привязанность
статья по психологии

Одрина Наталья Анатольевна

Теория привязанности рассматривает отношения и связи между людьми — преимущественно долгосрочные отношения между родителями и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл privyazannost_111_-_kopiya.pptx117.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П ривязанность То, как условия жизни ребенка в первые два года предопределяют форму отношений с родителями, описывает теория привязанности ( attachment theory ). Первоначально теория была предложена Джоном Боулби ( Bowlby , 1969, 1973, 1980)

Слайд 2

Изучая поведение детей, оставшихся без попечения родителей, он пытался объяснить их тревогу и формирование у них защитных механизмов в тех случаях, когда отношения со взрослыми не соответствовали потребностям детей.

Слайд 3

Согласно Джону Боулби ( Bowlby , 1980), между ребенком и ухаживающим за ним взрослым в первые два года формируются тесные отношения. Они строятся на взаимной направленности друг к другу: ребенок активно ищет контакта, а мать эмоционально отвечает на него. Это поведение биологически обусловлено и эволюционно оправдано, поскольку в первые дни после рождения ребенок должен найти того, кто будет защищать и оберегать его.

Слайд 4

Этого человека Боулби назвал «фигурой первичной привязанности ». Важным положением теории является то, что ребенок не может формировать бесконечное число связей с разными людьми. Каждая связь требует от него активности, а ресурс у него небольшой. Любой разрыв отношений будет восприниматься болезненно и сужать возможности для дальнейшего формирования связей. Более того, тип отношений, которые он сформировал с близкими, потом будет лежать в основе всех последующих взаимоотношений.

Слайд 5

На протяжении всего первого года жизни малыш производит активный поиск защиты, прежде всего при стрессовых ситуациях или когда слаб и устал. Тогда его реакции направляются к «фигурам первичной привязанности», которыми в норме становятся мать или отец.

Слайд 6

Младенцы придают значимость разным объектам их социального мира исходя из того, как родители относятся к этим объектам, более того, они и себе придают значимость на основе отношения к ним родителей.

Слайд 7

В оптимальных условиях фигура(ы) первичной привязанности (мать и отец) физически и психологически доступны и крайне чувствительны к нуждам ребенка . Основная функция фигуры первичной привязанности в обеспечении защиты и безопасности.

Слайд 8

Именно поэтому эффективная привязанность обеспечивает ребенку инициативу, развитие исследовательского поведения и стремления к познанию. На основе взаимодействия с близкими ребенок формирует защитную базу, объясняющую мир как безопасный и чувство идентичности с объектом первичной привязанности.

Слайд 9

Чувство идентичности – ощущение принадлежности роду, клану, семье («Вырастешь и станешь как папа»). Из него формируется система Я ребенка. На него будет опираться он в кризисные моменты формирования своей личности. То есть поведение людей, с которыми ребенок себя идентифицирует (фигуры первичной привязанности) в момент кризиса позволят ребенку понять границы собственных возможностей.

Слайд 10

Следовательно, если нет фигуры первичной привязанности и отсутствует идентичность с ней, это приведет при развитии личности и более медленному и упрощенному личностному формированию.

Слайд 11

Ребенок генетически может создать не более десятка привязанности, и среди них возникает иерархическая организация, когда отношения с мамой и папой становятся наиболее значимыми, а с бабушкой – менее (или наоборот, если воспитанием занимается бабушка )

Слайд 12

Привязанности изменяются во времени, поэтому сейчас существуют различные способы деления на стадии. Вот один из них: Первые 6 месяцев называют стадией недифференцированных привязанностей. В это время младенцы узнают и выделяют мать из окружающих взрослых, но могут спокойно находиться на руках незнакомого взрослого. Следовательно, на этой стадии малыш адресует свои эмоции любому человеку. Он с удовольствием следит глазами и улыбается всякому, кто к нему подходит.

Слайд 13

Стадия специфических привязанностей (7 – 9 мес.) начинается тогда, когда ребенок отказывается идти на руки к незнакомому взрослому и активно протестует, когда мать уходит.

Слайд 14

Стадия множественных привязанностей (11 – 18 мес.) начинается, когда ребенок, используя мать в качестве «надежной базы» для своих исследовательских действий, проявляет любопытство и формирует привязанности с другими близкими людьми. В это время он уже начинает самостоятельно передвигаться. Но, удаляясь от фигуры первичной привязанности на некоторое расстояние, он постоянно держит ее присутствие под контролем и регулярно возвращается к ней.

Слайд 15

Оказывается, что если ребенок ощущает безопасную привязанность от обоих родителей, то в подростковом возрасте окружающие будут оценивать его как социально компетентного. Если у девочки есть безопасная привязанность с отцом, то она менее агрессивна, чем ее менее счастливые сверстницы. Матери формируют с детьми более безопасные привязанности по сравнению с отцами.

Слайд 16

Выделяют несколько различных по степени аномальных типов привязанности детей-сирот: 1 .«Избегающие» дети, раннее развитие которых протекало в крайне неблагоприятных условиях. ранний эмоциональный опыт «избегающего» ребёнка перенасыщен переживаниями скуки, пустоты, боли, страха и одиночества.

Слайд 17

На общем фоне «избегающий» ребёнок выделяется грубыми ошибками в общении, избеганием контактов со взрослыми и почти всегда агрессивной, разрушительной манерой обращения с игрушками. Ребёнок переполнен страхом, который настолько силён, что не позволяет ребёнку исследовать новую среду и новых людей, добровольно приближаться к ним. Под непрекращающимся давлением страха ребёнок вынужден постоянно мигрировать в наиболее безопасные, менее доступные для окружающих уголки территории. Одним из наиболее сильных стимуляторов страха, вызывающих напряжение и уход у «избегающего» ребёнка, является попытка взрослого установить прямой глазной контакт с ним.

Слайд 18

Если же «избегающий» ребёнок вынужден находиться рядом с другими детьми или взрослыми, то на их близость ребёнок реагирует импульсивной агрессией. Следует отметить, что «избегающий» ребёнок использует такие способы агрессии, которые не требуют прямого телесного контакта (плюётся, бросает игрушки в другого ребёнка, но никогда не душит его, не садится верхом и бьёт). Будучи взятым, на руки взрослым, «избегающий» ребёнок может помешать установлению глазного контакта, отхлестав взрослого по щекам.

Слайд 19

2. «Цепляющиеся» ребёнок находятся в относительно более сохранном состоянии. Он активно стремится установить и сохранить телесный контакт со взрослым. Охотно прижимается, прикрепляется и пристраивается к взрослому. Правда, дальше этих реакций «цепляющийся» ребёнок не идет, ему важнее всего остаться в защищенном положении (на руках, на коленях, в объятиях взрослого) как можно дольше.

Слайд 20

«цепляющийся» ребёнок доверяет взрослому, даже тому, с которым очень мало знаком. Такой ребёнок ищет во взрослом источник эмоционального тепла и защиты от тревоги. Единственного опыта безопасного телесного контакта со взрослым достаточно, чтобы взрослый стал «своим». Безопасным такой контакт делает чувство физической поддержки, устойчивости, тепла и ласкового прикосновения. Жизненная необходимость тактильного контакта со взрослым обнаруживается в том, с каким упорством «цепляющийся» ребёнок пытается возобновить этот контакт в том случае, если взрослый пытается его завершить, ребёнок забирается на колени к взрослому, игнорируя его объяснения.

Слайд 21

При таком упорстве восстановления прерванного тактильного контакта со взрослым обращает на себя внимание незрелость более сложных реакций, направленных на сохранение близости со взрослым. Так «цепляющийся» ребёнок не ищет близости взрослого, если он вышел из поля зрения ребёнка, и не пытается следовать за ним. Кроме того, «цепляющийся» ребёнок, будучи снятым с рук, только цепляется изо всех сил, не пытаясь воздействовать на взрослого другими способами (не пытаясь пробудить родительские чувства у взрослого плачем, агрессией, типично для детей первых лет жизни).

Слайд 22

3. Самую большую группу (более половины) составляют дети с «недифференцированным» отношением к взрослым. Это поверхностные, неупорядоченные, легко заменяющиеся новыми эмоциональные связи. Такой ребёнок способен смотреть в глаза взрослому, хотя прямого контакта значительно меньше, чем в норме. Он довольно точно ориентируется в эмоциональных выражениях взрослого, однако в своём поведении учитывает, прежде всего, положительные эмоциональные выражения и склонен игнорировать отрицательные.

Слайд 23

Для того чтобы увеличить удовольствие от общения со взрослыми такой ребёнок может драматизировать свои эмоциональные состояния. Однако, такой ребёнок не доверяет даже хорошо знакомому взрослому. Ребёнок не способен контролировать, сдерживать эмоциональный импульс в условиях ограничений, накладываемых взрослым, то есть ему очень трудно быть послушным. Взрослый хорош до тех пор, пока он доставляет удовольствие ребёнку. Как только он ограничивает ребёнка, то становится плохим . Особенностью таких детей является то, что они предпочитают общаться со взрослым в присутствии «своих» детей. Индивидуальные занятия их угнетают, ребёнок стремится вернуться в группу, «к ребяткам».

Слайд 24

4 .«Амбивалентные» дети, то есть дети с противоречивым, конфликтным отношением к взрослому. В эту группу входят дети с ранним опытом жизни в семье, а также «отказные» дети. Эти дети способны к нормальному глазному общению со взрослым. Отсутствие тактильного контакта не препятствует самостоятельной игровой активности ребёнка. «Амбивалентный» ребёнок, после длительной разлуки со знакомым взрослым, на приветствие взрослого реагирует агрессивно (замахивается, пытается ударить взрослого, угрожает ему), затем убегает, прячется, избегает глазного контакта со взрослым. Подобной агрессией ребёнок выражает свой гнев и пытается наказать взрослого за длительное отсутствие. Таким образом, ребёнок показывает, насколько важны для него стабильные отношения.

Слайд 25

5. «Социально-тревожные» дети (только дети с ранним опытом жизни в семье). Общение «социально-тревожных» детей, в целом, является близким к норме. Обратной стороной является обострённый страх перед чужими взрослыми (например, во время обследования ребёнка на медико-педагогической комиссии), такой ребёнок отважится контактировать только при условии тесного физического контакта со знакомым взрослым.

Слайд 26

6. «Гармоничные» дети (только дети с ранним опытом жизни в семье). Общение развивается нормально: такие дети формируют иерархически организованную структуру общения. Так, единственным знаком неблагополучия у «гармоничного» ребёнка трёх лет являются острые реакции протеста (включающие в себя элементы агрессии и негативизма) в ситуации, когда свой взрослый предпочитает для занятия другого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание у школьников привязанности к семье»

В работе школы с родителями должна решаться важная задача- укрепление семейных уз школьников с родителями. Учителя должны знать, что какой бы не был трудный ученик, к его сердцу можно найти ключик тол...

Ольга Писарик "Привязанность - жизненно-важная связь

Ольга Писарик - мать четверых детей, нынешняя жительница Канады, которая решила изложить доступным языком труды канадского психолога Гордона Ньюфелда....

Отношения привязанности матери и ребенка, их влияние на последующее развитие личности

Влияние матери на формирование и развитие личности ребенка в значительной степени определяет в будущем успешность прохождения им процесса социализации и последующей социальной адаптации. Для объяснени...

Растительные привязанности русских

Растительные привязанности русских. Реалии русской культуры. Концепт "берёзы"...

Признаки нарушения привязанности

Данная статья опубликована в журнале "Приемная семья" №3, 2016...

Занятие - тренинг с приёмными родителями "Развитие связей: привязанность. Создание доверия".

Занятие - тренинг с приёмными родителями "Развитие связей: привязанность. Создание доверия"....