НПК проект: "Переживание одиночества в юношеском возрасте"
творческая работа учащихся по психологии (10 класс)

Арсалан Балжимаев

В процессе работы над исследовательским проектом по психологии на тему "Переживание одиночества в юношеском возрасте" автором была поставлена цель изучить особенности проявления чувства одиночества у учащихся 10-х классов и идентифицировать его по классификации С.Г. Корчагиной.                                      

Подробнее о работе:                                                                                                                      

В предложенном проекте по психологии "Переживание одиночества в юношеском возрасте" автором была изучена теория одиночества в психолого-педагогической литературе, рассмотрены виды одиночества по С.Г.Корчагиной и даны характеристики юношеского возраста, оказывающие воздействие на возникновение одиночества у старшеклассников.                                                                                                       

Данная исследовательская работа по психологии на тему "Переживание одиночества в юношеском возрасте" отражает практическое исследование автора, в ходе которого им было проведено анкетирование учащихся 10 классов об одиночестве и определены виды одиночества, которые испытывают учащиеся в период юношества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perezhivanie_odinochestva_v_yunosheskom_vozraste.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Переживание одиночества в юношеском возрасте

Автор работы: Дугарова Юлия

Руководитель проекта: Балжимаев Арсалан Галсанович

Учреждение: МБОУ «Кижингинская средняя общеобразовательная школа им. Х. Намсараева». 

Класс: 10

В процессе работы над исследовательским проектом по психологии на тему "Переживание одиночества в юношеском возрасте" автором была поставлена цель изучить особенности проявления чувства одиночества у учащихся 10-х классов и идентифицировать его по классификации С.Г. Корчагиной.                                Подробнее о работе:                                                                                В предложенном проекте по психологии "Переживание одиночества в юношеском возрасте" автором была изучена теория одиночества в психолого-педагогической литературе, рассмотрены виды одиночества по С.Г.Корчагиной и даны характеристики юношеского возраста, оказывающие воздействие на возникновение одиночества у старшеклассников.                                                                        Данная исследовательская работа по психологии на тему "Переживание одиночества в юношеском возрасте" отражает практическое исследование автора, в ходе которого им было проведено анкетирование учащихся 10 классов об одиночестве и определены виды одиночества, которые испытывают учащиеся в период юношества.

Оглавление

Введение
1. Что такое одиночество?
1.1 Сущность понятия «
одиночество».
1.2 Виды одиночества по С.Г.Корчагиной.
1.3 Характеристики юношеского возраста как факторы возникновения одиночества у старшеклассников.
2. Исследование юношеского одиночества.
2.1. Организация и методы исследования.
2.2 Особенности переживания чувства одиночества в юношеском возрасте.
2.3 Рекомендации по преодолению чувства одиночества в юношеском возрасте.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Переживание чувства одиночества в юношеском возрасте остается достаточно важной темой психологических исследований. Как известно, этот возраст является сенситивным для развития готовности к личностному и профессиональному самоопределению.                                                                                        В юношеском возрасте потребность в общении с окружающими трансформируется в потребность общения с близким по личностным характеристикам человеком, возникает потребность в объекте влюбленности. Открывая свой внутренний мир, старшеклассник вынужден оставаться наедине с самим собой — переживать чувство одиночества.        Большинство исследователей говорит о положительном влиянии данного феномена именно в юношеском возрасте, но существуют исследования, которые выявляют тяжелые последствия переживания одиночества у старшеклассников [7].                                Изучение переживания чувства одиночества старшеклассниками имеет практическую актуальность, поскольку эти переживания влияют на формирование и адаптацию его личности в обществе.                                                                Цель исследования: изучение особенностей проявления чувства одиночества у учащихся 10-х классов.                                                                                Задачи исследования:

  • Изучить литературные источники, раскрывающие сущность понятия «одиночество» и его виды
  • Рассмотреть характеристики юношеского возраста как фактора возникновения одиночества у старшеклассников
  • Определить методы исследования чувства одиночества учащихся в юношеском возрасте
  • Провести исследование по выявлению особенностей проявления одиночества у учащихся в юношеском возрасте.
  • Проанализировать полученный результат.
  • Дать рекомендации по способам преодоления одиночества.

Объект исследования: чувство одиночества                                                        Предмет исследования: особенности переживания чувства одиночества у учащихся 10-х классов.                                                                        Гипотеза исследованияОдиночество в юношеском возрасте может быть использовано как уединение, как способ побыть с самим собой, осмыслить свой действия и поступки.                                                                                                Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы для подготовки и проведения классного часа, родительского собрания, при планировании профилактической работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.                                                        Вопрос проекта: «Какие виды одиночества преобладают у обучающихся 10-х классов?».                                                                                        Краткое содержание проекта: в работе рассматривается понятие «одиночество», его виды по Корчагиной С.Г., исследуются особенности переживания одиночества старшеклассниками и предлагаются способы преодоления одиночества в юношеском возрасте.                                                                                        Результат проекта (продукт): рекомендации по преодолению одиночества в юношеском возрасте, публикация на сайте «Обучонок».

Что такое одиночество?

Одиночество – одна из главных проблем в обеспечении психологического благополучия. Это острое внутреннее, субъективное переживание. Страх одиночества имеет древние корни: весь первоначальный период истории, насчитывающий не одну тысячу лет, человек, оставшийся один, не мог выжить.                                                В первобытном обществе самой тяжкой карой была не смертная казнь, а изгнание, т.е. наказание одиночеством. Эта традиция сохранилась и в современном обществе. Причём современное изгнание – это не обязательно удаление от общества. Существуют различные способы психологического: отказа от общения, бойкот, обструкция и т.п.                

  • эмоциональный: чувство полной погруженности в себя, покинутости, обречённости, ненужности, беспорядка, пустоты, чувства потери, иногда ужаса;
  • поведенческий: падает уровень социальных контактов, происходит разрыв межличностных связей.

Одиночество – не просто переживание. Это особая форма самовосприятия, острое самосознание. В повседневном самосознании мы переживаем своё состояние в контексте взаимосвязей. Одиночество как раз и говорит о разрушении этой сети.                        Одиночество – это ощущение, которое проявляется в форме потребности быть включённым в какую-то группу или потребность в контакте с кем-либо. Основополагающим выступает чувство отсутствия, потери, крушения; осознание своей исключённости и непонимания другими. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, обречёнными, потерянными, ненужными. Все эти ощущения носят мучительный характер[3].                                                                                                Одиночество – это разрыв связей, в то время как наши ожидания ориентированы на сохранение этих связей. Одинокий человек чувствует отрыв от прошлого, а также свою ненужность в будущем. Таким образом, если обобщить, то одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определённую форму самосознания и показывает раскол основной, реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Это определение позволяет развести одиночество, печаль, депрессию, чувство страха.

Описывая одиночество, сам переживающий его субъект может выделить следующие аспекты:

  1. Изначальное событие. Одиночество обычно приходит как внезапное осознание. Толчком к этому осознанию обычно выступает какое-либо событие.
  2. Переживание собственной ненужности, несостоятельности, неспособности установить социальные контакты.
  3. Субъект также способен выделить причины одиночества. Они могут быть как внешние, так и внутренние. В качестве внутренних постоянно действующих причин можно выделить соответствующие черты характера, например, стеснительность. В качестве внешней причины может быть названа какая-либо ситуация, например, компания незнакомых людей.

Понятие одиночества тесно связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми.


Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество.

Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет, проведённых человеком вне контактов с людьми. Люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими.

Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействует с окружающими , не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества. Кроме того, люди могут и не осознавать, что между их реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими существуют расхождения.

Подлинные, субъективные состояния одиночества обычно сопровождают симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов с явно негативной эмоциональной окраской, причём у разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одни одинокие люди жалуются, например, на чувство печали и подавленности, другие говорят о том, что испытывают страх и тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе.

На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким и в том случае, если его контакты ограничены одним – двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми[4].

Перейти к разделу: 3. Виды одиночества по С.Г. Корчагиной

Виды одиночества

Исследовательская работа: 

 Переживание одиночества в юношеском возрасте

Виды одиночества по С.Г. Корчагиной

Существуют различные подходы к феномену одиночества, можно сказать, что одиночество как психическое явление имеет несколько видов, а каждый из них - глубину проявления, от нормы до патологии.


Корчагина в своей работе выделяет и описывает 
четыре вида одиночества. Одиночество присутствует во всех сферах поведения и жизнедеятельности человека. Виды одиночества С.Г. Корчагина выделяет в зависимости от преобладания одного из механизмов обособления (отчуждения) и идентификации, а также особенностей их соотношения[1].

Отчуждающее одиночество

Согласно С.Г. Корчагиной, при отчуждающем одиночестве доминирует механизм обособления, принимающий форму отчуждения от других: людей, норма, мира и т.д. Большое количество отчужденных объектов, которые были близки и нужны, вероятнее всего приведут к переживанию одиночества.

Отчуждение вызывает ответное отчуждение со стороны его объектов, становится взаимным. А если объекты отчуждения - это близкие люди, то человек начинает испытывать душевную боль и психологический дискомфорт. Длительное и настойчивое отчуждение вызывает взаимное отчуждение.

Люди, которые обращаются за психологической помощью, настороженны и пытаются защитить свое «Я». Клиент дает психологу только минимальную информацию. При отсутствии психологической помощи отчуждающее одиночество может перейти в клиническую форму. (Корчагина, 2008).

Диффузное одиночество

Диффузное одиночество возникает при идентификации себя с другими людьми, группами и т.д. Понятие «идентификация» ввел 3. Фрейд. Все начинается с недовольства собой и неудовлетворенности, человек начинает самосовершенствоваться или копировать того кто кажется ему успешным и авторитетным.

При идентификации себя с другими он теряет свои собственные особенности, начинает жить от объекта своей идентификации. В человеке есть три измерения - физическое, психологическое и духовное (вера, идеалы, стремления). Эти три измерения взаимодействуют друг с другом. Если что-то меняется в одной из координат, это отражается во всей системе.

Уход от собственного «Я», делает трудным личностное обособление, тормозит рефлексию, останавливает личностный рост и развитие. Ограничение самопознания тормозит развитие личности, это не только тягостно, но и разрушительно. Диффузное одиночество часто не осознается человеком, что усложняет и отягощает ситуацию. Человек стремится к другим людям.

Субъект одиночества не может, не хочет идентифицироваться с человеком переживающим состояние эмоционального спокойствия и уравновешенности, потому что это потребует подлинного общения и, следовательно, обращения к своему «Я», которое утрачено. Циклы идентифицирования могут повторяться многократно, пока диффузное одиночество не перейдет в клиническое.

Человек остро чувствует. Диффузное одиночество обширно и многогранно, потому что таковы объекты его идентификации. Оно порождает проблемы в разных сферах жизнедеятельности человека. При отсутствии квалифицированной и психологической помощи состояние диффузного одиночества, так же как и отчуждающего, может переходить в клиническую форму. (Корчагина 2008)

Диссоциированное одиночество

Диссоциированное одиночество выделяет из трех деструктивных форм максимальная степень идентификации и полное обособление, смена тенденций скачкообразна - от максимума до максимума. Этот вид одиночества часто встречается у людей с экспрессивной психикой, эмоции у них яркие и бурные, а саморегуляция снижена. Человечный человек.

Прежде чем идентифицироваться с кем-то, человек, переживающий диссоциированное одиночество, «вылепливает» его по своему мнимому подобию. Главными становятся личностные особенности объекта идентификации, которые могут иметь определенный диапазон, необходимый субъекту. Одинокий человек внутренне разделен, на «хорошего себя» и «плохого себя». Человек страдающий диссоциированным одиночеством, идентифицируясь видит прекрасное и ужасное. Прекрасное притягивает, а ужасное отталкивает. Диссоциированное одиночество, характеризуется зависимостью.

Субъективно позитивный вид одиночества

Субъективно позитивный вид одиночества – управляемое одиночество, или уединенность, представляет собой вариант переживания психологической отдельности, собственной индивидуальности, который личностно обусловлен оптимальным соотношением результатов процессов идентификации и обособления. Это динамическое равновесие можно рассматривать как одно из проявлений психологической устойчивости личности относительно воздействий социума.

Перейти к разделу: 4. Характеристики юношеского возраста

Характеристики юношеского возраста

Исследовательская работа: 

 Переживание одиночества в юношеском возрасте

Характеристики юношеского возраста и факторы возникновения одиночества у старшеклассников

Юность – это один из этапов жизни человека. Четких установленных границ юности нет. Юношеский возраст делится на два этапа: 16-18 лет - ранняя юность или старшеклассничество, 18-21- юность.


Юношеский период отличается от всех остальных ощущением свободы выбора.

Сложность определения нижней границы юности заключается в том, что не все проходят одинаковые этапы обучения. Те дети, которые остаются в школе и заканчивают 11 классов, вступают в юношеский период позже.

Их социальная ситуация не изменяется до 17 лет, когда они также переживают кризис развития, вставая на пути выбора своей дальнейшей деятельности. [9]

Тех, кто тяжело переживает юношеский кризис, отличает появление страхов, повышенной тревожности, беспокойства. В это время они решают, чем будут заниматься в дальнейшем, при этом боясь совершить ошибку. Эти страхи усиливаются из-за воздействия родителей: они давят на ребенка, торопят его с выбором будущей профессии.

Главное психическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. «Для ребенка единственная осознаваемая реальность – это внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию».

Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает своих психологических состояний. Для юноши внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам.

Обретая возможность погружаться в самого себя, свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Открытие своего внутреннего мира – радостное и волнительное событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Вместе с сознанием своей неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества [8].


Собственное «
Я» нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которое чем – то необходимо заполнить. Отсюда и рост потребности в общении, и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, тишине, молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.

Юношеский возраст является основным этапом формирования мировоззрения. Ученики старших классов еще не достаточно цельно воспринимают окружающий мир, их мировоззрение ненадежно и малосодержательно.

В юном возрасте кругозор значительно расширяется, обогащаются умственные способности, появляется интерес к теоретическим знаниям и желание систематизировать конкретные факты. В этот период возникает вопрос о смысле жизни. Чаще всего это общее желание понять свое предназначение.

В это время взгляд на окружающий мир в большей степени подчинен личностным потребностям. Молодые люди пытаются сориентироваться в этом мире, найти себя, своего места в жизни. Они стоят перед важной задачей выбора профессии, от которого зависит в дальнейшем положение в социуме. Юношеский возраст характеризуется большим стремлением к дружеским отношениям и любви.

Дружба юношей и девушек отличается более глубоким и устойчивым характером, чем у подростков. Значимым становится стремление к эмоциональной теплоте, искренности. Возникает желание поделиться с другом чем-то личным. Достаточно характерным является то, что юноши пытаются идеализировать дружбу и своих друзей.

В то же время они достаточно требовательны по отношению к ним. У юношей может возникнуть ощущение в недостаточной близости с друзьями.

Для юношеского возраста, также как и для других, характерно желание завязывать дружеские отношения с людьми своего пола. Но взаимоотношения девушек и юношей несколько меняются. Их общение становится более активным. В этот период возникает желание испытать новые глубокие чувства.

Для юноши или девушки любовь – это, чаще всего, незнакомое чувство. Они пока не знают, как она проходит и как уходит. Появление предмета любви – высоко значимое событие в жизни молодого человека, вызывающее бурю эмоций, напряженные переживания.


Рассмотрение одиночества в юношеском возрасте актуализируется еще и тем, что именно в этом возрасте идут процессы социальной идентификации, формируются социальные позиции, которые обеспечивают дальнейшую социализацию и индивидуализацию.

Стремление к независимости, свободе проявления чувств и мыслей, чрезмерное самомнение, стереотипное восприятие других людей, не зрелость социальной сферы и другие, социально психологические характеристики могут привести к психологической изоляции, отчуждению от других, одиночеству.

Важным является и то, что многие исследователи (Вейс, Рассел, Вербицкая, Шагивалес, Неумова) отмечают, что в юношеском возрасте люди значительно чаще чувствуют себя одинокими. И. Кон подчеркивает, что «отрочество и юность, когда человек напряженно ищет себя, - повсеместно самый коллективный, общительный и одновременно самый психологически одинокий возраст жизни». [6]

Все зависит от того, насколько удачно сможет молодой человек адаптироваться к изменившимся условиям, строить новые взаимоотношения и одновременно решить проблему одиночества для себя. Понимание природы одиночества позволит выработать оптимальные стратегии его продолжения.

Итак, переживание одиночества в юношеском возрасте возникают в связи с проблемами социальной идентификации и возрастными связями. Это время формирования социальной позиции, которая обеспечивает дальнейшую социализацию и идентификацию.

Человек репродуктивного возраста может переживать одиночество из-за неудач в общении, что формирует страх новых эмоциональных межличностных отношений и их избегания; в случае нарушения взаимопонимания в профессиональных группах, семье; в ситуации потери родителей и других близких людей вследствие их смерти; в ситуации неразделенной любви.

А также ведущая деятельность этого возраста осуществляется вне дома, и это тоже будет стимулировать чувство одиночества[1].

Перейти к разделу: 5. Исследование юношеского одиночества

Исследование юношеского одиночества

Исследовательская работа: 

 Переживание одиночества в юношеском возрасте

Методы исследования одиночества в юношестве

В исследовании приняли участие 20 учащихся 10-х классов МКОУ КСОШ №1.

Для достижения цели и поставленных задач мы использовали следующие методики:

  • Анкета Г. Р. Шагивалеевой для выявления уровня и характера одиночества у подростков [5];
  • Опросник С.Г.Корчагина, тест направлен на определение и глубины переживания одиночества, и его вида (диффузное, отчуждающее, диссоциированное ) [10].
  • Методика неоконченных предложений


Диагностика проводилась в групповом режиме.

Основная методика, использованная в работе, имела форму анкеты. В нее было включено несколько вопросов. Первые три вопроса предназначены для выявления меры одиночества.

  • «Много ли времени ты обычно проводишь среди людей?»;
  • Есть ли в твоем окружении люди, с которыми ты чувствуешь себя просто и непринужденно, с которыми хочется подолгу быть вместе?»;
  • «Есть ли у тебя близкие люди (близкий человек), к которым ты всегда можешь прийти и поделиться своими мыслями и переживаниями, которые тебя всегда поймут и поддержат?» Каждый из этих вопросов относится к разным видам одиночества: соответственно, коммуникативному, эмоциональному и духовному.

Следующие три вопроса, согласно автору анкеты, измеряли отношение школьников к одиночеству, независимо от того, имеется оно у них или нет.

  • «Считаешь ли ты себя одиноким?»;
  • «Стремишься ли ты избежать одиночества?»;
  • «Как часто возникает желание остаться одному?».

Опросник Корчагиной С.Г. для определения глубины переживания одиночества, его вида представлен 30-ю вопросами. На каждый вопрос есть два варианта ответа (да или нет), нужно выбрать тот ответ, который соответствует представлению опрашиваемого на данный момент.

В методике неоконченные предложения нужно просто было дописать предложения по своему усмотрению.

  1. Если что-то позитивное в одиночестве …
  2. Причины юношеского одиночества …
  3. Пути преодоления одиночества …

Особенности переживания чувства одиночества в юношеском возрасте


Анализ полученных ответов по анкете Г. Р. Шагивалеевой для выявления уровня и характера одиночества десятиклассников показал следующие результаты.

одиночество 1

Рис 1. Распределение учащихся 10-х классов в зависимости от ответа на вопрос «Много ли ты времени проводишь среди людей», в%.

По рис.1 можно сказать, что 60% старшеклассников подтверждают, что довольно много общаются с другими людьми, что характерно для юношеского возраста. В тоже время 40% десятиклассников признаются, что круг их общения ограничен.

одиночество 2

Рис 2. Распределение учащихся 10-х классов в зависимости от ответов на вопрос «Есть ли в твоем окружений люди, с которыми ты чувствуешь себя просто и непринужденно, с которыми хочется подолгу быть вместе?», в %.


В подтверждению к вышесказанному, по рис.2, можно отметить, что у 55% учащихся есть круг лиц, с которыми у них хорошие отношения, а может и дружеские. 45% учащихся отмечает, что таких людей в их окружении нет, что может говорить о том, что они могут чувствовать себя в коллективе не принятыми, не понятыми, что может привести к убеждению собственной ненужности

одиночество 3

Рис 3. Распределение учащихся 10-х классов в зависимости от ответов на вопрос «Есть ли у тебя близкие люди (близкий человек), к которым ты всегда можешь прийти и поделится своими мыслями и переживаниями, которые тебя всегда поймут и поддержат?», в %.

По диаграмме , представленной на рис.3, можно сказать , что 65% старшеклассников имеют в своем окружении людей, с которыми у них доверительные отношения и они могут с ними поделиться чем-то личным. 35% десятиклассников признаются в отсутствии таких людей вокруг себя, что может свидетельствовать наличие переживания чувства одиночества у этой группы учащихся.

одиночество 4

Рис 4. Распределение учащихся 10-х классов в зависимости от ответов на вопрос «Считаешь ли ты себя одиноким, в %.

Рассмотрев ответы на вопрос: «Считаешь ли ты себя одиноким?», мы разделили школьников на тех, кто считает себя одиноким и на тех, кто не считает себя одиноким.


Оказалось, что не считают себя одинокими 16 человек (80%), а считают 4 человека (20%). Интересен тот факт, что некоторые школьники считают себя одинокими несмотря на то, что по объективным параметрам оно у них отсутствует. (рис. 4.)

одиночество 5

Рис.5. Распределение учащихся 10-х классов в зависимости от ответов на вопрос «Стремишься ли ты избежать одиночества?», в %.

Из диаграммы, представленной на рис.5, видно, что учащихся, сознательно стремящихся избежать одиночества больше, нежели учащихся, которые не пытаются избежать одиночества (30 % и 70% соответственно) Отсюда можно сделать вывод: активное избегание одиночества действительно снижает вероятность его возникновения.

Одиночество не хотят в большей степени те, кто в нем не находится. В нашем случае это 6 человек. Возможно, для них существует сама проблема, то есть они допускают возможность одиночества и стараются его избежать. Вероятно, это вызывает тревогу и страх.

Следующий вопрос анкеты: «Как часто возникает желание остаться одному?» касался индивидуальной потребности в частоте межличностных контактов. Анализ результатов привел к такому распределению ответов (Рис 6.)

одиночество 6

Рис 6. Распределение учащихся 10-х классов в зависимости от ответов на вопрос «Как часто возникает желание остаться одному?», в %


Первый ответ дали исключительно те, кто ранее был нами отнесен к группе со средней мерой одиночества, не стремящихся избежать его (3чел.(50%)), то есть, возможно, не страдающих из-за своего одиночества. В ответах школьников на второй, третий и четвертый варианты никаких закономерностей выявить не удалось.

А теперь, проанализируем ответы на следующий вопрос анкеты: «Что ты обычно чувствуешь, когда ты одинок?» В анкете было обозначено 26 чувств и эмоций, среди которых подростки указали характерные для них переживания, без ограничения количества (рис 7).

одиночество 7

Рис 7. Распределение учащихся 10-х классов в зависимости от ответов на вопрос «Что ты чувствуешь, когда ты одинок?», в %.

По диаграмме, представленной на рис.7, можно увидеть, что в состоянии одиночества чаще всего старшеклассники испытывают плохое настроение (50%), тревогу(50%), скуку(40%). В свою очередь, чувство стыда и неловкости (5%) не является спутником переживания чувства одиночества.

30% учащихся в состоянии одиночества способны испытывать хорошее настроение, радость, умиротворенность, активность, сосредоточенность, увлеченность и занятость.

На вопрос «Есть ли что-то позитивное в одиночестве ?» учащиеся видят только позитивное, отвечая, что «можно подумать», «никто не мешает», «позволяет разобраться в себе», «человек может побыть сам с собой», «умиротворенность», «побыть со своими мыслями наедине».

Основными причинами юношеского одиночества учащиеся 10-х классов, выделяют такие как – «переходный возраст», «отсутствие друзей», «замкнутость ,непонимание других», «несчастная любовь», «предательство», «глупость», «не принимает общество», «нехватка общества», «что никто не понимает».

Пути преодоления одиночества старшеклассники видят в общении с друзьями, в оптимистическом настроений на жизнь, занятии любимым делом, в расширении и приобретении новых друзей.


Анализ полученных результатов по опроснику С.Г.Корчагина для определения вида одиночества показал, какой вид одиночества преобладает среди десятиклассников (рис.8).

одиночество 8

Рис. Распределение учащихся 10-х классов в зависимости от вида одиночества, в %.

Согласно диаграмме, представленной на рис.8,мы можем отметить, что у 25% учащихся наблюдается диффузное одиночества. А это значит, что эту группу детей отмечает подозрительность в межличностных отношениях и сочетание противоречащих личностных и поведенческих характеристик: сопротивление и приспособление в конфликтах; наличие всех уровней эмпатий; возбудимость, тревожность и эмотивность характера, коммуникативная направленность.

Человек стремится к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение собственного бытия, своей значимости. Такие люди очень остро реагируют на стрессы, выбирая стратегию поиска сочувствуя и поддержки и демонстрируют абсолютное согласие с мнениями, принципами, моралью, интересами того, с кем коммуницирует.

Стремясь к истинному человеческому общению, он действует так, что не оставляет себе не малейшего шанса осуществить данное стремление. Следствием этого, конечно, является жесточайшее переживание одиночества, наполненное страхом, разочарованием и ощущением бессмысленности своего существования.

Следующий вид одиночества (25%) – диффузное одиночество. Это те старшеклассники, которые испытывают конфликты в межличностных отношениях, стремятся к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение собственного бытия, своей значимости.

Это не удается, потому что человек не общается в собственном смысле, не делится своим, не обменивается, а лишь примеривает на себя личину другого, то есть отождествляется с ним, становясь как бы живым зеркалом. Такие люди очень остро реагируют на стрессы, выбирая стратегию поиска сочувствия и поддержки. Он демонстрирует абсолютное согласие с мнениями, принципами, моралью, интересами того, с кем коммуницирует.


У 20% десятиклассников наблюдается 
диссоциионированное одиночество. Диссоциированное одиночество выражается в тревожности, возбудимости и демонстративности характера, противоборстве в конфликтах, личной направленности, сочетании высокой и низкой эмпатии, эгоистичности и подчиняемости в межличностных отношениях, что, безусловно, является противоположными тенденциями. Полученные данные достаточно близки к тому состоянию, которое испытывает учащиеся в юношеском возрасте.

Последний вид одиночества – отчуждающее(15%) – представляет собой наиболее сложное состояние, как по переживаниям, так и по происхождению и проявлениям. Такое одиночество возникает у юношей и девушек в случае, когда он или она совсем не принимает или не принимается классом.

Обычно у таких людей наблюдается недоверие, подозрительность, приписывание другим плохих намерений, тоску, депрессию, реже – тревогу. Это неудивительно, если понять, что человек находится в состоянии одиночества осознанного, не имея возможности с кем-то поделиться, потому что рядом, по его представлениям, нет никого, способного выслушать и понять. Осознание невозможности быть выслушанным, понятым, принятым зачастую приводит к убеждению в собственной ненужности, не интересности. Жизнь становится бессмысленной и пустой. Могут возникать мысли о суициде.

Из полученных данных видно, что преобладающий вид одиночества (40%) в нашей выборке это состояние одиночества без определенной вида (смешанное, субъективно-позитивный), характеризуемое как управляемое одиночество. Этот вид одиночества предполагает осознаваемое человеком уединение для возможности побыть с самим с собой, а также рассматривается как одно из проявлений психологической устойчивости личности относительно воздействия социума.

Таким образом, можно сказать, что четвертая часть всех обследованных старшеклассников хорошо знакома с проблемой одиночества. Переживание чувства одиночества у данной выборки учащихся десятых классов у большей части принимает вид управляемого одиночества. Из этого следует, что одиночество юношами и девушками может быть использовано как уединение, как возможность побыть наедине с самим собой, осмыслить свои действия и поступки. В тоже время среди старшеклассников есть те, которые испытывают одиночество и нуждаются в помощи.

Перейти к разделу: 6. Преодоление чувства одиночества

Преодоление чувства одиночества в юношеском возрасте

Исследовательская работа: 

 Переживание одиночества в юношеском возрасте

Рекомендации по преодолению чувства одиночества в юношеском возрасте

  1. Отвлечение при помощи умственной деятельности (просмотр ТВ, книги, прослушивание музыки).
  2. Занятие напряженной работой, чтобы преуспеть в какой-либо деятельности.
  3. Выполнение домашних дел.
  4. Занятие спортом, творчеством и т.п. с целью избавления от негативных эмоций.
  5. Шопинг с целью изменения собственного имиджа.
  6. Поиск новых способов знакомства (дискотека, вечеринки, различные клубы, интернет).
  7. Анализ причин своего одиночества.
  8. Прогулка на свежем воздухе, выезд на природу.
  9. Обращение к психологу или психотерапевту для разрешения проблем.

Заключение


Целью исследовательской работы было изучение особенностей проявления одиночества учащимися десятых классов.

Теоретический анализ различных литературных источников показал, что переживание одиночества в юношеском возрасте возникают в связи с проблемами социальной идентификации и возрастными связями.

Человек в юношеском возрасте может переживать одиночество из-за неудач в общении, что формирует страх новых эмоциональных межличностных отношений и их избегания. Ведущая деятельность этого возраста осуществляется вне дома, и это тоже будет стимулировать чувство одиночества.

 отчуждающее одиночество, диффузное одиночество, диссоциированное одиночество и уединенность.

  • Четвертая часть всех обследованных старшеклассников хорошо знакома с проблемой одиночества
  • Одиночества не хотят в большей степени те, кто в нем не находится. Активное избегание одиночества действительно снижает вероятность его возникновения.
  • Неумение общаться, непонимание других, отсутствие друзей, низкая самооценка являются основными причинами одиночества в юношеском возрасте.
  • Личностные особенности учащихся являются причиной возникновения одиночества.
  • Переживание чувства одиночества у учащихся десятых классов у большей части принимает вид управляемого одиночества. Из этого следует, что одиночество юношами и девушками может быть использовано как уединение, необходимое для того, чтобы осмыслить свои действия и поступки наедине с самим собой.
  • Эффективным способом преодоления чувства одиночества в юношеском возрасте является расширение собственных интересов, круга общения, развитие коммуникативных навыков и умений, в познании себя.

Таким образом, цель и задачи данной исследовательской работы были достигнуты. Гипотеза о том, что одиночество в юношеском возрасте может быть использовано как уединение, как способ побыть с самим собой, осмыслить свой действия и поступки подтверждена.

Список используемой литературы

  1. Корчагина С.Г. Психология. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 228 с.
  2. Киселева В. А. Проблема социального одиночества подростков/ Материалы конференции, посвященной 5-летию факультета соц педагогики – М. 2000
  3. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход /Лабиринты одиночества – М. , 1989.
  4. Малышева С. В. , Рождественская Н. А. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество./ Вестник МГУ Серия 14. Психология, 2001, №3
  5. Материал Psylab.info - энциклопедии психодиагностики.Хачатурян К. Д., Одиночество как психологическая проблема, Хачатурян К. Д., М.: Ростов-на-Дону - 2011г.
  6. Шагивалеева, Г.Р. Одиночество и способности его переживания студентами: Монография / Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Алмедиа, 2007г.
  7. Шамсутдинова Э.Р., Одиночество и его особенности переживания студентами вуза, Шамсутдинова Э.Р., - М., Елабуга – 2010 г.
  8. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. – 2-е изд. – М.:Прогресс, 2006. – 352с.

Приложение 1. Анкета. Р. Шагивалеевой

1. Много ли времени ты обычно проводишь среди людей?

а) да б) нет

2. Есть ли в твоем окружении люди, с которыми ты чувствуешь себя просто и непринужденно, с которыми хочется подолгу быть вместе?

а) да б) нет

3. Есть ли у тебя близкие люди (близкий человек), к которым ты всегда можешь прийти и поделиться своими мыслями и переживаниями, которые тебя всегда поймут и поддержат?

а) да б) нет

4. Считаешь ли ты себя одиноким?

а) да б) нет

5. Стремишься ли ты избежать одиночества?

а) да б) нет

6. Как часто возникает желание остаться одному?

а) постоянно в) несколько раз в неделю

б) хотя бы раз в день г) вообще не возникает такого желания

7. Что ты обычно чувствуешь, когда ты одинок?

а) отчаяние п) раздражение, обиду

б) депрессию р) гнев, злость

в) страх с) скуку

г) тревогу т) смирение

д) плохое настроение у) увлеченность, занятость

е) тоску ф) безмятежность, беспечность

ж) тоску по конкретному человеку х) равнодушие, безразличие

з) незащищенность, ранимость ч) спокойствие

и) жалость, сочувствие к себе щ) удовлетворенность

к) стыд, неловкость ш) хорошее настроение, радость

л) беспомощность, бессилие э) уверенность

м) опустошенность, безнадежность ю) умиротворенность

о) отчужденность, покинутость я) активность, сосредоточенность.

Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагина

Тест направлен на определение и глубины переживания одиночества, и его вида (диффузное, отчуждающее, диссоциированное).

Инструкция. Вам предлагается 30 вопросов или утверждений и два варианта ответов на них (да или нет), выберете тот, который наиболее соответствует вашему представлению о себе.

Опросник

  1. Думаете ли Вы о том, что никто не знает Вас по-настоящему?
  2. Испытываете ли Вы в последнее время недостаток в дружеском общении?
  3. Думаете ли Вы о том, что близкие и друзья не очень-то беспокоятся о Вас?
  4. У Вас возникает мысль о том, что по-настоящему Вы никому не нужны? (легко справятся и без Вас)?
  5. Опасаетесь ли Вы показаться навязчивым со своими откровениями?
  6. Кажется ли Вам, что Ваша смерть не принесет особых страданий близким и друзьям?
  7. Есть ли в Вашей жизни люди, с которыми Вы чувствуете себя «своим»?
  8. Бывает ли так, что Вы испытываете противоположные чувства по отношению к одному и тому же человеку?
  9. Ваши чувства носят порой экстремальный характер?
  10. Бывает ли у Вас ощущение, что вы «не от мира сего», все у Вас не так, как у других?
  11. Вы больше стремитесь к своим друзьям, чем они к Вам?
  12. Считаете ли Вы, что больше отдаете людям, чем получаете от них?
  13. У Вас хватает душевных сил истинно глубоко сопереживать другому человеку?
  14. Находите ли Вы средства в полной мере выразить свое сопереживание страдающему?
  15. Захватывает ли Вас переживание (тоска, сожаление, боль, раскаяние) о чем-то безвозвратно ушедшем?
  16. Замечаете ли Вы, что люди почему-то сторонятся Вас?
  17. Трудно ли Вам простить себя за слабость, ошибку, оплошность?
  18. Хотелось бы Вам как-то изменить себя?
  19. Считаете ли Вы нужным что-то менять в соей жизни?
  20. Чувствуете ли Вы достаточный резерв сил, чтобы самостоятельно изменить свою жизнь к лучшему?
  21. Испытываете ли Вы перегруженность поверхностными социальными контактами?
  22. Чувствуете ли Вы, что другие люди понимают, что Вы отличаетесь от них и в общем-то – «чужой»?
  23. Ваше настроение, состояние зависит от настроения, состояния, поведения других людей?
  24. Вам нравится быть наедине с собой?
  25. Когда Вы чувствуете, что не нравитесь кому-то, стремитесь ли изменить о себе мнение?
  26. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы все и всегда Вас правильно понимали?
  27. Считаете ли Вы, что хорошо знаете свои привычки, особенности, склонности?
  28. Бывает ли так, что Вы сами себя удивляете неожиданным поступком (реакцией, словом)?
  29. Случается ли так, что Вы не можете установить устраивающие Вас отношения?
  30. Было ли когда-нибудь так, что Вы чувствовали себя полностью принятым, понятым?

Обработка результатов и интерпретация

Обработка производится в соответствие с ключом, простым суммированием баллов.

Ключ

Дифузное

«+»

4, 6, 11, 12, 13, 14, 21, 23, 25, 26

«-»

2, 11, 24, 27

Отчуждающее

«+»

1, 2, 5, 16, 22, 24, 27, 29

«-»

11, 13, 14, 23, 25, 26, 30

Диссоциированное

«+»

1, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 15, 19, 28

«-»

17, 20, 27, 30

Состояние одиночества (без определения вида)

«+»

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 16, 29, 22

«-»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРИЗИСЫ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА.

Особености подросткового и юнощеского возраста.  Протекание кризисов подросткового и юношеского возраста у учаихся с ВОЗ. Учет психологических особеностей учащихся с ВОЗ в процессе обучения...

Возрастные особенности юношеского возраста

В статье даётся характеристика возрастным особенностям юношеского возраста, которые необходимо учитывать при организации воспитательной работы в учебном заведении....

Конспект родительского собрания в 11 классе "Возрастные особенности детей юношеского возраста".

Собрание посвящено психологическим особенностям детей, уже вышедших из подросткового возраста, но ещё не ставших взрослыми. Что волнует их больше всего? Всегда ли мы, родители, правильно понимаем их п...

Одиночество и подростковый возраст

В своей работе я попыталась разобраться в понимании подростками состояния одиночества, причин возникновения и как решить эту проблему.Также я попыталась определить, что состояние одиночества подростко...

Возрастные особенности детей юношеского возраста

родительское собрание для учащихся 9 класса...

Эмоционально-личностная сфера лиц юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье приведены краткие статистические сведения о проблеме инвалидности в аспекте нарушений опорно-двигательного аппарата на данный момент, а также обзор литературных источников, посвященных пробле...

Морально-нравственное воспитание девушек подросткового и раннего юношеского возраста на уроках литературы.

Данная статья была представлена на региональной научно-практической конференции  "Воспитание личности посредством преподаваемой дисциплины" в г. Армавир.К сожалению, изменение общественных отноше...