Идеальная форма в теории интериоризации Выготского
статья по психологии

Мухамадиева Ирина Владимировна

 Л.С. Выготский полагал, что  в теории человеческого развития центральным является соотношение реальной и идеальной форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_interiorizatsii_vygotskogo.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Идеальная форма в теории интериоризации Выготского

Мухамадиева И. В.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

Ядерным положением культурно-исторической теории развития является положение о развитии как соотношении реальной и идеальной форм. Л.С. Выготский полагал, что именно это соотношение задает специфику собственно человеческого развития.

В детском развитии идеальная форма, по мысли Выготского, "Уже существует" и "взаимодействует" с реальной (Выготский, т.4, с.395). Это положение разделяли все представители школы Выготского, однако на вопросы о том, как существует и как взаимодействует, они давали разные ответы. Это же положение задает и ту проблемную область, которая будет проясняться и уточняться в нашей работе.

Принципиальный ответ на вопрос о способе взаимодействия реальной и идеальной форм дал Л.С. Выготский в понятии о знаковом опосредствовании. Ход его мысли был и остался нетривиальным и неожиданным. Осмысление и переосмысление этого хода и сейчас является чрезвычайно продуктивным.

Л.С. Выготский понимал развертывание психических процессов (и поведения в целом) как переход к новому принципу их порождения. Моделью этого перехода (от натуральной к культурной форме поведения) являлось знаковое опосредствование. В знаковом опосредствовании сами естественно сложившиеся стереотипы поведения становятся предметом изменения и уже в силу этого преодолеваются в качестве естественных — становятся осознанными и произвольными, т.е. человек овладевает собственным поведением.

Знак или, по выражению Л.С. Выготского, стимул-средство является психологическим орудием и, в отличие от материального орудия, нацелен на самую структуру поведения или сам психический процесс, становится средством его построения.

Направленность знака извне внутрь, во-первых, и связанную с этим реконструкцию и объективацию "внутреннего", его вынесение вовне, во-вторых, Выготский считал центром "работы" знака (стимула-средства). Именно этот способ построения высших психических функций или, что то же самое, культурных форм поведения, является, по Выготскому, их центральной, порождающей и специфицирующей характеристикой, принципиально отличающей их от натуральных форм.

Итак, идеальная форма, по Л.С. Выготскому, существует как культура, работает как стимул-средство или знак, т.е. элемент культуры, посредством которого реконструируются и объективируются натуральные, как бы вне действующего человека, сложившиеся формы поведения. Человек овладевает своим поведением, заново его порождая. Порождающий свое поведение человек становится его субъектом. Именно в работах Выготского субъектность не понимается натурально, не допускается некритически при описании поведения, а последовательно теоретически и экспериментально воссоздается. Выделяется та точка, тот момент в жизни человека, в котором он становится субъектом этой жизни. Возвращаясь к нашему исходному отношению, можно сказать, что "точка встречи" идеальной и реальной форм специфична и знаменательна тем, что в ней происходит возникновение субъекта поведения. И с другой стороны, указание на субъекта и субъектность предполагает конструирование (теоретическое и экспериментальное) взаимоперехода реальной и идеальной форм.

Порождение человеком формы своего поведения, т.е. субъектность — центр теории Л.С. Выготского, задающий ее внутренний смысл и пафос. Это та основная теоретическая конструкция, относительно которой имеет смысл соглашаться, критиковать или отрицать. Существенным и нетривиальным в этой конструкции является то, что субъект и субъектность полагаются не как указание на кого-то, чье поведение наблюдается — субъект здесь не "некто", он не наличен. Выготский указывает не на индивида (или группу индивидов), а на его (их) способ ("режим") жизни.

Субъект есть, бытийствует тогда, когда выражен и объективирован сам сдвиг, переход от натуральной к культурной форме — переход к превращению своего поведения в предмет, к использованию средств обнаружения и видения своего поведения вне себя.

Именно то обстоятельство, что в теории Л.С. Выготского сознание и субъектность находятся вне индивида, позволило Д.Б. Эльконину говорить о ней как о неклассической психологии (1989, с.469-478).

Переход "натуральное — культурное" понимается Выготским как преодоление натуральной формы, причем достаточно энергичное. Это вовсе не постепенный, эволюционный процесс, а именно сдвиг и скачок, в котором натуральная и культурная (реальная и идеальная) формы вступают в конфликты и коллизии. В работе "Развитие высших функций", анализируя развитие арифметических операций, Л.С. Выготский пишет: "Почти всегда возникают чрезвычайно ответственные моменты в развитии ребенка, всегда происходит столкновение его арифметики с другой формой арифметики, которой его обучают взрослые. Педагог и психолог должны знать, что усвоение ребенком культурной арифметики является конфликтным.

Иначе говоря, здесь развитие заключается в известном переломе, в известном столкновении, в известной коллизии между теми формами оперирования с количеством, которые ребенок выработал, и теми, которые ему предлагают взрослые". И далее: "Момент, когда ребенок от непосредственной реакции на количество переходит к отвлеченным операциям над знаками, и является моментом конфликтным" (Собр. соч., т. З, с.202-203).

Указанные конфликты и коллизии, связанные со становлением субъектности — преодолением наличной, натуральной формы поведения, — имеют, по наблюдениям Л.С. Выготского, достаточно яркую субъективную окраску.

Преодоление натурального в культурном, понятое как опосредствование, нельзя было изучать в классическом психологическом эксперименте. Классический эксперимент, связанный с регистрацией поведения при решении определенной задачи, хорошо приспособлен как раз для изучения уже сложившихся и функционирующих, т.е. наличных и, следовательно, натуральных форм поведения. Опосредствование же требует построения работы знака. Здесь вне построения невозможно изучить строение.

Адекватным предмету методом экспериментирования является построение опосредствования и тем самым воссоздание "конфликтов и коллизий" в становлении субъектности — того "скачка" и "перелома", в котором рождается субъект поведения. Этот новый метод был назван Л.С. Выготским экспериментально-генетическим, генетико-моделирующим, или объективирующим. В последнем названии имелось в виду то, что построение опосредствования позволяет выделить механизмы, скрытые при непосредственном наблюдении и регистрации внешних проявлений поведения.

Экспериментально-генетический метод давал возможность воспроизвести происхождение и становление культурной формы поведения. По самой своей сути и природе эта форма оказывалась результатом "вращивания" психологического орудия (знака), а не эволюции наличных, естественных способов функционирования. Первый этап — начало "вращивания" — это реальное общение индивидов, в котором один передает "стимулы-средства" другому, т.е. так называемая интерпсихическая (или интерпсихологическая) форма.

Теория интериоризации Выготского широко известна, и излагать ее подробно нет смысла.

Итак, функция значения слова, согласно Выготскому, заключается в создании смыслового поля. (Похожее психологическое образование Л.С. Выготский в работе "Орудие и знак" парадоксально называл "актуальным будущим полем"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние социального взаимодействия на развитие мышления в различных теориях (Платон, Аристотель, Гегель,Выготский)

В эссе рассматриваются теоретические концепции Платона, Аристотеля, Гегеля и Выготского, касающиеся психического и мышления, связи мышления с социальным влиянием....

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа

Опорный конспект для подкотовки к итоговой аттестации по теме "Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа"...

Интерактивный тест по теме "Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа"

Тест создан в программе MS Excel 2007. Тест предназначен для проверки знаний по теме «Основы МКТ идеального газа» для студентов 1 курса (для учащихся 10 класса). Тест представлен в двух вариантах, каж...

Информационная карта по физике. 10 класс. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

Информационная карта по физике для 10 класса вечерней школы по теме: "Идеальный газ.Основное уравнение молекулярно-кинетической теории"....

Урок физики : «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа.»

План-конспект урока физики «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа.»...

Контрольная работа «Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа»

Контрольная работа «Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа»...

Л.С.Выготский-автор культурно-исторической теории развития высших психических функций.

Выготский Лев Семенович (17.11.1896 - 11.06.1934) основатель исследовательской традиции в психологии, которая получила название культурно-исторической теории.В 1913 г. поступил на медицинский фак...