Рекомендации педагогам-психологам
материал

Волкова Татьяна Викторовна

1. Интернет-зависимость — это навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, находясь offline, и невозможность выйти из Интернета, находясь online. Синонимы — «интернет-аддикция», «виртуальная аддикция», «нетаголизм», «кибераддикция». Развитие науки и технического прогресса идет вперед семимильными шагами. В наше время подросток, как и взрослый, не может представить свою жизнь без компьютера, Интернета, информационных технологий. Владением компьютерными технологиями является для подростка необходимым условием успешного существования в современном мире. Компьютеры прочно и надолго вошли в нашу жизнь. В связи с этим актуальным становится вопрос грамотного использования подростком сети Интернет с минимальными рисками для физического и психического здоровья.

 

2. Поведение – извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей природой. Поведение человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности. Нарушение правил поведения в школе связано с отклонениями в поведении ребенка, которые могут быть обусловлены индивидуальными нейродинамическими особенностями (нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью или психомоторной расторможенностью) или защитными реакциями на проблемные ситуации и отношения с родителями, учителями, сверстниками и т.д.

3. Школьная тревожность – форма проявления эмоционального неблагополучия личности внутри школьной системы. Выделены основные формы школьной тревожности, которые касаются трех сфер жизни школьника: школьной успешности, взаимоотношений с учителем, взаимоотношений со сверстниками.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Рекомендации педагогам-психологам в работе с  детьми и подростками

В связи с развитием компьютеризации и информатизации общества на сегодняшний день особо остро встала проблема распространения в обществе интернет-зависимости. Подростки, как по причине того, что в этом возрасте они наиболее подвержены различным отклонениям в поведении, так и по причине того, что именно они наиболее активно среди других возрастных групп пользуются интернетом, являются определенной группой риска, распространение интернет- зависимости среди которой представляется наиболее опасной.

По данным интернет-сайта «Интернет в России и в мире: Информационные угрозы в Интернете» Интернетом в России ежедневно пользуются 90% подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Можно сказать, что мировая паутина, как называют Интернет, является для них основной средой обитания. Т.С. Борисова и М.М. Солтан установили, что учащиеся проводят за экраном мониторов в среднем 3,34 часа в сутки, при этом с возрастом продолжительность компьютерного времяпрепровождения увеличивается. Более 4 часов в сутки за компьютером или другим электронным устройством проводят 6,25% учащихся 4го класса; 37,0% — 5-го класса; 53,0% — 7-го класса; 83,0% учащихся 11-го класса.

Психодиагностический инструментарий:

  1. способ диагностики интернет-заивисимости (Кимберли Янг);
  2. способ        диагностики        интернет-зависимости        В.        Лоскутовой (русскоязычная адаптация опросника Кимберли Янг);
  3. критерии диагностики компьютерной зависимости (И. Голдберг);
  4. критерии диагностики компьютерной зависимости (Маресса Орзак);
  5. способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости (Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот);
  6. шкала интернет-зависимости Чена (в адаптации К.А. Феклисова, В.Л. Малыгина);
  7. тест на интернет-зависимость В.А. Лоскутовой (Буровой);
  8. опросник для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми для подростков 13–15 лет (Е.В. Беловол, И.В. Колотилова);
  9. тест-опросник        степени        увлеченности        младших        подростков компьютерными играми (А.В. Гришина).

Как известно, в подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время происходит важный период его социализации, у него появляются новые социальные потребности (в самостоятельности и автономии от родителей, в общении, в обладании групповою принадлежностью, познавательная потребность), которые кроме как с помощью живого общения способны удовлетворяться в виртуальном пространстве. В крайнем случае реализации такого удовлетворения виртуальная среда является эрзац-реальностью, что приводит к дезадаптации индивида в обществе.

Принято выделять следующие признаки интернет-зависимости:

  1. значительное        увеличение        количества        времени, проводимого        за компьютером;
  2. снижение успеваемости в школе;
  3. потеря интереса к окружающим;
  4. бессонница, нарушения сна;
  5. частые, довольно резкие изменения эмоционального фона;
  6. неадекватное, болезненное нежелание выключать компьютер.

Существуют следующие виды интернет-зависимости, выделяемые у подростков:

  1. хакерство, создание информационных продуктов, способных нанести вред другим пользователям интернета;
  2. коммуникативная деятельность в интернете, выражающаяся в постоянной потребности общаться с помощью социальных сетей;
  3. геймерство, самая распространенная интернет-зависимость, связанная с изобилием в интернете разнообразных компьютерных игр, находящихся в свободном доступе. Преобладание данного типа зависимости связано с динамичностью, увлекательностью игр.

Основные направления и методы работы педагога-психолога:

  1. Развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях и склонностях:
  • активизирующая профориентационная методика «Будь готов!» (Н. Пряжников).
  1. Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции:
  • упражнение «Помогающее дыхание». Подросток удобно сидит в расслабленной позе с закрытыми глазами. Психолог просит его сосредоточиться на

своем дыхании и представить, что он вдыхает энергию, положительное отношение, здоровье, хорошее настроение, позитивные мысли, а выдыхает усталость, тревожные чувства, беспокойство и гнев. Время выполнения — 5 минут.

  1. Формирование адекватных форм утверждения самостоятельности:
  • ролевая познавательная игра-импровизация в форме творческого состязания «Защита времен года». Группа разбивается на 4 команды, путем жеребьевки определяется тематическое название каждой команды: «Зима»,

«Весна», «Лето» и «Осень». В течение 10 минут каждая команда должна самоорганизоваться, распределив необходимые функции по защите своего времени года, совместно подготовить выступление. Время выступления каждой команды —

5 минут. Эксперт — психолог. Критерии оценки: точность, выразительность, использование разнообразных видов искусства. После выступления команд все обмениваются чувствами и впечатлениями. Отмечаются наиболее оригинальные решения.

  1. Развитие социальной активности: способствовать участию подростка в олимпиадном движении, творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, поощрять волонтерство.
  2. Снижение психоэмоционального напряжения:
  • тренинговое упражнение «Аплодисменты». Это упражнение дает прекрасную возможность подбодрить человека, зарядить его энергией. Ведущий:

«Я хотел бы попросить вас мне помочь. Мария сегодня опоздала, «завалила» работу, и поэтому настроение у нее не самое лучшее. Мы хотим показать ей, что, несмотря ни на что, мы ценим ее, она член нашей группы, и для нас важно, как она себя чувствует. Мы все знаем, что Мария очень хороший и способный человек. Мы можем показать ей наше отношение символически, встав и выразив в течение минуты свою поддержку аплодисментами и ободряющими словами, например: «В жизни бывает всякое, а мы всегда тебя любим и ценим. Ты умна и талантлива!». Остановите упражнение через минуту или раньше, как только аплодисменты пойдут на убыль.

  1. Формирование адекватной самооценки:
  • упражнение арт-терапии «Солнце». Психолог просит подростка нарисовать солнце и объясняет, что он не зря нарисовал столько лучей. Каждый луч — это твоя положительная черта характера. Подпиши их все;
  • упражнение «Шаги к успеху». На листе бумаги нарисуй лестницу из 5 ступенек. Это твои шаги к успеху. На вершине лестницы — цель. Например, цель
  • реферат по физике, тогда 5 шагов к успеху могут быть такими: выбор темы, составление списка литературы, составление плана, написание работы по плану, редактирование окончательного варианта. Напиши свою цель. Закрой глаза и представь себе каждый шаг к достижению цели. Открой глаза и запиши на каждой ступеньке то действие, которое приведет тебя к успеху (на вершину лестницы). Дерзай!
  1. Развитие коммуникативных навыков:
  • трениговое игровое упражнение «Разожми кулак». Работа в парах. Один из участников сжимает кулак. У второго есть одна минута, чтобы убедить первого разжать кулак. Нельзя применять силу и причинять боль. Зато можно и нужно применять фантазию и нестандартные подходы. Пара меняется ролями. У кого получилось выполнить задание? У кого — нет? Что помогло справиться с заданием? Каким был эффект при попытке применить физическую силу? Какие выводы вы сделали по результатам игры?
  • тренинговое игровое упражнение «Луноход 1». Двое участников садятся друг напротив друга на стулья и смотрят друг другу в глаза до тех пор, пока один из них не улыбнется/не засмеется. Можно моргать, двигать глазами, но нельзя улыбаться или смеяться. Первый, кто улыбнулся, становится «луноходом».

«Луноход» двигается по комнате на корточках со словами: «Я — луноход 1». На свободный стул садится следующий участник. Проигравший становится

«Луноходом 2» и т.д.

  1. Развитие компенсаторных способностей обучающихся:
  • упражнения мозговой гимнастики «Кнопки мозга». Ладонь одной руки положить на пупок. Пальцы другой руки массируют область копчика. Через 20  сек. положение рук меняется. Рука, накрывающая пупок, соприкасается через него со всеми меридианами тела, так как это точка центрального меридиана. Упражнение способствует расслаблению, снимает нервное напряжение, повышает уровень внимания, снижает гиперактивность.

Список литературы:

        Афонькин С.Ю.        Удивительные места нашей планеты: школьный путеводитель. СПб.: Балтийская книжная компания, 2019. 80 с.;

        Гусев И.Е. Человек. Что? Зачем? Почему? Научно-популярное издание. Минск: Харвест, 2011. 257 с.;

        Рябинина И.В. Происхождение жизни: школьный путеводитель. СПб.: Балтийская книжная компания, 2018. 90 с.;

        Тумаринсон        Г.С.        Удивительные        судьбы        вещей:        школьный путеводитель. СПб.: Балтийская книжная компания, 2019. 110 с.;

        Черненко Г.Т. Нанотехнологии: настоящее и будущее: школьный путеводитель. СПб.: Балтийская книжная компания, 2018. 100 с.

Полезные ресурсы:

1.        Влияние негативной информации в СМИ на психическое здоровье детей. Рекомендации учителю и родителю // Официальный информационный сайт для учителей. URL: https://videouroki.net/webinar/vliianiie-nieghativnoi-informatsii-v-smi- na-psikhichieskoie-zdorov-ie-dietiei-ri.html.

2.        Как        защитить        ребенка:        дома,        в        школе,                на        улице,        в        интернете        // Официальный        информационный                сайт        для                учителей.        URL: https://videouroki.net/webinar/kak-zashchitit-riebionka-doma-v-shkolie-na-ulitsie-v- intiernietie.html.  

3.        Интернет как коммуникативное пространство современного подростка // Официальный        информационный        сайт        для        учителей.        URL: https://videouroki.net/webinar/intierniet-kak-kommunikativnoie-prostranstvo- sovriemiennogho-podrostka.html.



Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам-психологам (нарушения поведения)

У младших школьников, учитывая их возрастные особенности, происходят различные изменения в их образе жизни, появляется новая социальная роль ученика, новые учебные обязанности, становится необходимым учиться коммуницировать со сверстниками, другими взрослыми – учителями. Что касается сферы восприятия, то у них также переходит трансформация непроизвольного вида восприятия в  целенаправленное наблюдение за предметами, объектами, которые не всегда могут быть достаточно интересными.

В данном возрастном периоде педагоги, педагоги-психологи должны быть внимательны к своим ученикам с целью отслеживания возникающих у учеников трудностей в поведении, выявления причин и выработки коррекционных занятий для преодоления проблем ребенка.

Диагностика:

  1. определение уровня развития – Векслер, ШТУР;
  2. определение мотивации;
  3. тест Филлипса, методика Дембо – Рубинштейна, проективные методики (рисунок школы);
  4. диагностика семейного воспитания (опросник Столина, АСВ);
  5. изучение        межличностных        отношений        в        классе (социометрия, референтометрия);
  6. внутриличностные конфликты (ПДО, проективные методики);
  7. рисуночные тесты: «Рисунок несуществующего животного», «Кактус»,

«Крокодилы», «Понимание специфики ситуации» и др.

Коррекция нарушения поведения:

  1. арт-терапия и музыкотерапия – с целью большего самовыражения, самопознания, приведения нервной системы с уравновешенное состояние;
  2. игротерапия:        «Давай        поздороваемся»,        «Пирамида        любви»,        «Найди отличия», «Передай мяч», «Запрещенное движение» и др.;
  3. упражнения: «Да, нет», «Это я, узнай меня», «Кричалки – шепталки – молчалки»;
  4. сказкотерапия – совместное чтение книг, обсуждение героев и ситуаций

и др.


Список литературы:

  • Ледерман В.В. Виктория Валерьевна. К доске пойдет… Василькин!

Школьные истории Димы Василькина, ученика 3 "А" класса. М.: КомпасГид, 2018. 108 с.;

  • Медведев В.В. Баранкин, будь человеком: повесть-сказка. М.: Росмэн, 2020. 190 с.;
  • Могилевская С.А. Марка страны Гонделупы: повесть. М.: Энас-книга, 2017. 197 с.;
  • Пивоварова И.М. О чем думает моя голова: рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса. М.: Махаон: Азбука-Аттикус, 2019. 155 с.;
  • Сотник Ю.В. «Архимед» Вовки Грушина: рассказы. М.: Росмэн, 2017. 127

с.



Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам-психологам (высокий уровень школьной тревожности)

Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента2.

Как правило, тревожность у младшего школьника тесно связана с социально- психологическими факторами или фактором усвоения образовательной программы:

  • учебные перегрузки;
  • индивидуальные        трудности        обучающегося        в        освоении        школьной программы;
  • конфликты с педагогами;
  • амбиции родителей;
  • регулярно повторяющиеся оценочные ситуации;
  • низкий рейтинг среди одноклассников и др.

При этом необходимо понимать, что тревожность и развитие психических познавательных процессов взаимосвязаны. Однако школьная тревожность – это неоднородное явление, которое включает в себя несколько компонентов (в частности, страх оценки, страх самовыражения, проблемы в отношениях со сверстниками и учителями и т.д.). Соответственно, ссылка на «школьную тревожность» в целом, без конкретизации ее компонентов может затруднить  дифференциацию причин, ее вызывающих, и, следовательно, затруднить работу по ее снижению и профилактике. Таким образом, знание психологических факторов, обусловливающих школьную тревожность, позволит не только прогнозировать ее проявление, но и своевременно проводить необходимые профилактические мероприятия. Исследователями отмечено, что развитие познавательных процессов ребенка протекает успешнее на фоне положительных эмоций, и, тем самым, положительный благоприятный опыт способствует формированию внутренней мотивации учения. Имеющаяся у школьников тревожность, отрицательный эмоциональный фон, напротив, снижает активность в процессе обучения интерес к получению знаний, а также возникает отрицательная мотивация школьной деятельности4.

Психодиагностический инструментарий:

  1. тест школьной тревожности Филипса;
  2. проективная        методика        для        диагностики        школьной        тревожности А.М. Прихожан;
  3. тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена;
  4. методика измерения уровня тревожности Тейлора и др.

При работе с тревожными подростками рекомендуются следующие методы работы:

  1. для снятия психоэмоционального напряжения можно использовать прием «приятного воспоминания», когда необходимо вспомнить какое-нибудь приятное событие из жизни, ярче представить себе радостные моменты и побыть в этом состоянии;
  2. арт-терапия:
  • «Цветные капли» - необходимо сильно намочить кисточки для рисования, затем окунуть их в краску и отразить на бумаге так, чтобы капли сами стекали по листу бумаги. Так можно проделывать с разными цветами. По итогу данного упражнения следует обсудить вопросы: «Расскажите, что вы чувствовали в   процессе данного упражнения?», «Какие у вас были капли?», «Что особенно понравилось?»;
  • «Раскрась человечка» - предлагается набор из 10 цветов (каждому цвету соответствует свое настроение) и контурное изображение человечка. Все думают, какое настроение у человечка, и раскрашивают его в соответствии со своими представлениями о его настроении;
  1. упражнения с элементами игры:
  • «Акула» - на полу необходимо обозначить несколько островков, после чего ведущий объясняет, что вы сейчас будете рыбками. Как только я буду говорить, что «Плывет акула», вам всем необходимо прятаться от нее на островках. А когда я скажу, что «Акула ушла», то вы снова веселитесь и плаваете. С каждым приходом акулы будет исчезать один остров. Суть игры в том, чтобы в конце на одном острове оказалось как можно больше участников – «рыбок»;
  • «Лимон и котенок» на снятие эмоционального напряжения - сначала необходимо представить, что в одной руку мы сильно сжимаем лимон, что льется сок. А затем представляем себя котятами, которые после долгого сладкого сна тянутся, выгибаются вправо, влево;
  1. дыхательные и релаксационные упражнения:
  • упражнение «Свечка» - вздохнуть, набрать как можно больше воздуха в легкие и представить, что участники должны задуть свечку тонкой-тонкой струей воздуха;
  • упражнение «Березка» - представить участникам себя березками, вытянув руки в верх, и под силами ветрами склоняться в разные стороны;
  1. групповое обсуждение страхов: сначала попросите детей нарисовать свои страхи, затем пусть они встают в круг и каждый начинает рассказывать про свой рисунок. Так, дети будут видеть, что и у других его сверстников есть похожие проблемы и мысли, что само по себе уже снижает внутреннее напряжение;

Список литературы:

1.Ожогова Е.Г., Намсинк Е.В. Динамика и факторы возникновения тревожности у современных младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 314-317.

2 Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С 11-17.

3 Попова В.Г. Преодоление школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 1. С. 32–36.

 

Интернет- ресурсы:

  1. Школьная        тревожность:        виды,        причины,        методы        профилактики и коррекции        //        Официальный        информационный        сайт                для        учителей.        URL: https://videouroki.net/webinar/shkol-naia-trievozhnost-vidy-prichiny-mietody- profilaktiki-i-korriektsii.html
  2. Ярославцева Л. Психокоррекционные занятия с тревожными детьми младшего школьного возраста // Школьный психолог. 2007. № 6. URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200700608

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагога-психолога по развитию творческого потенциала педагогов школы

Развитие творческого потенциала как неотъемлемой части профессионально-личностного становления  педагогов это сложный феномен в структуре которого есть ценностные, когнитивные, деятельностные сос...

Рекомендации педагога-психолога для родителей подростков.

Рекомендации для родителей: "Как правильно вести себя с подростком"...

Буклет для родителей пятиклассника (рекомендации педагога-психолога)

Выполнение домашнего заданияКак относиться к отметкам ребенкаРодителей должно насторожить......

Рекомендации педагога-психолога по взаимодействию учителей технологии (труда) с учащимися подросткового возраста

Рекомендации учителям технологии по взаимоотношению с учащимися подроскового возраста, с учетом их психофизиологических особенностей, а также с учетом повышенной техники безопасности на данных уроках....

Рекомендации педагога-психолога ученикам 9, 11-х классов перед выпускными экзаменами

Памятка ученикам 9, 11-х классов перед выпускными экзаменами...

Рекомендации педагога—психолога для учителей работающих с детьми ОВЗ

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. ...

Рекомендации педагога-психолога родителям обучающихся

Подборка рекомендаций педагога-психолога родителям обучающихся...