Рабочая программа по коррекционному курсу "Психологический практикум"
рабочая программа по психологии

Коррекционная программа "Психологический практикум"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-7_klass_pechat.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области

«Красногорская школа»

Утверждаю:

«_______»_______________2019 г

И.о. Директор ГБОУ СО

"Красногорская школа» __________________(Н.А. Персидская)                                                                    

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 5,7 классы

на 2019 – 2020 учебный год

Составил  педагог - психолог:                                                                                         Нечаева Н.В.                                                                                     Согласовано:                                                                                        «_______»_______________2019 г.

                                                                                       Зам. директора по УР

                                                                                           _______________(Л.М.Полякова)

г. Каменск - Уральский

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью, отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных, временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих обучающихся отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.

У обучающихся страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие.

Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов, явлений,ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом.

Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – психологическое развитие обучающегося. В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью разработана Программа коррекционного курса «Психологический практикум»
Программа коррекционного курса «Психологический практикум» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого- педагогической помощи детям с умственной отсталостью, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности обучающегося и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой.
Программа рассчитана на 1год обучения (5,7 классы).
Введение курса "Психологический практикум" в образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического развития обучающихся через системный подход, в котором когнитивные и коммуникативные методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния.

Место коррекционного курса в учебном плане

Данный курс включён для реализации коррекционно-развивающей области, с учетом требований охранительного режима нагрузки на обучающегося согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15).

Место коррекционного курса в учебном плане

Кол-во час.

Продолжительность обучения

по программе

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

31

1 год

Планируемые результаты

ориентироваться на сенсорные эталоны;

давать полное описание объектов и явлений;

различать противоположно направленные действия и явления;

видеть временные рамки своей деятельности;

определять последовательность событий;

ориентироваться в пространстве;

целенаправленно выполнять действия по инструкции;

самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

опосредовать свою деятельность речью;

-позитивно относиться к себе и окружающему миру;

-критичности к выполнению действий (самоконтроль);

- способность к мобилизации сил и энергии и волевому усилию;

-эмпатии как осознанного понимания обучающегося чувства других людей и сопереживания им.

В содержание предмета "Психологический практикум" 5 класса входит:

Диагностика состояния ВПФ и ЭВС. Коррекция и развитие познавательных процессов: Упражнения на развитие переключения и распределения внимания; Счет по Крепелину (метод сложения чисел с переключением) ;Упражнения на развитие внимания и зрительной памяти «Муха», «Лабиринт»; Упражнения на развитие умения сравнивать объекты межу собой «Сравнение», «Сходство в отношениях между объектами». Упражнения на развитие мыслительных действий — обобщение и ограничение понятий «Определение правильных обобщений», «Обобщение и ограничение понятий». Упражнения на развитие ассоциативного мышления «Тренировка ума». Упражнения на развитие активного словаря "Сюжетные картины". Упражнения на развитие умений выделять признаки предметов и других объектов. Логические отношения между понятиями», «Классификация», «Многоступенчатые классификации».

Игры «Поиск аналогов», «Исключение лишнего». Игры "Развиваем быстроту мышления", «Определение понятий». Игры «Существенные и несущественные признаки понятия». Игры «Обобщение и ограничение понятий», «Память», «Развиваем внимание».

Коррекция эмоционально волевой сферы.Структура занятий предполагает. Управление своим поведением и общением; aнализирование действий и поступков; прогнозирование результатов действий и поступков; регулирование конфликтов. Предупреждение отставаний и нежелательных тенденций в личностном развитии. Упражнения на развитие произвольной сферы (регуляция и контроль). Снятие напряженности и скованности, снятие напряженности. Формирование адекватного отношения к себе .Коррекция тревожности, отработка страхов. Коррекция агрессивного поведения.  Приобретение навыков самоконтроля. Осознание своего поведения. Приобретение навыка решать конфликты спокойно, без проявлений агрессии. Развитие эмпатиии. Формирование умения отвечать за свои слова и поступки.

Общение. Как понять человека.  Беседы. «Мои    проблемы». Беседы «Обиды». Беседы «Комплименты или лесть». Беседы «Что значит быть вежливым?». Игра «Скульптор и глина». Упражнения «Комплимент». Упражнения «Мои проблемы». Рисунок на тему "Мой лучший друг".Что такое дружба? Занятие на развитие навыков взаимодействия "Давайте жить дружно".Что такое эмоции? Радость. Страх Сочувствие. Обида Обобщение пройденного материала.

В содержание предмета "Психологический практикум" 7 класса входит:

Диагностика состояния ВПФ и ЭВС. Коррекция и развитие познавательных процессов:Развитие мышления. Упражнения на создание целостного образа. Разделение целого на части. Развитие памяти. Упражнения на развитие слуховой памяти. Развитие воображения. Невербальное воображение. Вербальное воображение. Развитие внимания. Упражнения на устойчивость и концентрацию внимания. Текстовые задания на выявления устойчивости внимания и волевого усилия "Найди отпечатки", "Мозаика", "Перепутанные линии", "Знаки".

Коррекция эмоционально волевой сферы. Структура занятий предполагает. Управление своим поведением и общением; aнализирование действий и поступков; прогнозирован6ие результатов действий и поступков; регулирование конфликтов. Предупреждение отставаний и нежелательных тенденций в личностном развитии. Упражнения на развитие произвольной сферы (регуляция и контроль). Снятие напряженности и скованности, снятие напряженности. Формирование адекватного отношения к себе .Коррекция тревожности, отработка страхов. Коррекция агрессивного поведения.  Приобретение навыков самоконтроля. Осознание своего поведения. Приобретение навыка решать конфликты спокойно, без проявлений агрессии. Развитие эмпатиии. Формирование умения отвечать за свои слова и поступки. Эмоции, которые испытывает человек. Эмоции, которые люди испытывают в разных ситуациях Общение. Как понять человека. Виды общения. Методы альтернативной коммуникации. Упражнения и игровые задания на взаимодействие.

Дисциплина. Характер. Действия и поступки человека. Скромность украшает каждого. Самооценка. Как воспитывается характер. Анализ литературных текстов. Честность, совесть. Сильный и слабый человек.

Потребность в принадлежности к группе. Потребность в дружбе. Мотивы общения со взрослыми. Мотивация учебной деятельности. Мотивация профессиональной ориентации. Потребность в автономии и самоутверждении.

Мотивы преступного поведения. Как не стать жертвой.Развитие самооценки. Адекватность самооценки. Физический облик и самооценка. Влияние родителей на самооценку. Самооценка и педагогическая оценка. Обобщающий урок. Повторение.


Календарно-тематическое планирование

"Психологический практикум" 5 класс


Тема

Кол-во часов

Дата

Диагностика

1

Беседы. «Мои проблемы»

1

2.

Упражнения на развитие внимания и зрительной памяти «Муха», «Лабиринт».

1

3

Беседы «Что значит быть вежливым?»

1

4

Общение в школе.

1

5

Упражнения на развитие ассоциативного мышления «Тренировка ума».

1

6

Что такое дружба?

1

7

Упражнения на развитие умений выделять признаки предметов и других объектов. Логические отношения между понятиями», «Классификация», «Многоступенчатые классификации».

1

8

Игры «Поиск аналогов», «Исключение лишнего».

1

9

Занятие на развитие навыков взаимодействия "Давайте жить дружно"

1

10

Игры «Существенные и несущественные признаки понятия».

1

11

Игры «Обобщение и ограничение понятий», «Память», «Развиваем внимание».

1

12

Общение. Как понять человека.

1

13

Упражнения на развитие переключения и распределения внимания. Счет по Крепелину (метод сложения чисел с переключением).

1

14

Беседы «Обиды»

1

15

Беседы «Комплименты или лесть»

1

16

Упражнения на развитие умения сравнивать объекты межу собой «Сравнение», «Сходство в отношениях между объектами».

1

17

Игра «Скульптор и глина»

1

18

Упражнения на развитие активного словаря "Сюжетные картины".

1

19

Упражнения «Комплимент»

1

20

Упражнения «Мои проблемы»

1

21

Рисунок на тему "Мой лучший друг".

1

22

Игры "Развиваем быстроту мышления", «Определение понятий».

1

23

Что такое эмоции?

1

24

Радость.

1

25

Страх

1

26

Сочувствие.

1

27

Обида

1

28

Что делать с гневом

1

29

Упражнения на развитие мыслительных действий — обобщение и ограничение понятий «Определение правильных обобщений», «Обобщение и ограничение понятий».

1

30

Общение в кругу сверстников.

1

31.

Заключительное занятие

1


Календарно-тематическое планирование

"Психологический практикум" 7 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

Диагностика

1

Упражнения на развитие внимания.

1

2.

Общение среди сверстников.

1

3

Упражнения на развитие памяти.

1

4

Дружба, товарищество, любовь.

1

5

 Логические отношения между понятиями, «Классификация», «Многоступенчатые классификации».

1

6

Упражнения на развитие восприятия.

1

7

Общение со взрослыми.

1

8

Упражнения на развития мышления. 

1

9

Чувства уважения и самоуважения.

1

10

Отработка навыков общения.

1

11

Формирование способности устанавливать контакты, улучшать взаимоотношения с друзьями, знакомыми.

1

12

Умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа.

1

13

Уметь адекватно себя оценивать.

1

14

Развитие уверенности в себе,

1

15

Дисциплина, выбор и решение

1

16

Научиться правильно выбирать решения.

1

17

Составление плана по достижению желаемого результата.

1

18

Действия и поступки человека в его каждодневной жизни.

1

19

Различия в характере у мальчиков и девочек

1

20

На основе анализа литературных героев показать, что характер можно воспитывать.

1

21

Умение анализировать особенности своего характера.

1

22

Сформировать умение регулировать и направлять в нужное русло свое поведение и поступки.

1

23

Уметь определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели

1

24

Самооценка, влияние родителей на самооценку.

1

25

Взаимосвязь педагогической оценки и самооценки.

1

26

Уровень притязаний.

1

27

Сформировать знания о самооценке и уровне притязаний.

1

28

Правила взаимоотношений между людьми в обществе.

1

29

Правила и нормы поведения, принятые в обществе.

1

30

Что такое закон?

1

31

Заключительное занятие

1

Список литературы:

1. Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года № 273-ФЗ ( в ред. Федеральных законов от 07.05.2013г. № 99-ФЗ, 07.06 2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170 - ФЗ, от 23.07.2013 № 203 - ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ).

2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)от 28.08 2014 № ВК - 1748 "О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью".

3. Приказ МО РФ от 10.04 2002 № 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".

4.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Т. 5. – Основы дефектологии. – М., 1983. – 275 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа по курсу" Психологический практикум"

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют де...

Рабочая программа по курсу «Математический практикум» 2- я ступень образования ( 9 класс ).

С 2005-2006 учебного года государственная итоговая аттестация  по математике за курс основной школы проводится в новой форме, которая, несмотря на очевидную связь с ЕГЭ, обладает некоторыми особе...

Рабочая программа по элективному предмету «Практикум решения задач по физике». (11класс)

Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и включает в себя элементы программы, которые не...

Рабочая программа по предмету "Экономический практикум"для обучающихся специальных коррекционных школ.

Программа составлена на основе авторской программы Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург...

Рабочая программа «факультативного курса» «Математический практикум» 9 класс

Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются факультативные курсы, которые позволяют повторить, расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Практикум по решению разноуровневых задач"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Практикум по решению разноуровневых задач"...