Рабочая программа по коррекционному курсу "Психологический практикум"
рабочая программа по психологии
Коррекционная программа "Психологический практикум"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области
«Красногорская школа»
Утверждаю: «_______»_______________2019 г И.о. Директор ГБОУ СО "Красногорская школа» __________________(Н.А. Персидская)
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 5,7 классы
на 2019 – 2020 учебный год
Составил педагог - психолог: Нечаева Н.В. Согласовано: «_______»_______________2019 г. Зам. директора по УР _______________(Л.М.Полякова) |
г. Каменск - Уральский
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью, отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих обучающихся отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.
У обучающихся страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие.
Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов, явлений,ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом.
Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – психологическое развитие обучающегося. В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью разработана Программа коррекционного курса «Психологический практикум»
Программа коррекционного курса «Психологический практикум» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого- педагогической помощи детям с умственной отсталостью, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности обучающегося и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой.
Программа рассчитана на 1год обучения (5,7 классы).
Введение курса "Психологический практикум" в образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического развития обучающихся через системный подход, в котором когнитивные и коммуникативные методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния.
Место коррекционного курса в учебном плане
Данный курс включён для реализации коррекционно-развивающей области, с учетом требований охранительного режима нагрузки на обучающегося согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15).
Место коррекционного курса в учебном плане | Кол-во час. | Продолжительность обучения по программе |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 31 | 1 год |
Планируемые результаты
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
-позитивно относиться к себе и окружающему миру;
-критичности к выполнению действий (самоконтроль);
- способность к мобилизации сил и энергии и волевому усилию;
-эмпатии как осознанного понимания обучающегося чувства других людей и сопереживания им.
В содержание предмета "Психологический практикум" 5 класса входит:
Диагностика состояния ВПФ и ЭВС. Коррекция и развитие познавательных процессов: Упражнения на развитие переключения и распределения внимания; Счет по Крепелину (метод сложения чисел с переключением) ;Упражнения на развитие внимания и зрительной памяти «Муха», «Лабиринт»; Упражнения на развитие умения сравнивать объекты межу собой «Сравнение», «Сходство в отношениях между объектами». Упражнения на развитие мыслительных действий — обобщение и ограничение понятий «Определение правильных обобщений», «Обобщение и ограничение понятий». Упражнения на развитие ассоциативного мышления «Тренировка ума». Упражнения на развитие активного словаря "Сюжетные картины". Упражнения на развитие умений выделять признаки предметов и других объектов. Логические отношения между понятиями», «Классификация», «Многоступенчатые классификации».
Игры «Поиск аналогов», «Исключение лишнего». Игры "Развиваем быстроту мышления", «Определение понятий». Игры «Существенные и несущественные признаки понятия». Игры «Обобщение и ограничение понятий», «Память», «Развиваем внимание».
Коррекция эмоционально волевой сферы.Структура занятий предполагает. Управление своим поведением и общением; aнализирование действий и поступков; прогнозирование результатов действий и поступков; регулирование конфликтов. Предупреждение отставаний и нежелательных тенденций в личностном развитии. Упражнения на развитие произвольной сферы (регуляция и контроль). Снятие напряженности и скованности, снятие напряженности. Формирование адекватного отношения к себе .Коррекция тревожности, отработка страхов. Коррекция агрессивного поведения. Приобретение навыков самоконтроля. Осознание своего поведения. Приобретение навыка решать конфликты спокойно, без проявлений агрессии. Развитие эмпатиии. Формирование умения отвечать за свои слова и поступки.
Общение. Как понять человека. Беседы. «Мои проблемы». Беседы «Обиды». Беседы «Комплименты или лесть». Беседы «Что значит быть вежливым?». Игра «Скульптор и глина». Упражнения «Комплимент». Упражнения «Мои проблемы». Рисунок на тему "Мой лучший друг".Что такое дружба? Занятие на развитие навыков взаимодействия "Давайте жить дружно".Что такое эмоции? Радость. Страх Сочувствие. Обида Обобщение пройденного материала.
В содержание предмета "Психологический практикум" 7 класса входит:
Диагностика состояния ВПФ и ЭВС. Коррекция и развитие познавательных процессов:Развитие мышления. Упражнения на создание целостного образа. Разделение целого на части. Развитие памяти. Упражнения на развитие слуховой памяти. Развитие воображения. Невербальное воображение. Вербальное воображение. Развитие внимания. Упражнения на устойчивость и концентрацию внимания. Текстовые задания на выявления устойчивости внимания и волевого усилия "Найди отпечатки", "Мозаика", "Перепутанные линии", "Знаки".
Коррекция эмоционально волевой сферы. Структура занятий предполагает. Управление своим поведением и общением; aнализирование действий и поступков; прогнозирован6ие результатов действий и поступков; регулирование конфликтов. Предупреждение отставаний и нежелательных тенденций в личностном развитии. Упражнения на развитие произвольной сферы (регуляция и контроль). Снятие напряженности и скованности, снятие напряженности. Формирование адекватного отношения к себе .Коррекция тревожности, отработка страхов. Коррекция агрессивного поведения. Приобретение навыков самоконтроля. Осознание своего поведения. Приобретение навыка решать конфликты спокойно, без проявлений агрессии. Развитие эмпатиии. Формирование умения отвечать за свои слова и поступки. Эмоции, которые испытывает человек. Эмоции, которые люди испытывают в разных ситуациях Общение. Как понять человека. Виды общения. Методы альтернативной коммуникации. Упражнения и игровые задания на взаимодействие.
Дисциплина. Характер. Действия и поступки человека. Скромность украшает каждого. Самооценка. Как воспитывается характер. Анализ литературных текстов. Честность, совесть. Сильный и слабый человек.
Потребность в принадлежности к группе. Потребность в дружбе. Мотивы общения со взрослыми. Мотивация учебной деятельности. Мотивация профессиональной ориентации. Потребность в автономии и самоутверждении.
Мотивы преступного поведения. Как не стать жертвой.Развитие самооценки. Адекватность самооценки. Физический облик и самооценка. Влияние родителей на самооценку. Самооценка и педагогическая оценка. Обобщающий урок. Повторение.
Календарно-тематическое планирование
"Психологический практикум" 5 класс
| Тема | Кол-во часов | Дата |
Диагностика | |||
1 | Беседы. «Мои проблемы» | 1 | |
2. | Упражнения на развитие внимания и зрительной памяти «Муха», «Лабиринт». | 1 | |
3 | Беседы «Что значит быть вежливым?» | 1 | |
4 | Общение в школе. | 1 | |
5 | Упражнения на развитие ассоциативного мышления «Тренировка ума». | 1 | |
6 | Что такое дружба? | 1 | |
7 | Упражнения на развитие умений выделять признаки предметов и других объектов. Логические отношения между понятиями», «Классификация», «Многоступенчатые классификации». | 1 | |
8 | Игры «Поиск аналогов», «Исключение лишнего». | 1 | |
9 | Занятие на развитие навыков взаимодействия "Давайте жить дружно" | 1 | |
10 | Игры «Существенные и несущественные признаки понятия». | 1 | |
11 | Игры «Обобщение и ограничение понятий», «Память», «Развиваем внимание». | 1 | |
12 | Общение. Как понять человека. | 1 | |
13 | Упражнения на развитие переключения и распределения внимания. Счет по Крепелину (метод сложения чисел с переключением). | 1 | |
14 | Беседы «Обиды» | 1 | |
15 | Беседы «Комплименты или лесть» | 1 | |
16 | Упражнения на развитие умения сравнивать объекты межу собой «Сравнение», «Сходство в отношениях между объектами». | 1 | |
17 | Игра «Скульптор и глина» | 1 | |
18 | Упражнения на развитие активного словаря "Сюжетные картины". | 1 | |
19 | Упражнения «Комплимент» | 1 | |
20 | Упражнения «Мои проблемы» | 1 | |
21 | Рисунок на тему "Мой лучший друг". | 1 | |
22 | Игры "Развиваем быстроту мышления", «Определение понятий». | 1 | |
23 | Что такое эмоции? | 1 | |
24 | Радость. | 1 | |
25 | Страх | 1 | |
26 | Сочувствие. | 1 | |
27 | Обида | 1 | |
28 | Что делать с гневом | 1 | |
29 | Упражнения на развитие мыслительных действий — обобщение и ограничение понятий «Определение правильных обобщений», «Обобщение и ограничение понятий». | 1 | |
30 | Общение в кругу сверстников. | 1 | |
31. | Заключительное занятие | 1 |
Календарно-тематическое планирование
"Психологический практикум" 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Диагностика | |||
1 | Упражнения на развитие внимания. | 1 | |
2. | Общение среди сверстников. | 1 | |
3 | Упражнения на развитие памяти. | 1 | |
4 | Дружба, товарищество, любовь. | 1 | |
5 | Логические отношения между понятиями, «Классификация», «Многоступенчатые классификации». | 1 | |
6 | Упражнения на развитие восприятия. | 1 | |
7 | Общение со взрослыми. | 1 | |
8 | Упражнения на развития мышления. | 1 | |
9 | Чувства уважения и самоуважения. | 1 | |
10 | Отработка навыков общения. | 1 | |
11 | Формирование способности устанавливать контакты, улучшать взаимоотношения с друзьями, знакомыми. | 1 | |
12 | Умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа. | 1 | |
13 | Уметь адекватно себя оценивать. | 1 | |
14 | Развитие уверенности в себе, | 1 | |
15 | Дисциплина, выбор и решение | 1 | |
16 | Научиться правильно выбирать решения. | 1 | |
17 | Составление плана по достижению желаемого результата. | 1 | |
18 | Действия и поступки человека в его каждодневной жизни. | 1 | |
19 | Различия в характере у мальчиков и девочек | 1 | |
20 | На основе анализа литературных героев показать, что характер можно воспитывать. | 1 | |
21 | Умение анализировать особенности своего характера. | 1 | |
22 | Сформировать умение регулировать и направлять в нужное русло свое поведение и поступки. | 1 | |
23 | Уметь определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели | 1 | |
24 | Самооценка, влияние родителей на самооценку. | 1 | |
25 | Взаимосвязь педагогической оценки и самооценки. | 1 | |
26 | Уровень притязаний. | 1 | |
27 | Сформировать знания о самооценке и уровне притязаний. | 1 | |
28 | Правила взаимоотношений между людьми в обществе. | 1 | |
29 | Правила и нормы поведения, принятые в обществе. | 1 | |
30 | Что такое закон? | 1 | |
31 | Заключительное занятие | 1 |
Список литературы:
1. Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года № 273-ФЗ ( в ред. Федеральных законов от 07.05.2013г. № 99-ФЗ, 07.06 2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170 - ФЗ, от 23.07.2013 № 203 - ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ).
2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)от 28.08 2014 № ВК - 1748 "О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью".
3. Приказ МО РФ от 10.04 2002 № 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".
4.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Т. 5. – Основы дефектологии. – М., 1983. – 275 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/16/picture-24619.jpg)
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/09/picture-23122.jpg)
Рабочая программа по курсу" Психологический практикум"
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют де...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-622629-1428912539.jpg)
Рабочая программа по курсу «Математический практикум» 2- я ступень образования ( 9 класс ).
С 2005-2006 учебного года государственная итоговая аттестация по математике за курс основной школы проводится в новой форме, которая, несмотря на очевидную связь с ЕГЭ, обладает некоторыми особе...
Рабочая программа по элективному предмету «Практикум решения задач по физике». (11класс)
Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и включает в себя элементы программы, которые не...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/17/picture-231053-1492422988.jpg)
Рабочая программа по предмету "Экономический практикум"для обучающихся специальных коррекционных школ.
Программа составлена на основе авторской программы Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/14/picture-944339-1555242966.jpg)
Рабочая программа «факультативного курса» «Математический практикум» 9 класс
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются факультативные курсы, которые позволяют повторить, расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/14/picture-283165-1379167844.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Практикум по решению разноуровневых задач"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Практикум по решению разноуровневых задач"...