей.
Инструкция: Один из ребят по желанию садится на «волшебный стул» в центре класса. Так как стул волшебный, человек «превращается» в растение, время года, музыкальный инструмент. Каждый участник, глядя на сидящего на «волшебном стуле», называет с каким растением, временем года, музыкальным инструментом он его ассоциирует.
Участники обсуждают впечатления. Легко или трудно было подбирать ассоциации? В чем были трудности восприятия человека?
Психолог: Итак. В первые минуты общения мы воспринимаем друг друга, обращаем внимание на внешность человека, его выражение лица, позу, жесты. Мы ещё ни слова не сказали друг другу, а так называемое, первое впечатление, уже сложилось! Обмен информацией может проходить при помощи слов, вербально, так и без них. Большую часть информации в процессе общения мы получаем именно невербально.
Упражнение 3. «Инсценировка песни»
Цель: развитие навыков невербального общения, умения устанавливать контакты с другими людьми.
Инструкция: группа делится на две команды, и каждая получает задание подготовить и затем показать инсценировку какой-либо известной песни. Инсценировка происходит без слов. Участники должны угадать эту песню.
Психолог: Кому удалось донести смысл песни? За счет чего? Какие трудности были при передаче и расшифровке информации? Замечаем ли мы сигналы жестов, мимики? Насколько часто в жизни мы пользуемся этими каналами передачи информации?
Упражнение на расслабление.
Психолог: Мы немного устали, давайте расслабимся и представим, что наш класс наполняется фиолетовым цветом, нам прохладно и неуютно, но чтобы стать ближе давайте пожмём друг другу руки. Теперь почувствуйте прохладу моря, класс наполняется голубым цветом, давайте прикоснёмся друг к другу плечом, нам станет теплее. А теперь мы на зелёной лужайке, улыбнитесь друг другу. Сколько красивых жёлтых цветов вокруг, солнышко согревает нас, пожелаем удачи друг другу и процветания! И стало совсем тепло от наших улыбок и сотрудничества, красный цвет радости, давайте похлопаем друг другу!
Упражнение «Последний билет»
Цель: отработка навыков просьбы и отказа в общении, эффективной самопрезентации.
Инструкция: Для этого упражнения по желанию выбирается подгруппа из 6-7 участников. Они будут играть роль очереди в кассу автовокзала. Остальные ребята станут зрителями. Выбирается также 1 участник на роль кассира. Задача каждого человека убедить кассира продать именно ему единственный оставшийся билет. Можно использовать любые средства и приемы общения. Задача кассира, выслушав просьбу, отказать любым способом.
В конечном счете, кассир всё же отдает последний билет одному из участников.
Педагог-психолог: Почему билет достался именно этому человеку? Кто не согласен с решением кассира?
Известно, что люди, вступая в отношения с другими людьми, занимают определенную позицию. Английский психолог Эрик Берн определил 4 позиции по отношению к себе и к другим:
- Я - хороший, ты - хороший. (Человек не ругает себя, не зацикливается, оптимист, творческая личность, в ладу с самим собой и с окружающими.)
- Я - хороший, ты - плохой. (Человек смотрит на других сверху вниз. Самооценка завышена, способности других им явно занижаются)
- Я - плохой, ты - хороший. (Человек себя считает менее удачливым, менее способным; заниженная самооценка.)
- Я - плохой, ты – плохой. (Человек думает, что всё плохо, полный пессимист.)
Узнал ли кто-нибудь из вас, какую позицию по отношению к нашему кассиру занимал победитель? В общении с окружающими мы должны стремиться к взаимодействию на равных, «я-хороший и ты-хороший»!
Упражнение «Ладошка»
Цель: получение обратной связи, рефлексия.
Инструкция: участникам на листах бумаги предлагается нарисовать свою ладонь. На каждом пальце им необходимо дописать незаконченное предложение:
большой палец - «Мне понравилось…»
указательный – «Я узнал…»
средний – «Меня удивило…»
безымянный – «Я понял…»
мизинец – «Я почувствовал…»
Завершение тренинга: Все участники встают в круг, руки кладут друг другу на плечи и по очереди говорят соседу справа пожелание на букву его имени. Затем все участники хором кричат «Спасибо!» и аплодируют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие "Умей сказать нет"
Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....
Презентация к тренинговому занятию "Умей сказать нет"
Данная презентация подготовлена к тренинговому занятию "Умей сказать нет"...
аутотренинг "Умение владеть собой"
аутотренинг...
Тренинговое занятие "Учимся владеть собой"
Тренинговое занятие для обучающихся 7 класса...
Тренинговое занятие "Умей сказать "нет!"
Данный конспект занятия, рассчитанного 1-1,5 часа (по времени проведения), направлен на отработку навыков отстаивания собственного мнения, тренировку умения отстаивать свои границы....
тренинговое занятие "Умей сказать "нет"
Занятие рассчитано на младших подростков (5-6 классы), формирует личностную позицию, направлено на отработку навыков уверенного поведения....
Рабочая программа коррекционных занятий «Умейте владеть словом"
Программа предназначена для повышение лингвистической компетенции по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку...