Эмоциональный интеллект как ресурс личностного развития ребенка
консультация по психологии

Королева Наталья Александровна

В материале представлены: "понятийное поле" эмоционального интеллекта, его значимость на современном этапе развития общества, одна из основных теорий развития эмоционального интеллекта, этапы его развития у детей с рекомендациями для взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональный интеллект как ресурс личностного развития ребенка

          

Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека правильно понимать собственные мысли и эмоции, управлять эмоциями, контролировать и использовать их как инструмент для налаживания отношений, улучшения коммуникативных навыков, решения всевозможных конфликтов, способствуя своему эмоциональному и интеллектуальному росту.

Эмоциональный интеллект тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен, эмоционально устойчив, менее подвержен психосоматическим заболеваниям.

          А психологическое здоровье формируется по основным направлениям:

  • обучение положительному самоотношению, позитивному отношению к окружающему миру и принятию других;
  • формирование эмоциональной грамотности (эмоционального интеллекта);
  • побуждение ребенка к последующему саморазвитию.

Необходимо принимать во внимание особенности нового поколения детей – детей, которые родились и растут в эпоху серьезных социальных изменений при стремительном развитии технологий. Исходя из «проблемных зон» современных детей понятно, что у них нужно развивать: адаптивность, самостоятельность, уверенность в себе, коммуникативную сферу, эмоциональную сферу.

Обедненная эмоциональная сфера начинает «тормозить» развитие интеллектуальных процессов. К тому же повышенная технологизация жизни, постоянное использование гаджетов взрослыми и детьми приводят к появлению феномена «засушливого сердца»: дети становятся неэмоциональными, менее отзывчивыми к чувствам других людей и пониманию своих собственных эмоций, их эмоциональный интеллект не развивается.

Необходимо подчеркнуть значимость развития эмоционального интеллекта на современном этапе развития общества.

Психология утверждает, что  эмоциональный интеллект – залог жизненного успеха.  

По результатам исследований, успешность современного человека в большой степени (на 80%) зависит от эмоционального интеллекта. Он лежит в основе таких процессов, как организация времени, расстановка приоритетов, принятие решений, управление отношениями.

Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе.

Высказывание американского психолога Дэниела Гоулмана очень точно подтверждает этот вывод: «Возможно, с помощью IQ я и получу работу, но только EQ сделает мне карьеру»    

Что представляет из себя  человек с низким уровнем EQ:

  • не способен к сочувствию, сопереживанию другому человеку; принять чужую помощь и поддержку такому человеку трудно, ему непонятны мотивы людей;
  • близкие отношения по типу любви, дружбы неконструктивны, поскольку требуют взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки;
  • не умеет контролировать свои эмоции; он не всегда понимает, что с ним происходит в эмоциональном плане, и как помочь себе в таких ситуациях; в эмоционально напряженных ситуациях такие люди тоже теряются;
  • не осознает, что его собственные неконтролируемые эмоции могут привести к негативным последствиям, в которых чаще винит окружающих;
  • ему трудно говорить о чувствах, трудно ответить на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?», не прислушивается к собственным ощущениям.

Определение эмоционального интеллекта впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году. Авторы Теории развития эмоционального интеллекта выделили четыре его составляющие:

  1. Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
  2. Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
  3. Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
  4. Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.

Важно уже в дошкольном возрасте формировать эмоциональную грамотность.

Зачем это детям:

  • поможет в общении, а также понимать причины того или иного состояния, поведения, последствия поступков;
  • научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
  • укрепит уверенность в себе;
  • позволит быстро принимать решения;
  • повысит продуктивность в учебной деятельности.

     Примерно в 1,5-2 года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции, происходит обогащение эмоционального опыта, социализация эмоций, развитие высших чувств, закладываются предпосылки для эмоциональной регуляции. Рассказывая сказки, например, «Курочка-Ряба» или стихи А. Барто «Мячик», «Зайка», «Мишка», дети учатся сопереживать героям, испытывают горе, радость, обиду, желание помочь, пожалеть. Взрослые же отражают и называют ребенку эмоции и чувства: «Твоя игрушка сломалась, и ты очень расстроен», «Наверное, ты сейчас сердит, как грозный лев», «Дед плачет, баба плачет – у них яичко разбилось».

     У детей, начиная с 2,5, лет вербализация эмоционального состояния возникает в виде глаголов, имеющих отношение к данному эмоциональному состоянию «любит», «плачет», и оценочные категории «плохой», «хороший», «нравится, не нравится».

     В возрасте 3,5-5 лет дети начинают пользоваться определениями

«злой», «добрый», «веселый» и глаголами «плачет», «смеется». Грусть и гнев

дети могут охарактеризовать как «плохое настроение».

     Ближе к 5 годам становится доступно дифференциация обозначения

эмоциональных состояний «сердитый», «грустный», «веселый», «страшно,

испугался».

     В 6 лет возникают более точные определения «недовольный,

рассерженный». Дети до 6-летнего возраста стремятся изобразить мимически

увиденные ими эмоции.

     После 7 лет ребенок должен быть в состоянии адекватно понять и вербализовать практически все базовые эмоции, выраженные в лицевой экспрессии.

Как же эмоциональный интеллект помогает ребенку в обучении?

       Специфика современного образовательного процесса требует от сегодняшнего ребенка повышенной внимательности, быстрого реагирования на изменяющиеся условия, развитых коммуникативных навыков.

Школьники с высоким уровнем развития чувственной сферы адаптированы к условиям школьной жизни, легче устанавливают и поддерживают контакты с учителями и одноклассниками, успешны в процессе обучения.

Дети с низким уровнем эмоционального интеллекта испытывают трудности в общении. Они зачастую не справляются с эмоциональным состоянием в стрессовых и критических ситуациях. Успеваемость этих детей ниже.

Этапы развития эмоционального интеллекта:

  • Понимание собственных чувств

На этом этапе ребёнок знакомится со всем многообразием эмоционального мира, узнаёт название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину её появления.

Рекомендации для взрослых:

  • рассказывать ребёнку о чувствах и эмоциях посредством наглядного материала: картинок, пособий, детской литературы с иллюстрациями;
  • читать сказки и смотреть вместе мультфильмы с насыщенным эмоциональным содержанием;
  • озвучивать свои чувства и чувства ребёнка в различных ситуациях: «Я сейчас очень зла из-за того, что ты разбил чашку», «Вижу, что ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая машинка», «Бабушка рада, что ты ей подарил такой замечательный рисунок»;
  • спрашивать ребёнка каждый день: «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?».
  • Понимание чувств другого человека

Ребёнок узнает, что эмоции и чувства есть не только у него, но и у других людей, учится определять, что испытывает другой человек по его мимике, позе, поведению, учится поддерживать и сопереживать.

Рекомендации для взрослых:

  • не «лепить» из себя идеального и счастливого человека. Ребёнок должен видеть вас настоящими: иногда расстроенными, иногда уставшими, а иногда и разозлёнными. Только тогда он научится понимать чувства других людей и изменять своё поведение в соответствии с ними: «Папа сегодня расстроен, у него неприятности на работе, давай мы с тобой не будем сегодня играть в шумные игры, а посмотрим мультфильм в твоей комнате»;
  • обсуждать поведение героев сказок и мультфильмов: «Как ты думаешь, что почувствовала Василиса Премудрая, когда Иван-царевич сжёг лягушачью кожу без спроса?», «Как ты считаешь, какое настроение было у Колобка, когда он укатился от бабушки и дедушки?»;
  • развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия. Не забывайте, что мама и папа для своих детей являются образцом для подражания. Если в Вашей семье нет доверительных отношений, атмосферы любви, принятия и поддержки, для ребёнка все эти чувства так и останутся недоступными.
  • Управление собственным поведением

Как только ребенок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

Рекомендации для взрослых:

  • научить ребёнка приемлемым способам избавления от злости и гнева: побить подушку, разорвать бумагу, потопать ногами;
  • научить прислушиваться к телесным ощущениям;
  • подобрать вместе с ребёнком способы поднятия настроения: пойти погулять на свежем воздухе, посмотреть мультфильм, послушать весёлую музыку.

Эмоциональный ресурс может и должен использоваться для личностного развития и помогать в достижении целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»

В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в  модели  «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...

Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"

     В  возрасте 5-6 лет  начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период ...

« Эмоционально - личностное развитие ребенка в контексте парциальной программы « Живое знание о театре».

В соответствии с  ФГОС, среди интегративных качеств, которые ребенок приобретает в результате освоения  Программы, есть такие, как эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и сп...

Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 2021 года. -Изд-во: управление образования администрации Балтийского о

Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 202...

Педагогическая лаборатория "Педагогический инструментарий актуализации внутренних ресурсов личностного развития обучающихся"

Данная статья представляет проект, который  предполагает апробацию и систематизацию новых нестандартных технологий, способствующих достижению  образовательных результатов, в первую очередь л...

Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования.

Помощь в эмоциональном и личностном развитии ребенку с РАС средствами дополнительного образования....

Мастер – класс на тему: «Интерактивные технологии обучения на уроке изобразительного искусства, как ресурс личностного развития обучающихся»

Сегодня, хочется пожелать Вам вдохновения, сил, хорошего настроения и новых ярких впечатлений. О том, как избавиться от пятен, о том где искать смелость, и чем обои отличаются от картин Клода Моне, ра...