Развивающий диалог с воспитанником как метод профилактики поведения детей в группе риска.
презентация к уроку по психологии

Карпова Елена Николаевна

Развивающий диалог, как средство  и как  инструмент разрешения проблем в трудных жизненных ситуациях между воспитанниками и педагогами Центра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvivayushchiy_dialog_s_vospitannikom.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Развивающий диалог с воспитанником как метод профилактики поведения детей в группе риска" Подготовила: Педагог-психолог отделения социальной диагностики, разработки и реализации индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей Карпова Е.Н. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом»

Слайд 2

Метод построение развивающих диалогических отношений выделен и подробно описан Е.Н. Чесноковой (2005) в основе концепции лежат взгляды Пауло Фрейра (1921-1997), бразильского педагога и гуманиста

Слайд 3

Содержание Педагог подробно излагает тему, чуждую жизненному опыту воспитанников. Педагог исследует потребности тем воспитанников, которые могут побудить их к дискуссии на занятиях. Средства и ценности Монолог с его изолированностью, наполненный предписаниями и авторитарностью. Диалог предполагает взаимность, доверие, открытость и желание совместно учиться.

Слайд 4

Роль педагога Роль воспитанника педагог преподает и воспитанники учатся; педагог говорит, и воспитанники слушают; педагог дисциплинирует и воспитанники дисциплинируются; педагог выбирает и рекомендует, и воспитанники прислушиваются; педагог выбирает содержание программы, а воспитанники подстраиваются под нее. Педагог и воспитанники - партнеры: они совместно учатся, спрашивают, рефлектируют и участвуют в теме обсуждения. Педагог представляет материал воспитанникам для их рассмотрения и свои соображения, мысли, а воспитанники выражают свои собственные.

Слайд 5

Ответствен-ность за процесс Лежит на педагоге. Воспитанники - «сосуды», которые заполняются педагогом . Чем более полно заполнены сосуды, значит они лучше понимают педагога. Чем более покорно сосуды разрешают себе быть заполненными, тем лучше воспитанники. Педагог и воспитанник становятся совместно ответственными за процесс, в котором все растут. В этом процессе, аргументы, основанные на авторитарности бессильны.

Слайд 6

Цель (результат) образования Результатом является - приспособленный человек, потому что он лучше «пригоден» для мира. Развитие способности критически чувствовать путь, по которому мы существуем в мире; видеть мир как действительность в процессе, в преобразовании.

Слайд 7

Травматическое воздействие на развитие воспитанника Воздействие Как проявляется К чему приводит Отвержение «Я его не вижу, не слышу, не чувствую, он мне не интересен» Разрушает контакт с ребенком Ожидания «Он должен.., ему следует…, они безнадежны…» Лишают ребенка независимости, автономии и самостоятельности. Осуждение Критика, контроль, указания, ограничения, запреты, угрозы, нарушение прав – прерывают игру и деятельность ребенка Нарушение процесса преобразования ценностей, формированию беспомощного поведения

Слайд 8

Личный опыт обучения Вспомните, что вы умеете делать хорошо? Как вы этому научились? Был ли в вашей жизни человек, о котором вы вспоминаете как об учителе? Какими качествами он обладал? Исходя из вашего опыта сформулируйте основные элементы обучения?

Слайд 9

Развивающий диалог – универсальный инструмент развития, который имеет философскую и технологическую составляющие. Характер развивающего диалога определяется в первую очередь философской составляющей – отношением и ценностями, представлениями и идеями. Базовыми отношениями, без которых диалог теряет свою развивающую функцию и без которых технологическая сторона не работает, являются отношения: любви, интереса, веры, уважения и благодарности

Слайд 10

Философия развивающего диалога «создай самого себя, а затем воздействуй на других тем, что ты есть» (В. фон Гумбольдт) Изменения и разрешение проблем происходят только при условии системного использования инструмента диалога в отношениях и, как правило, отсрочены во времени, так как никакое развитие и восстановление не может происходить мгновенно.

Слайд 11

Модель диалоговых отношений, способствующая развитию человека

Слайд 12

Что значат для нас эти ценности? Что такое любовь? Что такое уважение? Что такое интерес? Что такое вера? Что такое благодарность? Что нам мешает проявлять эти способности? Проявляя эти качества во взаимоотношениях, мы тем самым способствуем разрешению многих проблем!

Слайд 13

Интерес как основа контакта Интерес выражается в действии через установление личного контакта. Предполагает поисковую активность, направленную на исследование и выявление потребностей На основе каких успехов человека в прошлом (его личных, а не в сравнении с другими) можно поддержать его действия в будущем?

Слайд 14

Что включает в себя подлинный контак т? Зрительный контакт; Радость; Физический контакт; Договор об удобном времени; Открытое проявление своих чувств; Равенство позиций; Полное внимание; Умение найти в человеке то, что нам нравится; Отношение дарителя – готовность поделиться; Поддержка; обеспечение пространства, в котором можно проявить себя; Умение выслушать и попасть на потребности человека. Если один человек ведет себя таким образом, то создается атмосфера, в которой другой может меняется. Контакт является основой нашего взаимодействия в диалоге.

Слайд 15

Недостаток в контактах подобен серьезному недостатку в питании. Оба недостатка препятствуют развитию

Слайд 16

Уважение как основа передачи ответственности Основной целью взрослых при воспитании ребенка является передача ответственности человеку за его жизнь в её самых различных проявлениях . Каковы необходимые и достаточные условия для передачи ответственности человеку за его жизнь в процессе его естественного развития?

Слайд 17

Личные права Быть в безопасности Быть уважаемым другими Иметь свое мнение и убеждения Иметь свои чувства Сотрудничать и давать и при этом не быть использованным Просить о помощи и эмоциональной поддержке Предоставлять другим людям возможность самим решать свои проблемы Выражать свои чувства, включая гнев, таким образом и столько, насколько я не нарушаю прав других Побыть в одиночестве даже, если другие хотят моего общества Не быть безупречной(ым) Не жертвовать собой ради кого-либо Не сохранять отношения, которые причиняют мне вред

Слайд 19

Используете ли Вы диалог в отношениях? Как ребенок узнает, что вы его любите? Как ребенок узнает, что вы его уважаете? Как ребенок узнает, что вы в него верите? Как ребенок узнает, что он вам интересен? Благодарите ли вы ребенка за что-либо? Даете ли Вы ему позитивную обратную связь? Признаете ли Вы, что чего-то не знаете? Бывает ли ребенок экспертом в каких-то делах? « И лёд тает, когда мы светим, и сердца открываются, когда мы любим, и люди меняются, когда мы открыты, и чудеса происходят, когда мы верим.…»

Слайд 20

Упражнение: Составьте список проблем, с которыми вы сталкивались в отношениях с детьми. Определите: а) какие детали поведения касаются самого ребёнка; б) какие проблемы связаны с его семьей. Для каждой конкретной проблемы (случая) попробуйте определить, чего не хватает ребенку, что бы он хотел получить используя такое поведение. Какая потребность стоит за неприемлемым поведением ребёнка?

Слайд 21

Инструментальная (технологическая) составляющая диалога установить контакт, исследовать опыт и потребности с помощью открытых и закрытых вопросов, обобщить и дать позитивную обратную связь; исходя из потребностей, включить поисковую активность и мотивацию ребенка; исследовать те внутренние трудности-ограничения ребенка, которые порождают точки противоречия, и превратить их в точки развития; передать ответственность; включить рефлексивные процессы; обобщить, дополнить и реструктурировать новое знание (связывая его с личным опытом и таким образом «высаживая его на родную почву»). Открытые и закрытие вопросы + позитивная обратная связь Исследовать опыт и потребности ученика Включать поисковую активность и мотивацию ученика Передавать ответственность за процесс обучения

Слайд 22

Дата Элемент диалога Описание ситуации Что у далось Что было трудно? Что могло быть лучше? 11.01. Ежедневно осознанно устанавливайте контакт, Говорите с воспитанником Ребенок сказал, что больше никогда не будет мыться… Искренний интерес, исследова-ние потреб-ностей… Не сказать, что быть грязным – это плохо и грязнуль никто не любит… Прорабо - тать свои ожидания, связанные с чистотой. 12.01 Давайте позитивную обратную связь Воспитанник сделал пять ошибок в одном предложении. Не удалось… Пришла в ужас, сказала, что всё неправильно… Найти что-то позитивное извиниться Дневник освоения диалоговой формы отношений

Слайд 23

Сосуд любви должен быть полон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто в группе риска?Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения

Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это т...

Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.

В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч...

Статья "Коррекция поведения детей группы риска"

У учащихся младшего школьного возраста при поступлении в школу часто наблюдаются нарушения в поведении детей группы риска, что часто приводит к школьной дезадаптации, т.е. ребенок долго адаптируется к...

Социально-педагогическая помощь детям категории «группы риска»

Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и...