Опросник по сенсорным системам
учебно-методический материал по психологии

Бутова Светлана Владимировна

                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oprosnik_po_sensornym_sistemam.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК

для выявления и определения степени дисфункции сенсорной интеграции

учащегося (Ф.И.О.)    ____________________________________________________________

                                                                       ______________________________________________

                                                                                                                                 ______________класса

Необходимо поставить знак « + »  напротив утверждения которое подходит для ребенка с подчеркиванием выбранного действия,

и « - » если не подходит.

     Осязание

(входящие сигналы от рецепторов кожи о прикосновении, давлении, температуре, боли и движении волос на коже)

Признаки тактильной (осязательной) дисфункции.

1. Гиперсенсетивность к прикосновению (тактильная защитная реакция)

- лёгкое или неожиданное прикосновение вызывает страх, тревогу, агрессию;

- в младенчестве не любил/не любит, чтобы его брали на руки, обнимали, возможно, выгибал спину, отодвигался;

- впадает в расстройство при мокром/грязном подгузнике, а также при перемене подгузника;

- страшится или даже избегает находиться близко к другим людям или ровесникам (особенно в очередях);

- пугается, если кто-то/что-то дотронется сзади или в ситуации, когда дотрагивающегося не видно (например, под одеялом);

- не любит причёсываться;

- не любит, чтобы его целовали, вытирает место поцелуя;

- предпочитает обниматься;

- капля дождя, вода из душа или ветер, дующий на шею, может вызвать мучительные ощущения и негативную реакцию/ реакцию избегания;

- чрезмерно бурная реакция на маленький порез, царапину или укус насекомого;

- избегает прикосновения к определённым материалам (одеялам, коврикам, чучелам животных);

- отказывается надевать новую или жёсткую одежду, одежду из грубых тканей, с высоким воротом, джинсы, шапки, ремни и т.п.

- избегает игры с участием рук;

- избегает/ не любит/ терпеть не может "грязные игры": с песком, с грязью, водой, клеем, скользким материалом, кремом для бритья, пеной и т.д.;

- впадает в сильное расстройство из-за грязных рук и часто стремится их протереть или вымыть;

- слишком чувствителен к щекотке;

- не терпит швов на носках вплоть до отказа их надевать;

- не терпит одежды, натирающей кожу, готов носить шорты и безрукавки круглый год, 2-3-летки могут вообще предпочитать ходить голышом и постоянно стягивают подгузники и одежду;

- или наоборот, предпочитает носить длинные рукава и штанины круглый год, чтобы не подвергать кожу внешним воздействиям;

- впадает в стресс из-за необходимости умываться;

- впадает в стресс из-за необходимости стричь волосы, ногти;

- отказывается чистить зубы и страшно боится дантиста;

- чрезвычайно капризен в еде, осуществляет строгий подбор вкусов и структур еды, смесь частиц разной консистенции не употребляет, отказывается от горячего холодного, отказывается пробовать новое;

- может отказаться ходить босиком по траве или песку;

- может ходить только на носочках.

2. Гипосенсетивность к прикосновению (недостаточная реакция)

- стремится к прикосновению, ему необходимо потрогать всё и всех;

- не замечает, что к нему прикоснулись или налетели на него, если только не сделать это с особой силой или интенсивностью;

- не обращает особого внимания на раны (порезы, синяки), не расстраивается из-за уколов, может даже заявить, что ему нравятся уколы;

- может не обратить внимания на то, что руки или лицо грязные, нос течёт;

- может проявлять самоагрессию: щипать, кусать себя, быть себя по голове;

- всё время что-нибудь тянет в рот;

- часто делает больно другим детям или животным в процессе игры;

- постоянно трогает поверхности или объекты, которые приносят успокоение (например, одеяло);

- ищет поверхности и структуры, дающие интенсивную тактильную стимуляцию;

- очень любит "грязные" игры и ищет их;

- любит вибрацию или другие сильные сенсорные сигналы;

- предпочитает очень острое, сладкое, кислое или солёное.

3. Низкая тактильная перцепция и различение объектов наощупь

- сложности с выполнением мелких моторных функций: застёгиванием пуговиц, молнии, застёгиванием одежды;

- может не понять, до какой части его тела дотронулись, если не смотрел;

- может бояться темноты;

- неаккуратно одевается: выглядит взъерошенным, не замечает, что штаны перекручены, рубашка заправлена лишь наполовину, шнурки развязаны и т.д.;

- сложно использовать ножницы, мелки, столовые приборы;

- даже после двухлетнего возраста продолжает пихать в рот предметы, чтобы их исследовать;

- плохо определяет характеристики объектов: форму, размер, текстуру, температуру, вес и т.д.;

- может не суметь определить объекты по прикосновению, использует зрение, чтобы помочь себе, когда, например, что-то нужно достать наощупь из рюкзака или взять со стола.

     Вестибулярное  чувство

(сигнал от внутреннего уха о состоянии равновесия, изменений гравитации, передвижении и положении тела в пространстве)

Признаки вестибулярной дисфункции

1. Гиперсенсетивность к движению (чрезмерная реакция)

- избегает/не любит детские площадки: качели, лесенки, горки, карусели;

- предпочитает сидячие занятия, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, производит впечатление "слабака";

- избегает/не любит лифты и эскалаторы, может сесть, когда приходится в/на них заходить, его может укачать в/на них;

- может прижиматься к взрослому человеку, которому он доверяет;

- может сильно испугаться падения, даже если нет реального риска такового;

- боится высоты, даже подняться на бордюрчик или ступеньку;

- боится оторвать ступни от земли;

- боится подниматься и спускаться по лестнице, ходить по неровной поверхности;

- боится быть перевёрнутым вверх тормашками, вбок, назад; будет решительно отказываться мыть голову в положении наклонившись над раковиной;

- замирает, если кто-то другой начинает его двигать, например, пододвигает его стул поближе к столу;

- в младенчестве мог не любить детские качели или прыгунки;

- может бояться кататься на велосипеде, осваивать его с большими сложностями, может бояться прыгать, скакать, балансировать, стоя на одной ноге, особенно с закрытыми

глазами;

- не любил лежать на животе в младенчестве;

- легко теряет равновесие и может казаться неуклюжим;

- боится тех видов деятельности, которые требуют хорошего равновесия;

- избегает резких и вращательных движений.

2. Гипосенсетивность к движению (недостаточная реакция)

- находится в постоянном движении, кажется, не может посидеть смирно ни минуты;

- стремится ко всему, что даёт ощущение быстрого, интенсивного движения, вращения;

- любит, чтобы его подбрасывали вверх;

- может кружиться часами, не испытывая при этом головокружения;

- в парках аттракционов любит всё быстрое, напряжённое и/или пугающее;

- постоянно прыгает по мебели, на батуте, крутится на крутящемся стуле, переворачивается вверх тормашками;

- любит кататься на качелях как можно выше и как можно дольше;

- ищет источники возбуждения, приключений, нередко опасных;

- постоянно бежит, подпрыгивает, подскакивает и т.п. вместо простой ходьбы;

- когда сидит, раскачивается всем телом, трясёт ногой или головой;

- любит быстрые внезапные движения, например, когда машина или велосипед подскакивают на бугристой дороге.

3. Низкий мышечный тонус и/или координация

- расслабленное, "гибкое" тело;

- часто "сползает", ложится и/или опирает голову на руку, работая за письменным столом;

- часто сидит на полу в W-позиции, чтобы стабилизировать тело;

- легко устаёт;

- компенсирует расслабленность сильной хваткой, когда держит/ держится за объект;

- трудно поворачивать ручки (дверные и прочие), открывать и закрывать объекты;

- при падении не может сгруппироваться и удержаться;

- сложности с одеванием и застёгиванием пуговиц и всяких прочих застёжек;

- мог не ползать в младенчестве;

- плохо осознаёт своё тело; натыкается на предметы, сбивает предметы, спотыкается, кажется неуклюжим;

- плохая крупная моторика; плохо прыгает, ловит мяч, влезает по лестнице, не может манипулировать марионеткой;

- плохая мелкая моторика; сложности в пользовании инструментами, карандашом, столовыми приборами, гребешком, ножницами и т.д.;

- может казаться амбидекстером, часто менять руку при раскрашивании, вырезании, письме; не имеет устоявшейся ведущей руки до 4-5 лет;

- плохо получается лизать мороженое в рожке:

- кажется очень неуверенным в движении, например, если нужно перешагнуть

через что-то;

- сложно выучить движения упражнения или танца.

     Проприоцептивное чувство

(сигнал от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении положения в пространстве)

Признаки проприорецептивной дисфункции

1. Поиск сенсорных переживаний

- стремится к возможности попрыгать, натыкаться на что-то, свалиться/навалиться;

- топает ногами во время ходьбы;

- стучит ногами по полу или по стулу, когда сидит;

- кусает/сосёт пальцы и/или часто хрустит суставами пальцев;

- любит плотно завёртываться во много одеял или в тяжёлое одеяло, особенно при отходе ко сну;

- предпочитает одежду (а также ремни, капюшоны и шнурки) как можно более тесную;

- любит ощущение хлюпанья, расплющивания и стремится к нему;

- любит грубоватые объятия;

- чрезмерный стук игрушками и другими объектами;

- любит кучу-малу, борьбу;

- часто намеренно падает на пол;

- готов часами прыгать на батуте;

- скрипит зубами в дневное время;

- любит пихать, тащить, волочить объекты;

- любит прыгать с мебели и с других высоких объектов;

- часто ударяет, толкает других детей, наваливается на них;

- жуёт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д.

2. Сложности с упорядочиванием движения

- не может оценить, насколько согнуть и растянуть мышцы при выполнении какого-то действия (например, вдеть руку в рукав или залезть куда-то);

- сложности с регулировкой давления при письме/рисовании: может написать так, что почти ничего не видно или, наоборот, тут же сломать грифель карандаша;

- письменная работа очень неаккуратная, а при стирании написанного часто рвёт бумагу;

- постоянно ломает игрушки и другие объекты;

- не может правильно определить вес объекта, может слишком надавить на стакан с соком или жаловаться, что объект слишком тяжёлый, не приложив достаточной силы;

- может не понимать, что такое "тяжёлый" и "лёгкий", не сможет сравнить объекты по весу;

- кажется, что во всех действиях применяет слишком большую силу: при ходьбе; сжимает предметы слишком сильно, хлопает дверьми, ставит объекты с силой и грохотом.

     СЛУХ

Признаки аудиальной дисфункции (при исключении проблем со слухом)

1. Гиперсенсетивность к звукам (аудиальная защитная реакция)

- отвлекается на звуки, в норме не замечаемые другими; например, гудение лампы или холодильника, вентилятора, обогревателя, тиканье часов;

- пугается звука слива унитаза (особенно в общественных туалетах), пылесоса, фена, скрипа обуви, лая собаки;

- замирает от или отвлекается на неожиданный громкий звук;

- раздражается/отвлекается на фоновые шумы за пределами здания, например, на жужжание газонокосилки в саду, звуки стройки;

- часто просит людей не шуметь, не говорить, не петь;

- при неожиданном громком звуке убегает, вскрикивает, закрывает уши руками;

- может отказаться от посещения кино, парада, катка, музыкального концерта и т.д.;

- человек может нравиться или не нравиться в зависимости от того, нравится ли звучание его голоса.

2. Гипосенсетивность к звуку (недостаточная регистрация звуков)

- часто не реагирует на словесное обращение, на обращение по имени;

- кажется, что сам шумит исключительно ради шума как такового;

- любит слушать музыку и телевидение очень громко;

- кажется, что плохо понимает и запоминает на слух;

- кажется, что не понимает направление источника звука;

- нередко вслух и достаточно громко сам направляет себя во время выполнения задания;

- в младенчестве мало или совсем не вокализировал и не гулил;

- нуждается в неоднократном повторении инструкций, иначе часто переспрашивает "Что?"

      ВКУC

Признаки дисфункции орального сигнала

1. Гиперсенсетивность к оральному сигналу (оральная защитная реакция)

- капризен в еде, часто имеет крайние предпочтения, например, очень ограниченный набор продуктов, отказывается пробовать новую еду в ресторане, отказывается есть в гостях;

- может есть только мягкую или пюреобразную еду после 2-х лет;

- может давиться едой плотной консистенции;

- сложности с сосанием, жеванием и глотанием; может давиться или испытывать страх подавиться;

- отказывается или чрезвычайно боится идти к дантисту и проделывать любые манипуляции с зубами;

- может есть только горячее или только холодное;

- отказывается лизать конверты, марки, стикеры из-за их вкуса;

- не любит зубную пасту и жидкости для полоскания рта, выражает недовольство при пользовании ими;

- избегает маринованной, острой, сладкой, кислой и солёной пищи; предпочитает пресную.

2. Гипосенситивность к оральному сигналу (низкий уровень регистрации)

- может лизать, пробовать на вкус, жевать несъедобные объекты;

- предпочитает пищу с интенсивным вкусом и запахом: очень острую, сладкую, солёную;

- избыточное слюноотделение по прошествии возраста прорезания зубов;

- часто жуёт волосы, рубашку, пальцы;

- постоянно кладёт объекты в рот по прошествии малышового возраста;

- реагирует так, как если бы вся еда имела один вкус;

- любит добавлять чрезмерное количество специй и маринадов в пищу;

- любит крутить во рту зубную щётку и даже ходить к дантисту.

      ОБОНЯНИЕ

Признаки нарушения обонятельной функции (чувствительность к запахам)

1. Гиперсенсетивность к запахам (чрезмерная реакция)

- отрицательно реагирует на запахи, которые не беспокоят большинство или даже не замечаются в норме другими людьми;

- сообщает людям (или говорит об этом с другими), как неприятно или странно они пахнут;

- отказывается есть какие-то продукты из-за их запаха;

- запахи уборной, пота вызывают сильную негативную реакцию или даже тошноту;

- запах духов и одеколона вызывает раздражение, возможно, сильное;

- раздражают бытовые и кухонные запахи;

- может отказаться от игры в чьём-то доме из-за запаха;

- запах является ведущим критерием для определение нравится или не нравится конкретный человек или конкретное место.

2. Гипосенсетивность к запахам (недостаточная реакция)

- сложности с различением неприятных запахов;

- может съесть или выпить что-то ядовитое, потому что не чувствует отвратительного запаха;

- не может определить запахи специальных "нюхательных" наклеек;

- не замечает запахи, на которые жалуются окружающие;

- не замечает или игнорирует неприятные запахи;

- тщательно обнюхивает новые предметы, людей, места;

- нюхание предмета — один из способов взаимодействия с ним.

     ЗРЕНИЕ

Признаки нарушения визуальной функции (при отсутствии снижения остроты зрения)

1. Гиперсенсетивность к визуальному сигналу (чрезмерная реакция)

- чувствителен к яркому свету; щурится, закрывает глаза, плачет и/или яркий свет вызывает головную боль;

- с трудом фокусирует взгляд на задании/занятии на протяжении соответствующего периода времени;

- легко отвлекается на другие визуальные стимулы в помещении, например, движущиеся предметы, картины на стенах, игрушки, окна, двери и т.д.;

- плохо чувствует себя как в слишком ярко освещённом помещении, так и при приглушённом свете;

- трёт глаза; глаза слезятся, после чтения и просмотра телевидения болит голова;

- избегает смотреть в глаза;

- любит играть в темноте.

2. Гипосенсетивность к визуальному сигналу (недостаточная реакция, сложности со следованием взглядом за предметом, различением или восприятием)

- имеет сложности с различением букв, похожих по написанию, фигур, как например, квадрат и прямоугольник;

- плохо воспринимает целое, большую картину, концентрируясь на деталях или узорах в картине;

- плохо находит нужный предмет среди других предметов: нужную бумагу на столе, одежду в ящике, игрушку в коробке с другими игрушками, нужную вещь на полке в магазине;

- часто теряет нужное место, когда переписывает текст из книги или с доски;

- сложно управлять движением глаз для слежения за движущимся предметом;

- сложности с различением цветов, форм и размеров;

- часто теряет в книге место чтения или выполнения математического задания;

- пишет или читает слова задом наперёд после окончания первого класса;

- жалуется на "двойное очертание";

- плохо находит отличия в картинках, словах, символах, предметах;

- при письме плохо справляется с равномерностью в размере букв и промежутков между словами и цифрами;

- сложности в составлении паззлов, копировании форм и/или вырезании/обведении готовой формы;

- имеет тенденцию писать строчку с отклонением вверх или вниз по странице;

- путает лево и право;

- легко устаёт от школьных заданий;

- имеет сложности с пространственными отношениями, натыкается на объекты/людей, спотыкается о бордюры, ступеньки.

АУДИАЛЬНАЯ ДИСФУНКЦИЯ, ДИСФУНКЦИЯ ОБРАБОТКИ РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ

- не может определить, где источник звука;

- сложности с идентификацией человека по голосу;

- сложно различить похожие по звучанию слова;

- сложно фильтровать посторонние звуковые сигналы при общении с одним человеком;

- раздражают громкие, внезапные, металлические и очень высокие звуки;

- трудно сконцентрировать внимание на читаемом или воспринимаемом на слух тексте, понимать и запоминать его; часто просит

повторить указания и может быть способен выполнить лишь инструкцию, содержащую не более двух шагов;

- прежде, чем ответить на вопрос, смотрит на других в надежде на ободрение;

- трудности с формулировкой идей (письменно и устно);

- часто говорит не в очередь и не на тему;

- если его не понимают, испытывает сложности с переформулировкой и впадает во фрустрацию, сердится и отказывается от этой задачи;

- сложности с чтением, особенно вслух (может одновременно

страдать дислексией);

- проблемы с артикуляцией и внятностью речи;

- способность к речи часто улучшается после интенсивного движения.

     Социальная дисфункция

- сложности в общении с ровесниками;

- предпочитает играть один с предметами или игрушками, а не с людьми;

- не отвечает на попытки установить контакт со стороны взрослых или ровесников; с ним сложно войти в содержательный диалог;

- может совершать обидные, жестокие действия и в отношении себя, и в отношении других;

- окружающим трудно понять его намерения, нужды, эмоции;

- не ищет контакта с членами семьи.

     Эмоциональная дисфункция

- трудно принимает изменения рутины;

- легко впадает во фрустрацию;

- часто бывает импульсивен;

- показывает лучшие результаты в маленькой группе или при индивидуальных занятиях;

- переменчивое настроение, склонность к эмоциональным взрывам и истерикам;

- предпочитает играть с краю, чуть в стороне от группы или просто быть наблюдателем;

- избегает смотреть в глаза;

- не умеет адекватно сообщить о своих потребностях.

     Игровая дисфункция

- сложности с имитационной игрой (после 10 месяцев);

- бесцельное передвижение в пространстве, не обусловленное ни

игрой, ни исследованием окружения (после 15 месяцев);

- для игры нуждается в руководстве взрослого, сложно играть самому (после полутора лет);

- часами может заниматься повтором одной и той же манипуляции: выстраивать друг за другом машинки, кубики, смотреть один и тот же фильм множество раз.

     Дисфункция саморегуляции

- чрезмерная раздражительность, суетливость и колики у маленького ребёнка;

- не может успокоиться с помощью традиционных способов: соска-пустышка, любимая мягкая игрушка, на руках у мамы (или основного воспитателя);

- пробуждается в расстройстве;

- нуждается в дополнительных стимулах, чтобы уснуть: поглаживание, укачивание, ношение на руках или поездка в машине.

     Внутренняя регуляция (интроцепция)

- начинает мёрзнуть или страдать от жары быстрее, чем другие в этих же условиях; может казаться, что ему никогда не холодно/жарко; может плохо поддерживать внутреннюю температуру тела;

- плохо себя чувствует при крайних температурах или переходе из одной в другую (например, зимой выход из помещения на улицу и наоборот, летом из прохладного помещения с кондиционером на жару и наоборот);

- дыхание слишком быстрое или слишком медленное, сложно переключить ритм дыхания по требованию организма;

- ритм сердечных сокращений ускоряется или замедляется сильнее, чем этого требует ситуация;

- после физической нагрузки или испуга ритм дыхания и сердечных сокращений замедляется медленнее, чем это предполагается в соответствии с нормой;

- несколько перемен настроения, возможно, очень резких в течение дня (сердитое сменяется счастливым очень быстро, иногда без видимой причины);

- непредсказуемое возбуждение или неспособность контролировать уровень возбуждения (от гипервозбуждения к апатии, быстрые колебания между ними; от перестимуляции к недостимуляции в течение часов или дней в зависимости от вида деятельности, обстановки и т.д.);

- частые запоры или диарея, или то одно то другое в один и тот же день или в течение нескольких дней;

- сложности с освоением горшка; кажется, не отслеживает свою потребность (например, нет соответствующего ощущения, что кишечник или мочевой пузырь наполнен);

- неспособен регулировать жажду; всегда хочет пить, никогда не

хочет пить, или переходит от одного состояния к другому;

- неспособен регулировать голод; всё время ест, вообще не ест, не может чувствовать сытость/голод;

- неспособен регулировать аппетит; имеет низкий аппетит или вообще не имеет, либо чувствует сильный голод, но испытывает насыщение после "двух укусов", через некоторое время опять голоден (склонен к расстройствам питания и/или плохо растёт и развивается физически).

Copyright © www.sensory-processing-disorder.com

Источник: http://www.sensory-processingdisorder.com/sensory-processing-disorderchecklist.html

Оригинал перевода: http://autis


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки по разделу "Сенсорные системы"

Составитель: Куфаева И. В.Название работы: «Уроки по разделу «Сенсорные системы»Количество страниц: 35 страниц....

Интерактивный кроссворд к теме "Сенсорные системы"

Интерактивный кроссворд с использование триггеров к теме "Сенсорные системы"...

Лекция по анатомии. Сенсорная система. Вестибулярный аппарат

Сенсорная система. Вестибулярный аппарат...

Речевые и сенсорные системы.

Понимание физиологических основ формирования высших психических функций ребенка помогает профессионально осуществлять как коррекционный,так и развивающий процесс. Поэтому обращение  к  источ...

Фрагмент урока математики с учётом ведущей сенсорной системы

Фрагмент направлен на работу с детьми с разным ведущим типом восприятия...