Конспект внеклассного мероприятия «Жизнь как ценность».
классный час по психологии (10 класс)

Жизнь каждого человека уникальна и неповторима. Особенно ценна жизнь в мире, когда нет войны, когда есть близкие и родные люди, человек здоров, успешен, у него есть интересные и важные дела.

Жизнь как ценность…Чтобы осмыслить это понятие кадеты выполняли упражнения «Сортировка», «Мои приоритеты», участвовали в аукционе «На что потратить свою жизнь?» и получили ответ на вопросы: «Что такое жизнь? Что такое ценность?» Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Имеет ли жизнь человека какой – либо смысл и ценность?

Цель классного часа: формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные качества в деятельности, а также представлений у кадет жизнеутверждающих установок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направление: духовно-нравственное воспитание.

Методическая цель: демонстрация опыта работы по формированию у воспитанников позитивного мышления, понятия жизни как высшей нравственной ценности.

Цель: продолжение работы по формированию ценностно-смысловых установок, отражающих личностные качества в деятельности, а также представлений у кадет жизнеутверждающих установок.

Задачи:

когнитивные:

- формировать у воспитанников потребность в духовном росте, умении вести внутренний диалог с собой;

- развивать способность кадет к сознательному нравственному выбору, анализировать свои действия и поступки;

- формировать мотивацию к познавательной деятельности и решению сложных познавательных задач.

операциональные:

- развивать навыки   позитивного мироощущения и познания смысла жизни;

- формировать высоконравственные мотивы поведения и нравственную привычку-потребность совершать нравственные поступки; 

- активизировать мышление кадет, умение самостоятельно формулировать выводы; развивать навык диалогового общения внутри группы, проявляя толерантность к мнению оппонента.

аксиологические:

- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности обучающегося;

- содействовать становлению и проявлению субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

Используемые технологии (отдельные элементы): технологии развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии, элементы информационно-коммуникативных технологий, диалоговых технологий.

Методы и приемы обучения: словесный (беседа), наглядный (видеофрагмент, использование мультимедийной презентации с демонстрацией иллюстративного материала), практический (анализ материала, формулирование выводов, построение развёрнутого ответа, аргументация), рефлексивный (текущая, итоговая, заключительная рефлексия).

Методическое обеспечение мероприятия и средства обучения: конспект мероприятия (технологическая карта), раздаточный материал.

Форма проведения: классный час.

Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Дата проведения: 09 декабря 2021 г.

Время проведения: ≈ 45 минут

Место проведения: аудитория 408 учебного корпуса 2

В соответствии с ФГОС, данное мероприятие способствует формированию ценностно-смысловых, учебно-познавательных, общеинтеллектуальных, информационных, коммуникативных компетенций и компетенции личностного самосовершенствования.

Конспект внеклассного мероприятия

«Жизнь как ценность»

(мультимедийная презентация).

  1. Организационный момент.

Начало демонстрации презентации (слайд 1).

Классный руководитель: здравствуйте, товарищи кадеты!

2.        Определение темы информационной беседы.

Слайд 2 «Погружение» в тему классного часа через видеоролик «Жить» (часть первая, 1 мин 53 сек).

Вступительное слово кл. рук-ля.

Эпиграф: Какая цель у человечества?

Оно калечится, увечится,

Оно надеется, отчаивается,

Садится каждый день на мель.

И каждый день почти кончается,

И вдруг вопрос: какая цель?

И как верней, надежнее прорваться к ней?

Классный руководитель: что же самое главное для человека? (варианты ответов кадет).

Как сказал литовский поэт Эдуард Межелайтис: «А в жизни самое главное,

                                                                                   Наверное, жизнь сама».

Классный руководитель: Как вы думаете, как звучит тема классного часа?

Слайд 3 Тема классного часа: «Жизнь как ценность».

3. Актуализация знаний.

Классный руководитель: жизнь очень хрупкая, но мы этого часто не осознаем и поэтому не ценим ее. Каждый человек рано или поздно задает себе вопросы:

- стоит ли жизнь того, чтобы жить?

- имеет ли жизнь человека какой – либо смысл и ценность?

Просмотр видеоролика «Подарите мне минуту» (3мин 32 сек., слайд 4)

Слайд 5 «Жизнь как ценность».

Классный руководитель: какая идея (основная мысль) отображена автором?

Данный видеоролик демонстрирует, как человеческое неравнодушие и всего одна минута времени может многое изменить, а иногда и спасти целую жизнь. Главное для человека – быть кому-то нужным. Пока мы нужны, стоит жить. 

Человека от своих проблем можно отвлечь только проблемами других, которые еще сложнее. Оказывается, можно и вот так, не заглядывая в глаза и не задавая личных вопросов, предотвратить катастрофу.

Ценность жизни бесспорна. Ведь если нет земного существования, то остальные ценности утрачивают свою значимость.

Самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Говорить о ценностях вне человека нет смысла.

Австрийский психотерапевт Виктор Франкл утверждал, что для развития индивидуальности человека, для его физического и психического здоровья необходимо соотносить свою жизнь, свои решения и поступки с чем-то внеличным, ради чего стоит жить, чему можно посвятить свою жизнь.
Он обнаружил это в фашистском концлагере
. Совместно с другими психологами была организована специальная служба помощи и создана целая информационная сеть, благодаря которой узнавали о суицидальных склонностях других узников лагеря смерти. Он заметил, что в лагере выживали те, кому было для чего жить.

Впоследствии, в своей книге он написал: «Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, своей жизни».  

«Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию».

Виктор Франкл был освобождён 27 апреля 1945 года, а в этом же году закончил всемирно известную монографию «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере»

Классный руководитель: итак, мы видим, что непременно должны жить ради чего-то, т.е. нам необходим смысл жизни («Когда у человека есть цель в жизни, смерть ему не страшна. (мистер Джони Фест, к/ф «Человек с бульвара капуцинов»).

Классный руководитель: человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых удовлетворяют его потребности.

Что же такое ценности?  

Ценность – это цели, стоящие перед человеком, положительная значимость тех или иных факторов для личности;

Иными словами – это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем.

Ценности определяют каждое наше решение и, следовательно, нашу судьбу.

Как мы видим из этих понятий, суть одна, ценность – это смысл жизни. Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.

Классный руководитель: какие группы ценностей вы знаете?

Ученые условно (общепринятой единой классификации не существует) выделяют 4 группы (слайд 6): 

- интеллектуальные ценности (это ценности, которые помогают человеку находить новые знания: сложность, чтение, общение, ум, плановость, обучение). 

- физические ценности (все, что надо для тела человека: деньги, здоровье, еда, развлечения, красивая внешность, путешествия, каникулы). 

- эмоциональные (все, что связано с чувствами человека: уважение, ответственность, помощь, спор, любовь, дружба, интерес).  

- духовные ценности (все, что связано с представлениями человека о душе, красоте, вере человека. Это некие идеалы, которые невозможно оценить или измерить. Они способствуют духовному обогащению личности).

Классный руководитель: а теперь мы с вами выполним упражнение, которое называется «Сортировка».

Упражнение «Сортировка» (1 мин, слайд 7).

Цель: развить навыки отстаивания своей позиции; познакомиться с содержанием жизненных ценностей.

Классный руководитель: (слайд 8.1): необходимо рассортировать содержание ценностей по четырем группам. На выполнение задания вам дается 1 минута (раздать воспитанникам по четыре группы жизненных ценностей и карточки с содержанием жизненных ценностей).

Классный руководитель (слайд 8.2): вы можете сами проверить – правильно-ли Вы распределили содержание жизненных ценностей в соответствии с группами.

Классный руководитель (слайд 9): следующее упражнение называется «Мои приоритеты».

Упражнение «Мои приоритеты» (3 мин).

Классный руководитель: попробуйте разложить карточки с ценностями, наиболее значимыми лично для вас, по приоритету. Упражнение выполняется индивидуально.

  1. Активная, деятельная жизнь (интересная и творческая работа, полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  2. Здоровье (физическое и психическое);
  3. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  4. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  5. Наличие хороших и верных друзей;
  6. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  7. Развлечения (приятное и необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  8. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  9. Счастливая семейная жизнь;
  10.  Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Групповое обсуждение

Классный руководитель: теперь давайте все вместе обсудим следующие вопросы:

- каковы же те цели, к достижению которых стремится большинство людей, материальные или духовные они по своей природе?

- каковы главные ценности человеческой жизни?

- трудно было расставить ценности по приоритету?

- одинаков ли список ценностей у разных людей?

Классный руководитель: какой вывод вы можете сделать, выполнив данные упражнения?

Вывод: несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи, воспитание детей, благополучие родных.

Классный руководитель (слайд 10)сейчас мы проведем игру, которая называется аукцион «На что потратите свою жизнь?»

Она поможет каждому ответить на вопросы:

- что для вас представляет ценность?

- как дорого вы за это можете заплатить, чтобы сбылась ваша мечта?

Аукцион «На что потратите свою жизнь?» (10 мин)

Оборудование:

  • по 10 жетонов для каждого участника;
  • карточки с названиями ценностей;
  • карточка «ранжирование понятий» для каждого воспитанника.

Правила игры.

Классный руководитель: на продажу выставляется 10 пар жизненных ценностей. Ваша задача – наполнить содержимое своей жизни. Выбирайте ценности, которые считаете приоритетными.

Перед началом игры каждый из вас получил по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих – одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их! За время игры вы должны постараться достойно прожить свою жизнь.

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу. Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая пара окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить. Готовы?

Итак, предлагаю сделать выбор. 

слайд 11

Хорошая просторная квартира либо дом.

(1 жетон)

Новый спортивный автомобиль

(1 жетон)

слайд 12

Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга

(2 жетона)

Полная гарантия того, что девушка, на которой вы мечтаете жениться, действительно в недалеком будущем станет вашей женой

(2 жетона)

слайд 13

Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет

(1 жетон)

Один настоящий друг

(2 жетона)

слайд 14

Хорошее образование

(2 жетона)

Предприятие, приносящее большую прибыль

(2 жетона)

слайд 15

Здоровая семья

(2 жетона)

Всемирная слава

(3 жетона)

Слайд 16: тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона, которые вручаются после окончания этого этапа игры.

слайд 17

Изменить свою внешность или любую черту своего характера

(1 жетон)

Быть всю жизнь довольным собой

(2 жетона)

слайд 18

Пять лет полной гармонии и умиротворения

(2 жетона)

Постоянное уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените

(2 жетона)

слайд 19: те, кто выбрал 5 лет гармонии и умиротворения, должны заплатить еще один жетон дополнительно, если у вас они еще остались.

Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

слайд 20

Чистая совесть

(2 жетона)

Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали

(2 жетона)

слайд 21

Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите

(2 жетона)

Возможность заново пережить (повторить) любое событие вашей жизни только одно!

(2 жетона)

слайд 22

Семь дополнительных лет жизни

(3 жетона)

Безболезненная смерть, когда придет время

(2 жетона)

На этом торги заканчиваются

Анализ игры (слайд 23)

Классный руководитель: я предлагаю вам обсудить свои покупки и постараться ответить на вопросы:

  1. Какой покупкой вы более всего довольны?
  2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
  3. Каких покупок больше в вашей группе?

 (в группах, как правило, преобладают общечеловеческие ценности здоровье близких, дружба, любовь. Можно обсудить с воспитанниками, случаен ли такой выбор?).

Классный руководитель: общечеловеческие ценности – это нормы нравственности. У каждого человека есть свои нравственные ценности. Это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чём он убеждён и чем руководствуется в своих поступках. Каждый человек имеет возможность выбрать между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным.

Классный руководитель: Психологами уже давно изучены все аспекты человеческого характера, стремления и цели.

В основной список входят такие понятия (слайд 24):

  • семейная жизнь (любовь, взаимопонимание, домашний уют, дети);
  • профессиональная деятельность (работа, бизнес, статус);
  • образование;
  • духовная жизнь (внутреннее спокойствие, вера, духовный рост);
  • политическая или общественная деятельность (общение, власть, карьера);
  • материальное благосостояние;
  • увлечения (дружба, саморазвитие, личностный рост);
  • красота и здоровье.

Классный руководитель: хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры и знать заранее список продаваемых ценностей?

Классный руководитель: желание знать заранее список продаваемых ценностей действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает:

- нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно «отменить» последствия ранее принятого решения.

- нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями.

- мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем.

Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги.

За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Классный руководитель: сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

Классный руководитель: уважаемые кадеты, отложите карточки с ценностями.

Классный руководитель: меняются ли жизненные ценности человека в течение его жизни?

4.        Заключение.

Классный руководитель (слайд 25) делает обобщение о том, что люди по-разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека.

Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование.

Когда нам 30 – семья, дети.

Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония.

Но есть главная ценность – ценность жизни.

Классный руководитель: перед вами лежат строчки из стихотворения на английском языке, написанного Матерью Терезой. Вам необходимо перевести их и зачитать. 

Задание для кадет. Воспитанники работают над переводом стихотворения (фоном А. Макаревич «Я смысл этой жизни вижу в том…», 1 мин 57 сек., слайд 26).

Mother Teresa

Life is a challenge, meet it. 
Life is a duty, complete it. 
Life is a game, play it. 
Life is costly, care for it. 
Life is wealth, keep it. 
Life is mystery, know it. 
Life is love, enjoy it. 
Life is a promise, fulfill it. 
Life is sorrow, overcome it. 
Life is a song, sing it. 
Life is a struggle, accept it. 
Life is a tragedy, confront it. 
Life is an opportunity, benefit from it. 
Life is beauty, admire it. 
Life is bliss, taste it. 
Life is a dream, realize it. 
Life is a challenge, meet it. 
Life is an adventure, dare it. 
Life is luck, make it. 
Life is too precious, do not destroy it. 
Life is life, fight for it.

 

Кадеты зачитывают по одной строчке в любом порядке (слайд 27)

Mother Teresa

Жизнь – это вызов, прими его. 
Жизнь – это долг, исполни его. 
Жизнь – это игра, сыграй в нее. 
Жизнь бесценна, береги ее. 
Жизнь – это богатство, храни его. 
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь – это любовь, наслаждайся ею. 
Жизнь – это обещание, исполни его. 
Жизнь – это скорбь, преодолей ее. 
Жизнь – это песня, спой ее. 
Жизнь – это борьба, прими ее. 
Жизнь – это трагедия, перебори ее. 
Жизнь – это возможность, не упусти ее. 
Жизнь – это красота, восхищайся ею. 
Жизнь – это блаженство, вкуси его. 
Жизнь – это мечта, реализуй ее. 
Жизнь – это вызов, прими его. 
Жизнь – это приключение, испытай его. 
Жизнь – это удача, поймай ее. 
Жизнь драгоценна, не разрушай ее. 
Жизнь – это борьба, борись за нее.

 

5.        Рефлексия.

Классный руководитель (слайд 28): какое вы можете дать определение слову «жизнь»?

Какой тезис или определение соответствует вашим представлениям?

В конце урока необходимо подвести обучающихся к высказываниям о понимании того, что:

  1. Каждый человек хочет жить. Мы разные. Каждый из нас со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни. Но жизнь одна у каждого. Надо ценить свою жизнь и жизнь других людей.
  2. Жизнь складывается из больших ценностей, без чего человек не может обойтись.
  3. Самое важное в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Слова участия, благодарности, вежливости гораздо важнее для человека разного возраста. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.

Классный руководитель: иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

 Классный руководитель: каждому хочется стать настоящим человеком с присущими ему качествами: честью, совестью, достоинством.

В молодые годы человек обретает эти качества. В зрелые годы он эти качества развивает или не развивает, губит. В старости на них опирается, а если их нет, страдает, лишившись нравственной опоры". (Высказывание А. Александровой).

Классный руководитель: перед вами стихотворение, которое мы прочитаем вместе. Прошу вас зачитать только выделенный фрагмент.

Выразительное чтение стихотворения «Как в этой жизни преуспеть».

           

Как в этой жизни преуспеть?
Как получить то, что желаем?
Как воплотить,
о чем мечтаем?
Ответ простой –
позвольте сметь!

Позвольте сметь
себя любить,
Обидам места не давая,
Любовь повсюду раздавая,
И жизни каждый миг ценить!
Себе позвольте быть собой,
Живя, а не играя роли
Своей быть выраженьем воли,
А не раздавленным судьбой!

Позвольте сметь себя менять!
Смотря кино,
читая книжки,
Учась и набивая шишки,
Посмейте мудрость набирать!
Себе позвольте сметь расти,
Все время поднимая планку!
Не надо вовсе наизнанку,
Но смейте быть всегда в пути!
Себе позвольте сметь мечтать,
Мечтам не подрезая крылья,
Боясь лишь своего бессилья
В мечтах под облака летать!
Посмейте не переживать,
О том, что изменить не в силах!
Но коль хотите жить красиво,
Имейте силы жизнь менять!

Посмейте жизнью управлять!
Свои решенья принимая,
Мечты в реальность воплощая,
Посмейте жизнь преображать!
Себе позвольте жизнь любить!
Всем в этой жизни восхищаясь,
Мгновеньем каждым наслаждаясь, 
Посмейте полноценно жить!

 

Видеоролик «Жить» (часть вторая, 1 мин. 56 сек., слайд 29)

Классный руководитель: размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, цените жизнь, каждый ее миг.  Ищите смысл жизни, который вдохновляет на подвиги и помогает жить.

Наш классный час – это всего лишь маленький шаг на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь».

При выходе из аудитории мы предлагаем вам взять буклет, содержание которого позволит вам еще раз задуматься о главных ценностях в этой жизни. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Жизнь дана на добрые дела"

БЕСЕДА-ДИАЛОГ С ИГРОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ. «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»   Цели: - дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела, помочь детя...

Конспект внеклассного мероприятия «Любить необходимость мне» (Любовь в жизни М. Ю. Лермонтова)

Конспект внеклассного мероприятия «Любить необходимость мне» (Любовь в жизни М. Ю. Лермонтова) Цель: - привитие любви к русской классической литературе;- воспитание чувства гордости за...

"Осторожно! Зима!" или "Береги здоровье и жизнь смолоду!" - методическая разработка и конспект внеклассного мероприятия

Методическая разработка внекланной работы классного руководителя по направлению "Здоровье". Мероприятие имеет форму проекта и содержит: конспект совместной деятельности и методические рекомендации по ...

Внеклассное мероприятие «Самая большая ценность - жизнь»

Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов,...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия «Семья. Семейные ценности и традиции»

Этот сценарий поможет вам провести незабываемый праздник, посвященный семье!...