Ранний детский аутизм
статья по психологии

Дмитриева Лариса Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rda.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Ранний детский аутизм (РДА). Советы родителям.

О Б Щ А Я      И Н Ф О Р М А Ц И Я

Аутизм (от греч. аutos – «сам») – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности или затруднениями в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Ранний детский аутизм (РДА) характеризуется как общее расстройство развития или как обширное нарушение развития человека.

Формируется этот синдром к 3-летнему возрасту.

По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутизме отмечаются:

  • качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
  • качественные нарушения способности к общению;
  • ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

Основной симптом раннего детского аутизма – нарушение общения, контакта ребёнка с окружающими.

Действительно, ранний детский аутизм ярко проявляется в особенностях поведения. К ним можно отнести резко выраженную отгороженность от внешнего мира, приверженность привычному распорядку жизни (страх перед переменами), специфические расстройства речи. При своевременном становлении моторных навыков ранними симптомами аутизма следует считать расстройства пищевого и игрового поведения. Дети отвергают густую пищу при отсутствии физиологических причин для этого. Игрушки не вызывают у них интереса, или, напротив, они вцепляются в них и не отпускают с необыкновенным упрямством. Когда дети становятся старше, отчетливо проявляется их нежелание участвовать в коллективных играх. Речевые нарушения у аутистов могут проявляться как полное отсутствие речи, как отказ использовать речь для общения, отказ имитировать звуки; иногда наблюдаются расстройства плавного перехода от одного слога к другому, «застревание» речи. У детей – аутистов механическая память, они могут воспроизводить ранее услышанное (например, «доброе утро» из радиопередачи), звуковоспроизведение у них происходит без осознания смысла. В разговорной речи такие дети часто употребляют «блоки-штампы», цитируют слова из рекламы. Зачастую они не осознают себя как индивидуальное «я», говорят о себе во втором или третьем лице, повторяя то, как к ним обращаются другие, - «ты пойдешь», «ты покушаешь» и т.п. Как правило, у большинства, речь слабо модулирована, интонационное оформление слов или фраз часто неадекватно, голос монотонный, а ритмика имеет скандированный характер. В некоторых случаях механические навыки языка развиты у аутистов значительно лучше, чем понимание (ребёнок может бегло читать, не понимая прочитанного).

Дети с аутизмом обладают повышенной чувствительностью к раздражителям, особенно звукам и окружающим предметам.

Важно помнить, что если ребёнок с атипичными формами аутизма очень рано включается в комплекс реабилитационных мероприятий, то когнитивный дефект может оказаться минимальным.

Какова природа аутизма? Однозначного ответа нет. Имеются указания на семейную отягощенность: в 9,7 % всех семей, где есть аутистическое расстройство, им страдают не менее 2 человек. Аутизм у детей – это комплексное нарушение функционирования различных структур мозга, он может развиваться под воздействием разных факторов. Это и инфекции, перенесенные матерью во время беременности и повреждающие мозг (например, коревая краснуха), и приём матерью токсичных для плода лекарств или воздействие на неё токсичных веществ, это алкоголизм и наркомания матери. Итальянский врач Антонио Парези, руководитель клиники в Сорренто, специализирующийся на проблемах аутизма, считает, что основным фактором в развитии аутизма являются асфиксия и гипоксия в родах. По его мнению, генетический фактор может быть дополнительным.

В реабилитации детей с ранним детским аутизмом используются разные методики:

  • методики поведенческой терапии, направленные на формирование желательных образцов поведения и устранения нежелательных;
  • методы, ориентированные на физическое воздействие: интенсивное навязывание физического контакта, аудиотерапия и другие нейросенсорные методы;
  • педагогические программы;
  • медикаментозная терапия;
  • речевая компьютерная программа Fast For Word.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ АУТИЧНОГО РЕБЁНКА

Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение, многие мамы и папы приходят в смятение. Обратившись же за разъяснениями к справочникам, они и вовсе отчаиваются, так как не находят не только ничего утешительного для себя, но и ответов на самые актуальные вопросы. В одних публикациях аутизм чуть ли не приравнивается к одаренности ребенка, в других — к шизофрении. Кроме того, в некоторых статьях можно встретить мнение, что аутичные дети обычно появляются в семьях, где мама и папа — люди с развитым интеллектом, имеющие высокий социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается специалистами, родители, случайно натолкнувшись в литературе на такую трактовку причин возникновения аутизма, долгие годы испытывают чувство вины перед ребенком и перед обществом.

А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его “сильные” и “слабые” стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.

Специалисты знают, как важна для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком доброжелательная атмосфера в семье. Поэтому очень важно родителям создать в доме психологический комфорт.

Для этого родителям очень важно избавиться стереотипов:

1) ”Мой ребенок должен достичь в жизни большего и оправдать мои надежды, возложенные на него.”

2) ”Больной ребенок - это наказание за какие-то твои грехи. Ты сама виновата, что он болен.”

3) ”Если у тебя больной ребенок-инвалид, твоя жизнь кончена: ты должна все бросить, прекратить следить за собой, отказаться от своих планов, личной жизни и остаток жизни посвятить ребенку.”

Эти и другие подобные стереотипы причиняют родителям огромные страдания, потому что диктуют заранее заданный жизненный сценарий, как бы требуя от них отбросить все свои планы, мечты и жить так, как жить совсем не хочется. Иногда, на ребенка смотрят, как на первоисточник всех бед: ”Если бы он был здоровым, я могла бы жить совсем иначе!”

Чтобы наладить с аутичным ребёнком контакт, стать ему другом и помощником, необходимо следовать следующим правилам.

Правило 1. Избавьтесь от собственных амбиций в отношении своего ребенка. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Мы требуем, чтобы ребенок соответствовал нашим высоким требованиям к нему. Мы мечтаем: “Он станет богатым (банкиром, бизнесменом, менеджером), талантливым (музыкантом, артистом, танцором, художником)”. При этом  родительские мечты не всегда согласуются с мечтами и способностями самого ребенка. А если вдруг выясняется, что ребенок серьезно болен, что необходима многолетняя коррекционная работа, а планы родителей по его будущему были полны радужных перспектив, родители испытывают страшный стресс: “Наш ребенок не поступит в университет, не станет банкиром, не станет художником, и вообще неизвестно станет ли он полноценным человеком!!!!” Пройдет много дней, прежде чем семья после такого стресса снова обретет почву под ногами.

Правило 2.  Ни в коем случае не стыдитесь своего ребенка. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким - с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Результата вообще ждать не стоит. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно ни в чем не виноват, и что он нуждается в вас и вашей любви к нему.

Правило 5. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Родители должны помнить о том, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и анализируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир аутичного ребёнка и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами.

Кроме того, родители должны знать, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной "эмоциональной бури". Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Родители для работы со своими детьми могут использовать индивидуальные игры, рекомендованные для педагогов. Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.

С П И С О К     Л И Т Е Р А Т У Р Ы:

  1. А.Ф. Тумашенко «Неврологические нарушения у детей. Причины, профилактика, коррекция». – СПб, 2011г.
  2. В.А. Титов «Дефектология». – Ростов н/Д, 2014г.
  3. Статья «Рекомендации родителям аутичных детей» Павлова О.А.
  4. Статья «Детский аутизм» Мезенцева В.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоционально-волевого развития детей с ранним детским аутизмом

Мною была написана контрольная работа на тему: "Особенности эмоционально-волевого поведения у детей с ранним детским аутизмом"  для переподготовки и повышения квалификации работников образования....

Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма

В настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с синдромом раннего детского аутизма. Необходимость развития так...

Отдельные методические приёмы работы со школьниками, страдающими ранним детским аутизмом

Методические приемы из личного опыта дефектолога, работающего с детьми, страдающими РДА....

Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".

Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...

Агрессия и аутоагрессия у детей с ранним детским аутизмом

Агрессия у детей с РДА. Виды агрессии, причины и проявления....

Реферат ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Проявления раннего детского аутизма меняются с возрастом. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5—3 годам и остается наиболее выраженной до 5—6 лет, представляя собой сложное сочетание первич...

Синдром раннего детского аутизма: жизнь в обществе

Что  такое  синдром  ранего  детского  аутизма  (РДА)? Это отрыв  от реальности, отгороженность  от внешнего  мира, отсутствие или парадоксальность реакций...