Деятельность как профилактика суицидального поведения подростков
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Артамонова Янина Алексеевна

В процессе консультаций, я проанализировала и выявила основные причины суицидального поведения подростков.

  1. Взаимоотношения в семье
  2. Особенности темперамента и акцентуации характера
  3. Отсутствие друзей
  4. Комплексы по внешнему виду
  5. Плохая успеваемость
  6. Отсутствие цели в жизни и мечты

Часто бывает так, что у подростка сразу 2-4 проблемы одновременно из данного списка. Углубляться в каждую проблему, разбирать чувство и переживания и трансформировать отношение подростка к уже привычному образу жизни очень длительный процесс, я бы сказала невозможный в стенах школы.

Я начала размышлять, что же можно сделать в данной ситуации и как разрешить все проблемы быстро и легко. Я нашла выход – приобщить подростка к деятельности.

Деятельность должна отвечать интересам ребенка. Когда есть интерес, тогда появляется и мотив.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артамонова Янина Алексеевна, педагог – психолог ГБОУ школы №302

Деятельность как профилактика суицидального поведения подростков

В своей работе я использую тест СДП – склонности к девиантному поведению Э.В. Леус. Данный опросник представляет собой 75 вопросов, разделенных на 5 шкал, по 15 вопросов в каждом блоке:

социально-обусловленное поведение (мы знаем, что ведущий вид деятельности у подростков это общение и данная шкала помогает нам выявить, насколько ребенок адаптирован к обществу);

делинквентное поведение (подросткам свойственно нарушать правила поведения и законы для привлечения внимания);

 зависимое поведение (отношение к курению, алкоголю и наркотикам, употребление данных веществ);

агрессивное (вербальная, физическая, негативизм, раздражительность);

аутоагрессивное (суицидальное, чувство вины).

Построен этот тест таким образом, что постепенно подводит ребенка к самым значимым вопросам, про суицидальное поведение.

Более того, перед тем, как раздать тест детям я проговариваю о конфиденциальности данной информации, делая акцент на блок с курением и принятием алкоголя, т.е. я смещаю их фокус внимания на ту тему, которая вызывает у них некое возбуждение.

При анализе результатов я составляю аналитическую справку на каждый класс и на всю школу. Выявляю группу риска – это дети, набравшие более 21 балла по шкале аутоагрессии.

Но мы должны понимать, что тест не может быть объективным. Часто встречаются ситуации, когда ребята решили пошутить, или кто-то вообще не читал вопросы, а поставил галочки как попало. Есть и такие, кто не правильно понял вопрос. Например, можешь ли ты причинить себе боль? И ребенок отвечает да, мне нравится сдирать корочки с болячек.

Поэтому перед тем как раскрывать конфиденциальность я, сначала провожу консультацию с каждым ребенком и задаю следующие вопросы:

  • С каким настроением ты приходишь в школу?
  • Твой самый любимый и не любимый предмет/учитель?
  • С кем ты дружишь, а кто не нравится?
  • Как ты учишься и как родители относятся к твоим оценкам?
  • Какая у тебя мечта и цель в жизни?

Что я узнаю о ребенке: эмоциональное состояние за определенный период жизни, отношение к учебе, межличностные отношения в классе, отношения с родителями, планы на будущее.

Опираясь на ответы можно найти проблему переживаний или их отсутствие по сферам: учеба, друзья, родители.

Исходя из нашей беседы я сокращаю список группы риска и обращаюсь к завучу по ВР и директору, далее мы приглашаем классного руководителя и вызываем родителей в школу для ознакомления с результатами тестирования.

Родители обязательно расписываются с тем, что ознакомлены с результатами тестирования и рекомендациями посетить психиатра. Далее я предлагаю дополнительно заниматься и наблюдать за состоянием ребенка в школе, по желанию родителей.

В процессе консультаций, я проанализировала и выявила основные причины суицидального поведения подростков.

  1. Взаимоотношения в семье
  2. Особенности темперамента и акцентуации характера
  3. Отсутствие друзей
  4. Комплексы по внешнему виду
  5. Плохая успеваемость
  6. Отсутствие цели в жизни и мечты

Часто бывает так, что у подростка сразу 2-4 проблемы одновременно из данного списка. Углубляться в каждую проблему, разбирать чувство и переживания и трансформировать отношение подростка к уже привычному образу жизни очень длительный процесс, я бы сказала невозможный в стенах школы.

Я начала размышлять, что же можно сделать в данной ситуации и как разрешить все проблемы быстро и легко. Я нашла выход – приобщить подростка к деятельности.

Деятельность должна отвечать интересам ребенка. Когда есть интерес, тогда появляется и мотив.

Это самый сложный этап. Ребенок должен загореться желанием прямо здесь и сейчас. Нащупать то самое очень трудно. Я предлагаю 2 направления: спорт и творчество. Выбрать творческую деятельность обычно не составляет труда, часто ребенок сам говорит, люблю петь, люблю рисовать. А вот со спортом труднее. Видов спорта огромное количество, как же найти тот самый. Я сокращаю список исходя из интересов, типа темперамента и телосложения и предлагаю ребенку до 5-10 различных вариантов. Подросток всегда находит то, чем оказывается всегда хотел заниматься.

Что дают нам данные виды деятельности и как они помогает разрешить сразу несколько проблем.

С помощью спортивной деятельности мы выплескиваем энергию вместе с отрицательным эмоциональным состоянием, с помощью творчества выражаем свои эмоции и переносим их на бумагу или в музыку и поэзию.

Занятия спортом и творчеством обычно длятся 1-2 часа и проходят 2-3 раза в неделю. Свободного времени становится меньше, подросток вынужден распределить свой досуг. Более того у многих подростков с суицидальным поведением неблагоприятная обстановка дома и они обычно целыми днями проводят свое время на улице. Кому-то приходится отказаться от ежедневных прогулок с недоброжелательной компанией. Кто-то сидел за уроками целыми днями и растягивал этот процесс, а теперь вынужден в короткие сроки выполнить домашнее задание.

Спортивные занятия помогают подросткам избавиться от лишнего веса с помощью физических нагрузок и выстраивания правильного питания. Творческая деятельность работает как терапия, ребенок прорабатывает свои переживания и избавляется от них.

Попадая в кружок или секцию, подросток оказывается в новой социальной группе, где находит единомышленников, друзей по интересам. Обычно, подросток с суицидальным поведением либо не имеет друзей и чувствует себя одиноким, либо общается с  неблагоприятной компанией, что тоже не очень хорошо.

Выбирая секцию или кружок, важно подобрать тренера или учителя по определенным критериям. Для кого-то это обязательно должен быть строгий мужчина, для кого-то мягкая женщина, кому то будет комфортно с молодым специалистом. Также важно, чтобы он или она были заинтересованы в подростке, всегда были рядом, наставляли на правильный путь, умели выслушать, дать совет, поделиться своим опытом.

Подросток с суицидальным поведением часто чувствует себя неудачником, тем, кто ничего не может добиться в этой жизни. Достижение успеха в деятельности придаст ему уверенности, чувство достоинства, поднимет самооценку.

Часто бывает так, что увлечения подростка становятся его смыслом жизни, появляются цели, мечта, многие выбирают будущую работу исходя из интересов.

И наконец, это развитие психических процессов. Через упражнения на мелкую моторику, концентрацию внимания, координацию движений и многое другое.

Часто бывает так, что родители не способны оплачивать занятия своему ребенку. Где же найти данные занятия на любой цвет и вкус. Это могут быть бесплатные занятия в школе, ДТЮ или в Доме молодежи, о нем я и расскажу подробнее. Он находится на пересечении Бухарестской и Олеко Дундича.

Мы заходим на сайт дома молодежи, выбираем клубы и студии, далее поиск по студиям. Стоимость – бесплатные занятия.

Обратите внимание на огромное количество бесплатных занятий. Дети, чьи родители не способны платить за дополнительные занятия, как раз стараются свое свободное время проводить вне дома, обычное, из огромного количества кружков они находят для себя подходящий.

Контроль я осуществляю следующим способом:

Консультации 1 раз в неделю в течение месяца, далее по запросу.

Осуществление контроля за посещаемостью уроков и качества обучения.

Проведение лекции на тему: «Что такое ценности. Как сформировать ценностное отношение к здоровью».

Консультативная работа с родителями.

Повторное тестирование через 2 месяца (ДАП – П, выявление склонности к различным формам девиантного поведения).

Наблюдение за эмоциональным состоянием в течение года.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог – психолог ГБОУ школы №302 Артамонова Я.А. Санкт-Петербург 2022 « Аутодеструктивное поведение несовершеннолетних Профилактика суицидального поведения в подростковой среде» Методическое Объединение педагогов-психологов Деятельность как профилактика суицидального поведения подростков

Слайд 2

Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению Э.В. Леус )

Слайд 5

Объективность полученных результатов Достоинства Недостатки Большой охват Ограниченность полученной информации Экономия времени Отсутствие личного контакта Повторное использование для сравнения результатов Возможность «социально желательных» ответов Легкость обработки Возможность ошибок при заполнении теста

Слайд 6

Индивидуальная консультация С каким настроением ты приходишь в школу? Твой самый любимый и не любимый предмет/учитель? С кем ты дружишь, а кто не нравится? Как ты учишься и как родители относятся к твоим оценкам? Какая у тебя мечта и цель в жизни?

Слайд 7

План работы Сокращение списка «Группы риска»; Оповещение администрации школы и классного руководителя; Вызов родителей для ознакомления с результатами и выбор дальнейшего пути; Направление к психиатру Работа с психологом

Слайд 8

Причины аутодеструктивного поведения Взаимоотношения в семье Особенности темперамента и акцентуации характера Отсутствие друзей Комплексы по внешнему виду Плохая успеваемость Отсутствие цели в жизни и мечты

Слайд 9

Деятельность в психологии Согласно А.Н. Леонтьеву, деятельность, это форма активности. Активность побуждается потребностью. Потребность проявляется как напряжение, неудовлетворенность, дискомфорт. В процессе поиска удовлетворения потребности формируется мотив на деятельность. Таким образом, деятельность, это совокупность действий благодаря мотиву. Так как деятельность целенаправленна, ориентирована на конкретный результат, то предполагает существование мотива, цели и средства для достижения цели.

Слайд 10

Влияние деятельности на профилактику суицидального поведения Спорт и творчество Разрядка и выражение эмоционального состояния Режим дня Борьба с комплексами, проработка переживаний Новые друзья Авторитет в виде тренера, наставник в виде учителя Самореализация через достижение успеха и признание Смысл жизни, мечта, цель Профессиональное самоопределение Развитие психических процессов

Слайд 11

Подростково-молодежный досуговый центр Фрунзенский Адрес : Бухарестская ул., 91А

Слайд 12

Подростково-молодежный досуговый центр Фрунзенский

Слайд 13

Подростково-молодежный досуговый центр Фрунзенский

Слайд 14

Контроль Консультации 1 раз в неделю в течение месяца, далее по запросу Осуществление контроля за посещаемостью уроков и качества обучения Проведение лекции на тему: «Что такое ценности. Как сформировать ценностное отношение к здоровью» Консультативная работа с родителями Повторное тестирование через 2 месяца Наблюдение за эмоциональным состоянием в течение года

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для педагогического совета "Профилактика суицидального поведения подростков"

Сопровождать ребёнка в учебном процессе- это значит своевременно заметить проблемы, трудности, и показать наиболее позитивный  выход из сложной, невыносимой ситуации....

Памятка для педагогов и родителей. Профилактика суицидального поведения подростков.

Материал включает в себя понятийный апарат по суицидальномцу поведению и методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике отклоняющегося поведения....

Программа профилактики суицидального поведения подростков.

Основываясь на своем профессиональном опыте, проработав с подростками, наблюдая за работой коллег, целесообразным считаю основываться в превентивной профилактической деятельности по авитальному поведе...

Методические рекомендации кураторам по профилактике суицидального поведения подростков

Данная работа является буклетом и  содержит информацию о стадиях суицидального поведения, признаках и причинах....

Психолого-педагогический семинар "Профилактика суицидального поведения подростков"

В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суи...

Профилактика суицидального поведения подростков через тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам"

Тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам" направлено на профилактику суицидального поведения подростков. Цель занятия:  содействие  социальной адаптации подростков через осознание отве...