Одиночество и подростковый возраст
творческая работа учащихся (9 класс) по теме

Иванова Ирина Геннадьевна

В своей работе я попыталась разобраться в понимании подростками состояния одиночества, причин возникновения и как решить эту проблему.Также я попыталась определить, что состояние одиночества подростков зависит от индивидуальных качеств их личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issled.statya_2013.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

ОДИНОЧЕСТВО И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Исследовательская статья

Иванова Анастасия

МБОУ «Верхнеачакская СОШ», 9 класс

Руководитель:

Иванова Ирина Геннадьевна, социальный педагог 

Человек, живущий одиноко,

существует только наполовину.

Буаст

Человек большую часть своей жизни проводит среди людей. Ему необходимо общение в социуме для того, чтобы поделиться какой-то новостью, рассказать смешную историю, спросить совета и т.д. В нашем мире проживают миллиарды людей. Возникает вопрос: почему среди миллиарда людей человек чувствует себя одиноким? Одиночество – тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Тема одиночества всегда занимала умы ученых, писателей, философов.  О том, как человеку удается преодолеть одиночество и выжить, рассказывается в романе  Д.Дефо «Робинзон Крузо».  Модель человеческого одиночества можно встретить в произведении Достоевского «Преступление и наказание», в книгах Толстого, в трудах Ницше и Шопенгауэра. Проблему одиночества исследовали Фромм Э., Хорни К., Франкл В., Сартр Ж.П., Камю А., Къеркегор А., Ясперс К. и др. Феномен одиночества больше изучен зарубежными исследователями. Все эти работы сходятся в том, что одиночество связано, прежде всего, с «переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания» [4].

          Проблема одиночества приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Особое внимание в этом возрасте необходимо по трем причинам. Во-первых, морфологические и физиологические изменения делают организм подростка более уязвимым, вызывают нередкие в этом возрасте повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста решение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт (причем отнюдь не всегда позитивный), овладеть которым очень сложно. В некоторых случаях одиночество негативно сказывается на личностном здоровье подростка и в будущем оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

 Цель моей работы  выявить причины возникновения одиночества у подростков и предложить способы борьбы с этим чувством.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Анализ  литературы и интернет-ресурсов  по проблеме одиночества;
  2. Выявить группу учащихся, испытывающих одиночество;
  3. Исследовать факторы, влияющие на возникновение одиночества в подростковом возрасте;
  4. Соотнести теоретические выводы с практическими данными, полученными в ходе исследования;
  5. Разработать рекомендации для преодоления состояния одиночества.

 Методы исследования: тестирование, анкетирование, интервьюирование учащихся

9 - 11 классов, социологический опрос по выявлению наиболее актуальных проблем подростков.

  Объект исследования - одиночество подростков

  Предмет исследования – специфика переживания одиночества в переходном возрасте.

 Практическая значимость проекта заключается:

  1. в разработке рекомендаций для подростков, цель которых – помочь и проинформировать о том, что делать, если тебе стало одиноко.
  2. в осуществлении информационно-просветительской деятельности о проблеме одиночества в подростковом возрасте.
  3. полученные результаты могут быть использованы психологами и педагогами при работе с подростками, родителями в общении с детьми.

         Мною были выдвинута следующая гипотеза: состояние одиночества подростков зависит от индивидуальных качеств их личности

        Одино́чество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции (материал из Википедии).

     В подростковом возрасте возникает потребность в независимости и свободе от взрослых. Одна из главных потребностей подросткового возраста, по мнению И. С. Кона, – переориентация общения с родителей, учителей и старших на ровесников, более или менее равных по положению[1]. Теперь подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы в нем найти поддержку, прежде получаемую внутри семьи. У подростка усиливаются потребности в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении[2].

Подростки, переживающие  одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они ,наоборот, всячески избегают его, несмотря на наличие острой внутренней потребности в общении. Психологи выделяют несколько групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте: личностные особенности  подростка (застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе и другим), социальные факторы (неприятие подростка группой сверстников, разрыв дружеских отношений, переезд на новое место жительство и др.), факторы, связанные с семьёй подростка (частые конфликты, физическое насилие, низкая культура общения). Нужно отметить, что какими бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это своё состояние и как он его использует.

      Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания. Принято выделять три типа одиночества:

  1. временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворенности общением и межличностными отношениями);
  2. ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций: смерть близкого человека, разрыв отношений);
  3. хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека в течение длительного времени удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности.

      Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Задавшись целью выявления механизмов проявления одиночества в подростковом возрасте, его негативного влияния на личностное здоровье подростков и причин, приводящих к возникновению одиночества, а также реализация психологических возможностей состояния одиночества подростка в поиске им оптимального пути перехода из детства во взрослую жизнь мы решили проанализировать препятствия, встречающиеся на пути подростков, а для этого разработали и провели опрос среди 56 учащихся 9 - 11 классов школы по теме: «Проблемы подростка и причины их возникновения» (анкету см. в приложении №1).

Проведя анкетирование подростков  мы получили следующие результаты о том, что для подростков  наиболее существенными проблемами являются стрессы, взаимоотношения со сверстниками, с родителями, высокие нагрузки, стресс. Фундаментом же становятся депрессии и физическое нездоровье. В это время возникает чувство неудовлетворенности своим «Я», непонимание во взаимоотношениях с родителями и проблемы с любимыми. Осознанное одиночество тесно связано с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками, нехваткой денежных средств и ленью подростков.

Обобщая теоретические данные и результаты анкетирования подростков, мы установили, что «одиночество» может проявляться не только в явном, но и  скрытом виде посредством стрессов, депрессий, трудностей во взаимоотношениях с людьми.

Вторым этапом нашего исследования стало проведение тестирования 56 учащихся 9 - 11 классов на выявление склонности к одиночеству (тест «Склонны ли Вы к одиночеству?» (см. в приложении №2).

Анализ результатов показал, что основному количеству подростков необходимо побыть какое-то время наедине с собой (31%), а 10% опрошенных вообще не нужна компания и друзья, для 25% опрашиваемых если не с кем гулять, это вообще катастрофа,  которых раздражает одиночество (35%), они стараются избегать его, чтобы не быть потом в плохом настроении, 24%  подростков считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор самого человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть, если их сверстник выбирает ситуативное одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, а по внутреннему желанию и потребности остаться наедине с самим собой, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это – глубоко несчастный и внутренне обиженный на других человек. Полное и длительное одиночество ассоциируется у старшеклассников с несчастьем, печалью и страхом.

Как показал тест, многие старшеклассники не знают, как себя вести в незнакомой компании или ситуации, имеют различные проблемы и не знают, как их решить. Таким подросткам нужна установка и моральная поддержка в отношениях с окружающим их миром.

      Третьим этапом нашего  исследования  стало проведение опроса подростков, склонных к  одиночеству, выявленных при помощи теста «Склонны ли Вы к одиночеству?» на изучение причины возникновения и глубины переживания одиночества. В результате тестирования были получены следующие результаты:

39 % опрошенных считают виноватыми в своем одиночестве родных и близких людей.

27% - полагают, что в своем одиночестве они сами повинны, и никто, кроме них.

15% - уверены, что виновниками их одиночества все окружающие люди.

Остальные опрошенные затруднились ответить на поставленный вопрос.

При вопросе, как борются школьники с одиночеством (и борются ли они с ним вообще), 10% ответило, что проводят самоанализ, пытаются понять, отчего возникла подобная ситуация и как с ней бороться, 68% - стараются не думать о сложившейся ситуации, уходя от нее, 8% сказали, что впадают в депрессию, нередко заканчивающуюся неадекватными действиями  и 15% - не хотят вообще бороться с одиночеством, так как оно их вполне устраивает.

Итак, изучив различную  литературу и интернет-ресурсы, мы поняли, что в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество.  Одни авторы считают, что одиночество – результат осознания человеком оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других одиночество – активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.

В своей работе я постаралась разобраться в понимании подростками состояния одиночества, причин возникновения  и как решить эту проблему. Также я попыталась определить, что состояние одиночества подростков зависит от индивидуальных качеств их личности.

В ходе выполнения работы мы установили, что:

  1. состояние одиночества в большей степени неприятно и страшно для подростков, что большинство подростков субъективно не чувствуют себя одинокими, а примерно треть учащихся испытывают одиночество в той или иной степени и что возникновение состояния одиночества во многом зависит от уровня развития коммуникативных навыков подростков.
  1. переживание одиночества знакомо подросткам,  они воспринимают одиночество в основном, как отсутствие рядом близких людей, друзей.
  2. значительное влияние на возникновение чувства одиночества имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, друзьями,родителями, одноклассниками.
  3. старшеклассники  считают, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, которое не хочет его принимать, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манере общения, и в том числе его неумении общаться.

        Мы также достигли следующих результатов:

  1. изучили и обобщили сведения из источников информации психологического содержания и научно-популярной литературы относительно понятия «одиночество».
  2. провели различные тестирования, анкетирования и опросы учащихся 9 - 11 классов  с целью  выявление механизмов проявления одиночества в подростковом возрасте, его негативного влияния на личностное здоровье подростков и причин, приводящих к возникновению одиночества;
  3. сделали выводы, соответствующие полученным  в ходе исследования результатам;
  4.  разработали рекомендации для подростков, цель которых – помочь и проинформировать о том, что делать, если тебе стало одиноко.

   Так, если тебе стало одиноко, то следуй следующим правилам:

1. Чаще проводи время с друзьями, с семьёй.

2.  Найди информацию по данной теме, изучи свое одиночество.

3. Ищи человека, который сможет тебя понять, и с которым ты будешь откровенен.

4. Найди какое-нибудь увлечение.

5. Познакомься с новыми людьми.

6. Будь открытым, позитивным, радостным.

7.  Чтобы на тебя обратили внимание, стань интересным человеком.

8.  Необходимо помнить, что одиночество не всегда вредно; оно нужно для творчества, для общения с самим собой, для размышлений.

9. Если ты чувствуешь, что одинок, найди в этом плюсы и используй их с максимальной пользой для себя.

10. Стань дружелюбным, искренним, без фальши, таким, с каким хотелось бы общаться тебе самому.

Использованные источники

  1. Киселева В. Подростковое одиночество. //  Школьный психолог 2002 № 8. с. 36-38
  2. Кон И.С. Психология ранней юности - М.: Просвещение, 2000г.
  3. Костарева С. Подростковое одиночество. // Школьный психолог 2003 № 38. с. 59-62
  4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в « книгах. – М.: Владос – пресс, 2001г.
  5. www.trans-age.ru  Подростки и одиночество
  6. www.jlady.ru  Переходный возраст
  7. Moypodrostok.ru  Проблема одиночества

Приложение №1

Анкета для подростков

Дорогие ребята мы проводим исследование по проблеме одиночества в подростковом возрасте. Пожалуйста, внимательно прочитайте вопрос и напишите ответ на него (свое мнение по данному вопросу).

  1. Пожалуйста, укажите Ваш возраст.
  2. Перечислите основные проблемы подросткового возраста, непосредственно касающиеся Вас (взаимоотношения со сверстниками, с учителями, с родителями, стрессы, одиночество, неразделенная любовь, высокая нагрузка и др.)
  3. Пожалуйста, постарайтесь указать возможные причины их возникновения?

4. Одиночество – это ….

5. Почему люди бывают одиноки?

6. Как избавиться от одиночества?

Приложение №2

Тест «Склонны ли Вы к одиночеству?»

  1. Можете ли вы после школы отправиться бродить по городу одни?
  2. Считаете ли вы катастрофой, если вам не с кем пойти погулять?
  3. Вы встречаетесь с другом через два часа. Можете ли занять себя на это время?
  4. Вы любите смотреть на пламя костра?
  5. Вы заняты чем-то очень важным. В такие минуты вас раздражают телефонные звонки?
  6. Вы любите ходить пешком?
  7. Вы можете отметить Новый год в одиночестве и остаться при этом в хорошем настроении?
  8. На день рождения вы приглашаете много гостей?
  9. Чувствуете ли вы себя совершенно свободно, находясь в компании четырех незнакомых человек?
  10. Вы оказались в чужом городе и не можете отыскать нужную вам улицу, как вы поступите?
  1. Спросите у прохожего;
  2. Обратитесь в справочную;
  3. Попробуете найти сами.
  1. Как вы думаете, считается ли состояние одиночества нормальным?
  2. Вы мечтали стать актером?

Приложение №3

Опросник для подростков, склонных к одиночеству, выявленных при помощи теста «Склонны ли вы к одиночеству».

Опросник позволяет  изучить причину возникновения и глубину переживания одиночества

1.Как вы думаете, кто повинен в том, что вы оказались в состоянии одиночества?

2.Надо ли бороться с одиночеством? Почему?

3.Как ты справляешься с одиночеством?

4. Как ты думаешь, есть ли «плюсы»  и  «минусы»  одиночества?

        


[1] Кон И.С. Психология ранней юности - М.: Просвещение, 2000. с. 26

[2] Киселева В. Подростковое одиночество. //  Школьный психолог. 2002г.  № 8. с. 36-38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...

Подростковый возраст - трудный возраст. Так ли это?

Родительское собрание для 6 класса...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...

НПК проект: "Переживание одиночества в юношеском возрасте"

В процессе работы над исследовательским проектом по психологии на тему "Переживание одиночества в юношеском возрасте" автором была поставлена цель изучить особенности проявления чу...

Родительское собрание на тему Подростковый возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста.

Цели занятияпознакомить родителей (лиц их заменяющих) с особенностями подросткового возрастаопределить понятие кризисанаметить пути преодоления кризисных состояний, дать подробные рекомендации по опти...