КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
материал

Граб Анна Александровна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним»

Иоганн Генрих Песталоцци

Сущность понятия «дети группы риска».

В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. 

В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка, и его жизни. Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).

Коррекционно-развивающая деятельность

Основная цель коррекционно-развивающей деятельности: Создание оптимальных условий для успешной интеграции ребенка в социум.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с детьми группы риска является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Работа по профилактике и устранению асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности детей «группы риска», а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Решать эти задачи в одиночку невозможно. Поэтому в нашем детском доме объединены усилия воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, учителя – логопеда, сотрудников службы постинтернатного сопровождения, медицинских работников, учителей школы, инспекторов ПДН, учреждений дополнительного образования.

Коррекционная работа – это работа очень сложная, кропотливая, требующая очень многих усилий со стороны педагога: педагог должен уметь привлечь внимание детей (словом, взглядом, жестом, одеждой и др.); заинтересовать собой; увлечь, повести за собой; сотрудничать с детьми, не забывая при этом о правах ребенка. Мы считаем, что каждый ребенок имеет право: на непохожесть, на неудачу, на уважение к его ошибкам, на великодушие взрослых, на любовь.

Опыт работы

В нашей группе на сегодняшний день 6 человек, все мальчики. Мы считаем, что все они относятся к «группе риска». При подготовке к своему выступлению я изначально хотела разделить всех воспитанников на несколько подгрупп по похожим признакам, но поняла, что это невозможно, потому что ни один ребенок не похож на другого, все разные со своими судьбами и проблемами. Поэтому и способы воздействия на всех детей разные, много времени требуется на то, чтобы найти подходы к детям, выбрать правильные методы и приемы.

Наблюдение за поведением детей в коллективе, изучение условий проживания в семье, изучение личностных качеств, их социума, результаты диагностики педагога-психолога, результаты медицинского обследования позволили нам выделить следующие причины попадания воспитанников в "группу риска":

  • Неблагополучие в семье, в которой ребенок воспитывался до попадания в детский дом (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств, низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании);
  • Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению);
  • Ослабленное здоровье;
  • Время устранения факторов, негативно влияющих на развитие ребенка.
  • Влияние дурной компании, окружения, социума;
  • Ограниченные возможности здоровья;
  • Возврат ребенка в детский дом опекунами
  • Смерть родителей.

В своей работе мы сталкиваемся с такими трудностями детей группы риска как:

  • проблемы взаимоотношений со взрослыми;
  • сложности в общении с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
  • неадекватная самооценка;
  • подверженность негативному влиянию;
  • депрессивное состояние, замкнутость;
  • отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
  • трудности в обучении;
  • отсутствие адекватных средств и способов поведения в сложных ситуациях.

Коррекционно-развивающая работа в нашей группе направлена на решение следующих задач:

  • развитие обще учебных умений и навыков успешного освоения образовательной программы; повышение учебной мотивации;
  •  формирование основ здорового образа жизни у детей;
  • Профилактика возникновения и устранение вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ):
  • Профилактика правонарушений.
  • Профориентация.
  • укрепление и развитие чувства самоуважения, способности критически мыслить, чувства ответственности.
  • формирование личной и социальной компетентности детей, развитие у них позитивного отношения к себе и к окружающему обществу;

Коррекционно-развивающая работа проводится в индивидуальной или групповой формах - в зависимости от специфики проблемы, особенностей психического и физического развития воспитанника, его возраста.

Ведущими методами являются:

  • Метод переубеждение (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
  • метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью);
  • метод поощрения;
  • организация и проведение профилактических, убеждающих, информационных индивидуальных и групповых бесед, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, консультирование, и т.д.
  • организация досуговой деятельности

Формы работы: индивидуальная и групповая работа, тренинги, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники).

В работе с детьми группы риска мы придерживаемся следующих принципов:

  • Взаимопонимание
  • Конфиденциальность
  • Доверие
  • Единство действий
  • Гуманность
  • Разумная требовательность
  • Вариативность.

Часто дети «группы риска» испытывают трудности в обучении. Для того, чтобы помочь ребенку с такими трудностями, мы плотно взаимодействуем с учителями школ, контролируем посещаемость занятий, выполнение д/з, поведение в школе. Беседы с учителями, помогают выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей оказываем ребенку реальную помощь.

При нарушениях дисциплины и поведения в школе каждый раз мы беседуем с ребенком по поводу совершенного поступка, и вместе находим пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.

В рамках формирования осознанного отношения к своему здоровью мы проводим воспитательские часы «Я выбираю ЗОЖ», «Как укрепить иммунитет», «Физкультуру не любить – под собою сук рубить» и т.п. Привлекаем к посещению спортивного кружка «Олимпиец» в д/д и др. спортивных секций, участию в спортивных мероприятиях, посещение бассейна, батутного центра. А также дети сдают нормы ГТО.

С целью профилактики правонарушений, самовольных уходов, бродяжничества мы привлекаем воспитанников, к занятиям в кружках, к участию в школьных мероприятиях, в мероприятиях детского дома. Используем такие мероприятия как беседа-презентация «Твои права и обязанности» (правовое консультирование воспитанников); мини-лекция «Конвенция о твоих правах»; разбор ситуаций «Права и обязанности»; беседа «Поступок и ответственность», познавательный юридический турнир «Знатоки –юристы». Еще мы приглашаем инспекторов ПДН, сотрудников полиции, транспортной прокуратуры для разъяснительных и информационных бесед об ответственности за совершение противоправных действий

А также мы привлекаем наших ребят к общественно полезной деятельности. Это такие мероприятия как: общественно-экологическая акция «Всероссийский день посадки леса» - привлечение внимания детей к проблемам сохранения и приумножения лесных богатств. Благотворительная акция «Белая ромашка» сбор средств для помощи больным туберкулезом. Социальная акция «посылка солдату», акция «Чистый город», всероссийский субботник, посещение дома ветеранов.

В нашей группе организована трудовая деятельность: помощь воспитателю в группе, дежурство, благоустройство территории д/д, труд в огороде, очистка территории д/д от снега.

Для профилактики возникновения и устранения вредных привычек мы используем такие мероприятия как: Игра-викторина «Мифы и реальность», Ознакомление воспитанников с федеральным законом о запрете курения. Презентация на тему «Берегите здоровье». Беседа-обсуждение «Похитители здоровья». тренинг «Мы выбираем жизнь! А вы?». Изготовление листовок о вреде курения, конкурс рисунков «Мы за ЗОЖ», Международный день отказа от курения, просмотр видеороликов о вредных привычках.

В рамках работы по профориентации мы проводим такие мероприятия как встречи с интересными людьми, беседа «Дороги, которые мы выбираем», презентация «Здоровье и выбор профессии», ситуативная игра «День приема на работу, Профессиональные мини пробы «Декоративное оформление стен» К работе по профориентации привлечены сотрудники службы постинтерната. Они проводят различные информационные встречи с привлечением сотрудников учебных заведений, мастер-классы, экскурсии в учебные заведения и предприятия города. А также была организована и проведена профориентационная работа в рамках программы «Педагог +», в ходе которой воспитатели провели цикл занятий, тренингов, мастер-классов, которые по-настоящему помогли нашим детям задуматься о выборе будущей профессии.

Мы считаем, что важное условие предупреждения возникновения у наших воспитанников серьёзных социально-эмоциональных проблем правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций, внеклассная деятельность, коллективные экскурсии, посещение выставок, музеев, театров, туристические походы, участие в работе детских и подростковых общественных организациях. Поэтому очень важно вовлечь ребенка в интересную деятельность. Мы создаем такие ситуацию, где воспитанник может проявить себя наилучшим образом.

Для формирования личной и социальной компетентности детей, развитие у них позитивного отношения к себе и к окружающему обществу мы используем такие мероприятия как:

  • Игра-ситуация «приятно ли со мной общаться»
  • Ролевая игра «Мое место в коллективе. Я могу контролировать свое поведение»
  • Диспут «Уверенность в себе и самоуверенность»
  • Практическое занятие «Оттенки юмора (шутка, ерничество, сатира и пр.)»
  • Беседа «Я в мире людей»

А также немаловажная роль в этом направлении отводится педагогу-психологу. Ольга Владимировна проводит с детьми групповые и индивидуальные занятия, тренинги, такие как:

  • «Опасное поведение» (для профилактики отклоняющегося и социально-опасного поведения)
  • «Справимся с агрессией вместе» - обучение способам преодоления агрессии.
  • «Спокойствие, только спокойствие» снижение состояния тревожности
  • «Групповая мандола» на развитие коммуникативных навыков

Надо отметит, что дети очень любят участвовать в совместной со взрослыми деятельности, это помогает развить более дружеские, доверительные отношения, поэтому мы с удовольствием предоставляем им такую возможность (совместные чаепития, подготовка и участие в творческих и развлекательных мероприятиях, соревнования между взрослыми и детьми).

Без внутреннего сопротивления и противодействия воспитанника, установить душевный контакт с такими детьми помогает просьба. Мы считаем, что просьба выполнить ответственное поручение мобилизует силы на преодоление трудностей, пробуждает радость, воодушевление и гордость. Она помогает сблизиться с ребенком, создает сердечные взаимоотношения. Существенное значение приобретает интонация слов, в которых она выражена, так как те же слова при другой интонации могут означать приказание. Мы стараемся убедить детей в том, что их участие в каких - либо делах не только желательно, но и необходимо. Просьба помочь иногда служит предлогом для откровенного разговора, содействует сближению с необщительным, недисциплинированным учеником. Этот метод воздействия на ученика незаметен, поэтому его реализация достигается без внутреннего сопротивления и противодействия школьника.

Часто в своей практике мы используем поощрение - это один из методов воспитания, содействующий корректированию поведения. Оно имеет большое значение, во-первых, потому, что способствует закреплению положительного поведения у человека, совершившего хороший поступок, во - вторых, поощряемые поступки служат эталоном поведения для окружающих. Роль поощрения особенно велика в работе с детьми группы риска, поскольку их самосознание только развивается и важно осмыслить, какие поступки поощряются, а какие осуждаются. Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, счастья, воодушевления, а также желание вести себя лучше. Оно способствует развитию чувства собственного достоинства, повышает авторитет в глазах коллектива, является моральной поддержкой, способствует укреплению воли. Поощрение должно быть справедливым, нужно учитывать характер поступка и степень прилагаемых усилий. Хороший ответ слабого ученика заслуживает поощрения, такой же ответ сильного ученика можно осудить. В каждом нашем воспитаннике мы стараюсь найти что-то хорошее, достойное поощрения. Особенно нуждаются в поощрении те воспитанники, которым трудно самостоятельно войти в колею правильного поведения. Они очень переживают из - за отсутствия к себе уважения, частых замечаний, взысканий. Поощрение вызывает сильный отклик у детей группы риска: появляется подъем, вера в собственные силы и желание стать достойным человеком.

Воспитательные приемы в конечном итоге дают положительные результаты. Воспитанники меняются в лучшую сторону, становятся спокойными, доброжелательными.

Заботливое, доброжелательное отношение обладает большой силой; оно растапливает лед отчуждения и недоверия. У воспитанника, как правило, пробуждается ответное чувство, желание доставить радость, не причинять больше неприятностей. Эти чувства укрепляют волю, помогают перестроить поведение. Доброта и внимание вызывают в ребенке ответные благородные чувства: радость, признательность, счастье.

В заключении хочется сказать, что взрослый человек, вводящий маленького ребенка в мир сложных человеческих взаимоотношений, сам должен быть уверен в себе, должен адекватно ориентироваться в чувствах, своих желаниях, взглядах, поступках, владеть навыками разрешения конфликтов, нормами этикета, а также способами стимуляции социально-эмоционального развития.

Чтобы преобразовать человека, необходима любовь. Поощряйте детскую инициативу, чутко относитесь к жалобам детей. Обучайте их социально приемлемым формам взаимодействия, поддерживайте эмоциональный комфорт каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы социального педагога. Создание «ситуации успеха» для детей «группы риска».

На своём  педагогическом опыте работы с трудными детьми я сделала вывод, что важнейшим аспектом жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является досуг.В современных у...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия "Обитатели морей и океанов" для детей с ОВЗ подготовительной к школе группы

Конспект направлен на обобщение и закрепление знаний у детей с ОВЗ  об обитателях морей и океанов. Коррекцию когнитивных процессов, профилактику оптической дисграфии....

«Взаимодействие педагога- психолога социального педагога в сопровождении детей группы риска»

С учетом быстрых темпов жизни, необходимости быстрого реагирования на критические ситуации, других факторов, которые присущи современному обществу, число детей с девиантным поведением постоянно увелич...

Роль социального педагога в организации индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях детского дома.

Роль социального педагога в организации индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях детского дома. Презентация к докладу....

Социализация личности детей «группы риска» средствами декоративно-прикладного творчества (на примере реализации программы «Народная кукла»)

Подростковый возраст – это период, когда через разного рода конфликты подросток обретает чувство личности и стремится к самостоятельности. В этот момент важно, чтобы старшие признавали чувство в...