Программа факультативного курса «Я выбираю…» для 9 класса
рабочая программа по психологии (9 класс)

Суворова Анастасия Александровна

Данный факультативный курс позволяет подросткам познать себя, свои особенности и способности, ближе подойти к миру профессий, изучить профессиограммы, составить в итоге полученную информацию со своими интересами и возможностями, сохранив при этом душевное равновесие и психологическое здоровье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_proforientatsiya_9_klass.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска

средняя общеобразовательная школа №3

(МБОУ г. Иркутска СОШ № 3)

664001  г. Иркутск, Госпитальная,2тел.77-86-01 E-Mail: School3_irkutsk@mail.ru

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ г. Иркутска   СОШ № 3

А.А Шеметова____________

06.09.2021г.

«Утверждено»

Директора

МБОУ г. Иркутска СОШ №3

Е.В. Ахмедзянова___________

Приказ от 07.09.2021

Рабочая программа факультативного курса по профориентации

 «Я выбираю…»

для 9-ых классов

Учитель: Суворова А.А., педагог-психолог МБОУ г. Иркутск СОШ №3

г. Иркутск

2021 – 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена с учетом федерального государственного стандарта среднего общего образования. При разработке программы использованы материалы авторской программы Михайловой М.Ю. «На пути выбора профессии» и Е.В. Меттус, О.С. Турта, А.В. Литвина. Факультативный курс «Я выбираю…» является актуальным, так как тема самоопределения учащихся не теряла своей значимости. Для учащихся 9-ых классов этот курс поможет сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования и определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Подростки часто выбирают будущею профессию с помощью родителей, сверстников, окружения, либо ориентируясь на престижные и популярные профессии. Но он не знает, подойдут ли ему эти профессии, так как не владеет знаниями и требованиями к этим профессиям, не учитывает свои личностные особенности и способности.

В связи с этим данный факультативный курс позволяет подросткам познать себя, свои особенности и способности, ближе подойти к миру профессий, изучить профессиограммы, составить в итоге полученную информацию со своими интересами и возможностями, сохранив при этом душевное равновесие и психологическое здоровье.

Цель: создать условия для актуализации процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесение в процессе профессиональных проб.

Задачи программы:

  • Сформировать положительное отношение к самому себе уверенность в своих силах;
  • Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности;
  • Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности;
  • Создать условия для формирования планирования и обучения приёмам тайм-менеджмента;
  • Отработать навыки публичного выступления

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 34 часа

Программа ориентирована на учащихся 9 классов.  

Планируемые результаты освоения программы:

Личностными результатами являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  
  • развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметными результатами являются:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия осознанного выбора в учебной деятельности;
  • умение работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение;
  • владение речью;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Способы обучения: Групповой, Индивидуально-групповой

Формы контроля: Рефлексия, обратная связь в форме диалога, результаты диагностических методик, дневник самопознания (портфолио)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

РАЗДЕЛ 1 «Выявление потребностей»

Вводное занятие. Знакомство с курсом. Составление карты интересов и образа будущего. Составление карты желаний и проведение упражнения «колесо баланса». Знакомство с сутью жизненного и профессионального самоопределения. Какой я человек? (диагностика по Акценту 2.90 и определение типа темперамента) Социальный интеллект.

РАЗДЕЛ 2 «В какой, сфере можно себя реализовать?»

Игра «Проектируем жизнь». Многообразие мира профессий. Формула успеха. Эмоциональное отношение к выбору профессий. Умение учитывать сильные и слабые стороны своих профессиональных возможностей. Моя примерная профессия

РАЗДЕЛ 3 «Практические методы»

Публичное выступление «Рассказ о себе и будущей профессии», Роли жизненных ценностей при выборе профессий. Игра «Собеседование». Саморегуляция. Изучение рынка труда. Что такое прокрастинация? Планирование. Планирование профессионального пути. Применение полученных знаний в ситуации выбора профессии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Количество часов

Дата

Корректировка

Раздел 1 «Выявление потребностей»  (11 часов)

Вводное занятие. Знакомство с курсом

1 час

«Мои интересы». Составление карты интересов. Образа будущего

 2 часа

«Мои желания» Составление колеса баланса и карты желаний

2 часа

Суть жизненного и профессионального самоопределения. Тест «Якоря профессии»

2 часа

«Какой я человек?» Тест Акцент 2-90. Определение типа темперамента

2 часа

Социальный интеллект

2 часа

Раздел 2 «В какой, сфере можно себя реализовать?» (7 часов)

Игра «Проектируем жизнь»

1 час

Многообразие мира профессий

1 час

Формула успеха

1 час

Эмоциональное отношение к выбору профессии

1 час

Умение учитывать сильные и слабые стороны своих профессиональных возможностей

1 час

Моя примерная профессия (доклад на эту тему)

2 часа

Раздел 3 «Практические методы» (16 часов)

Публичное выступление «Рассказ о себе и будущей профессии»

2 часа

Роль жизненных ценностей при выборе профессии

2 часа

Игра «Собеседование»

2 часа

Саморегуляция

2 часа

Изучение рынка труда

2 часа

Что такое прокрастинация?

1 час

Планирование

1 час

Планирование профессионального пути

1 час

Применение полученных знаний в ситуации выбора профессии

2 часа

Заключительное занятие

1 час

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для реализации учебной программы необходимы следующие учебно-методические средства:

  1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
  2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003.  
  3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
  4. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –  М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2000.
  5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.
  6. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.- сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2009.- 171с.
  7. Учебники:  Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений М.С.   Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко и др. под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008 – 159 с.
  8. Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным содержанием сопровождением курса / авт. Сост: Л.Н. Бобровская , О.Н. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. 2-е изд.; доп.- М.: Глобус, 2008.  -101 с. – (Профессиональная школа).

Требования к материально-техническим условиям реализации программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования определяются необходимостью наличия на уроках: компьютера, мультимедийного проектора, стимульного материала к методикам, комплектов презентаций к некоторым урокам, словарей и справочников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по географии 6 класс "Мордовский край"

В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Необходимость изучения своей малой Родины в...

Программа факультативного курса "Компьютерная графика", 8 класс

Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы....

Программа факультативного курса ЗОЖ для 7 класса

Программа расчитана на 18 часов....

Программа факультативного курса для учащихся 11 классов «Дополнительные главы математики»

Данный факультативный курс рассчитан на углубление и расширение знаний старшеклассников по предмету для успешной сдачи выпускных экзаменов по математике....

«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса

         Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ. "Я выбираю профессию"

Чтобы выбрать профессию, которая подходит надо изучить прежде всего самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым — свои интересы и склонности, особенности мышления, памят...

программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"

      Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...