Годовой отчет по коррекционной работе с детьми с применением метода сенсорной интеграции
учебно-методический материал по психологии

Бутова Светлана Владимировна

         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №131

Красносельского района Санкт-Петербурга

  1. ОТЧЕТ

о работе педагога-психолога

ГБОУ № 131

в 2021/22 учебном году

Работа проведена:

Бутовой С. В.,

педагогом-психологом

 ГБОУ № 131

2022 г.

В 2021-2022 учебном году психологическая работа строилась на основе перспективного планирования, согласно результатам проведенного первичного обследования, а также в соответствии с запросами педагогов, учеников, родителей.

Целью работы является: создание благоприятных условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей с применением сенсорной интеграции в рамках дополнительного метода коррекционно-развивающей работы.

Задачи:

1. Коррекция сенсорного дефицита.

2. Снижение эмоционального напряжения учащихся.

3. Релаксация учащихся с невротическими и психическими расстройствами в стадии      компенсации.

4. Развитие мелкой и крупной моторики используя игры с фиброоптическими волокнами.

5. Формирование устойчивости внимания учащихся.

6. Развитие и коррекция познавательной сферы учащихся.

7. Развитие и коррекция личностной сферы учащихся.

8. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся.

11. Психопрофилактика отклоняющегося поведения учащихся.

12.Психолого-педагогическое просвещение педагогов, родителей, лиц, их заменяющих.

13.Повышение профессиональной компетентности.

В 2021-2022 учебном году работа психолога велась по следующим направлениям:

  1. Психологическая диагностика

Психологическая диагностика проводилась в следующих нозологических группах в сентябре 2021 года и в мае 2022 года. Психодиагностические процедуры проводились индивидуально.

Целью психодиагностических обследований явилось:

  • Исследование сенсорной чувствительности
  • Исследование эмоциональной сферы обучающихся

Задачи: 

1. Выбор диагностических методов и методик

2.  Изучение различных аспектов сенсорного развития у детей различных нозологий

3. Выявление проблем в развитии эмоционально-волевой сферы для своевременного   оказания психологической помощи.

4. Выявление особенностей развития личности учащихся.

Использовались следующие психодиагностические методы и методики:

  1. Метод наблюдения
  2. Психодиагностическая беседа
  3. Субтесты EASI (оценка сенсорной интеграции по Дж.Айрес от 3-12 лет)
  • Зрительный праксис: копирование рисунка
  • Зрительное восприятие: поиск фигур
  • Праксис: идеация
  • Праксис: позы
  • Постуральный контроль
  • Баланс
  • Проприоцепция: сила
  • Праксис: серия движений
  • Зрительно-моторная координация и праксис
  • Билатеральная интеграция
  • Праксис: движение по инструкции
  • Вестибулярный нистагм
  • Зрительный праксис: конструирование
  • Проприоцепция: восприятие позиции сустава
  • Слуховое восприятие: локализация
  • Тактильное восприятие: локализация
  • Тактильное восприятие: «рисунок» на коже
  • Тактильное восприятие: формы
  • Тактильное восприятие: оральное
  • Сенсорная реактивность

             При выполнении каждого субтеста ребенок проходит предварительные обучающие задания. В результате специалист, проводящий диагностику, убеждается, что ребенку ясно задание и способ его выполнения.

            Все задания имеют балльную оценку. Описаны точные критерии выставления той или иной оценки. Существуют также параметры, которые оцениваются по результатам выполнения нескольких субтестов: это выравнивание головы и корпуса и сенсорная реактивность (т.е. признаки повышенной или пониженной сенсорной чувствительности).

            Всего в 2021-2022 учебном году было обследовано: 34 обучающихся. По итогам психодиагностических исследований были даны рекомендации по взаимодействию с обучающимися, педагогам и родителям детей.

  1. Коррекционно-развивающая работа

    Также в течение 2021-2022 учебного года проводились индивидуальные занятия с обучающимися, находящимися на индивидуальной форме обучения, а также с детьми, нуждающимися в индивидуальной психологической работе. Занятия проходили ежедневно согласно расписанию.

Количество индивидуальных занятий с обучающими представлено в таблице 1.

Таблица 1

Обучающийся

Класс

Программа

Количество занятий

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с задержкой психического развития»

26

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с задержкой психического развития»

19

1а/доп

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с задержкой психического развития»

34

1а/доп

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с задержкой психического развития»

7

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра»

12

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с задержкой психического развития»

15

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра»

20

1б/доп

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с задержкой психического развития»

11

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра»

28

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра»

12

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра»

17

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра»

14

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра»

14

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с ТМНР»

18

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра»

18

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра»

22

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с ТМНР»

36

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра»

20

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра»

20

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра»

39

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра»

17

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с ТМНР»

12

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с задержкой психического развития»

17

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра »

17

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра »

19

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра »

27

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с синдромом Дауна»

16

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра »

17

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с интеллектуальными нарушениями »

12

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра »

16

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра »

15

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с расстройствами аутистического спектра »

20

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с ТМНР »

4

Рабочая программа: «Рабочая коррекционная программа по преодолению сенсорных нарушений для детей с ТМНР»

2

                                             

                                                                                                                                               

2.    Психологическое консультирование

Цель данного направления работы – оказание помощи учащимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений, личностно-эмоциональных проблем с учетом внедрения в работу методов сенсорной интеграции.

Целью консультационной работы было:

  • оказание психологической помощи в решении проблем обучения, воспитания детей
  • психопрофилактика отклоняющегося поведения
  • коррекция психологических, социальных, личностных проблем детей «группы риска» с применением метода сенсорной интеграции

Психолого-педагогическое консультирование проводилось в индивидуальной форме. Основными причинами обращений были:

  • проблемы в поведении учащихся
  • трудности в межличностных отношениях
  • эмоционально- личностные проблемы
  • внутриличностные конфликты
  • трудности в детско-родительских взаимоотношениях
  • кризисные ситуации

В течение 2021-2022 учебного года было проведено 34 консультации для обучающихся, 12 консультаций для педагогов школы и 16 консультаций для родителей обучающихся по вопросам сенсорной интеграции.

  1. Психопрофилактика и просвещение

Целью данного направления работы явилась оптимизация детско-родительских отношений, повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса. Работа по данному направлению осуществлялась на педсоветах службы сопровождения школы, родительских собраниях, методических объединениях, семинарах, медико-психолого-педагогических консилиумах.

Просвещение родителей по вопросам развития детей и успешного взаимодействия с ними -16 консультаций.

                                        5 . Психопрофилактика и просвещение

          Одной из форм методической работы педагогов-психологов школы, способствующей повышению качества психологической работы, явилось взаимопосещение занятий специалистами. Согласно плану взаимопосещения занятий было посещено 6 коррекционно-развивающих занятий педагогов-психологов школы. Также с целью наблюдения за поведением обучающихся в ходе процесса обучения, а также особенностями усвоения ими учебной программы и реакции на педагогический стиль преподавателей школы, были посещены уроки классных руководителей. Количество взаимопосещений отражено в таблице 2.

Таблица 2.

Дата посещения

Урок/занятие

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

11

17

18

24

19

31

4

7

8

14

15

21

Зыбалова  Д.А.

5

7

Аммосова А.Н.

16

14

Ткаченко С.В

20

21

Бутова С.В.

13

11

Алленова Т.А.

29

22

Глинских М.В.

6

18


5. Организационно-методическая работа

Целью организационно-методической работы является накопление психологических методических материалов для организации учебного и воспитательного процесса, повышение уровня профессиональной компетентности.

5.1. Повышение профессиональной компетентности осуществлялась через посещение районных методических объединений (10.09.21; 20.05.22).

5.2.  29.09.21 – 15.12.21 прошла занятия и практикумы от Ресурсного Центра «Рим» ГБОУ №46 «Теоретические и практические аспекты использования сенсорной интеграции для детей с РАС» 6 занятий и практикумов, с получением именного сертификата от центра.

5.3. 26.02.22-27.02.22 - приняла участие в международной Российской практической он-лайн конференции «Агрессивное поведение, саморазрушающее поведение детей и подростков» (от Центра психологического образования «Метафора» Сертификат №23345)

5.4.  – прошла повышение квалификации по программе «Психиатрия для психологов» в объеме 72 часа (от Центра Дополнительного Психологического образования СПб, удостоверение № 4327 00032744)

Также в течение учебного года осуществлялась следующая организационно - методическая работа:

  • оформление отчетной и методической документации;
  • подбор диагностических методик;
  • обработка и анализ результатов исследований;
  • подготовка к коррекционно - развивающим занятиям, консультациям;
  • обработка и анализ результатов диагностических исследований;
  • заполнение аналитической и отчетной документации.

Проанализировав коррекционно-развивающую, диагностическую, консультативную, профилактико-просветительскую, организационно-методическую работу психолога за прошедший учебный год, можно сделать вывод, что задачи, поставленные специалистом в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

Дата написания: 20 июня 2022 г.                                                                

Педагог-психолог, клинический психолог                                Бутова  С.В.                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

В данном материале представлены практические наработки тифлопедагога по использованию возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. В статье  раскрывается те...

Применение элементов сенсорной интеграции с детьми ОВЗ.

Весь окружающий мир ребенок и взрослый познает с помощью органов чувств. Представьте насколько трудной может быть жизнь тех, кто: не видит и не слышит, не может понять того, что слышит или видит, не м...

Презентация "Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми с РАС"

Цель: Познакомить родителей, имеющих детей с РАС, с опытом использования сенсорных игр для развития ребенка.Задачи:Сформировать у родителей – участников семинара – представление о разнообр...

Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках

ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...