Методические рекомендации по работе с детьми с различными типами темперамента.
материал по психологии

Козлова Евгения Фёдоровна

В обычной, повседневной жизни - в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.д. происходит слияние самых различных «потоков» психической жизни разных людей, порождающее всплеск эмоций, водопады и водовороты в человеческих отношениях, поскольку каждый из «потоков» в общем русле стремится сохранить свою самоценность и самобытность. Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные стороны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Методические рекомендации

по работе с детьми с различными типами темперамента».

(слайд 1)Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а, следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей.

В обычной, повседневной жизни - в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.д. происходит слияние самых различных «потоков» психической жизни разных людей, порождающее всплеск эмоций, водопады и водовороты в человеческих отношениях, поскольку каждый из «потоков» в общем русле стремится сохранить свою самоценность и самобытность. Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные стороны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.

Ведь в межличностных отношениях конфликты нередко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.

(слайд 2)Когда же и как учитывать руководителям школ индивидуальные особенности учителей?

Прежде всего это надо делать: 

1) при анализе, оценке уроков, внеклассных мероприятий. Нельзя формы, методы работы, стиль даже передовых педагогов рекомендовать всем учителям без учета их личных качеств;

 2) изменять формы, методы контроля за работой учителей разных темпераментов; 

3) при распределении общественных поручений. (Там, где нужно проявить, например, большую трудоспособность, умение доводить дело до конца, где в работе много однообразия — лучше справится флегматик. Если же надо проявить организаторские способности, быстроту выполнения и разнообразие подходов — незаменим сангвиник.)

На основе сравнения работы двух учителей, описанной в книге Е.А. Климова, можно сделать вывод, что медлительность, вялость учителя-флегматика должны компенсироваться тщательной подготовкой, продумыванием разнообразных форм и методов работы, заблаговременной ориентировкой, формированием, оттачиванием педагогической техники. При этом действия медлительного учителя становятся более быстрыми, оперативными.

Учитель-сангвиник должен помнить о своей большой подвижности, впечатлительности, чтобы уроки не приобретали развлекательный характер, излишне не возбуждали детей, таким образом, сангвиник должен ограничивать свою торопливость.

Свой темперамент, характер должны учитывать и сами учителя. Целесообразно, исходя из особенностей своего темперамента, его положительных и отрицательных сторон, формировать индивидуальный стиль деятельности, т.е. такую индивидуальную систему приемов и способов действий, которые наиболее отвечают психологическим особенностям данного учителя и наиболее эффективны для достижения нужного результата в педагогической деятельности. Одна из основных задач при этом состоит в том, чтобы преодолеть негативные стороны темперамента и использовать положительные. Индивидуальный стиль учителя должен проявляться в основных формах и приемах работы: особенностях организации класса, сообщении нового материала, организации учета усвоенных знаний и т.д.

(слайд 3)КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-САНГВИНИКА

Сангвиник любит дарить свою улыбку всем и сразу, так что даже не думайте о праве собственности на эту улыбку. Будьте готовы к его желанию беспрестанно очаровывать всех вокруг.

1) Основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать "ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ". Милый ребёнок сангвиник всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание.

2) Старайтесь, чтобы у ребенка не развивалось самомнение, что он лучше всех и все может, так как это ведет к неудачам в будущем: он будет жаловаться, что начальник не дает ему развернуться, что жена к нему относится не так и т.д.

3) Ставьте перед подростком новые и новые задачи, но старайтесь, чтобы они не были слишком трудными (пропадает интерес) или легкими (развивается самомнение).

4) Не забудьте о физическом развитии – это поможет нейтрализовать лишнюю энергию.

5) Необходимо воспитывать в ребенке усидчивость, попеременно чередуя физическую работу с умственной. Требовать, чтобы знания не были поверхностными, а соответствовали возможностям (если ребенок способен запомнить больше, чем положено по программе, обязательно требуйте глубоких знаний).

6) Приучать доводить начатое дело до конца.

7) Обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий.

8) Принимайте в общении с сангвиником дух лёгкости, веселья и юмора, который ему больше всего по душе.

 Помните о том, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником, как его легкомыслия, так и непостоянства.

Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию. Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок. Терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

Ваш ребенок - как раз то самое "солнышко"? Тогда простите ему непостоянство - это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

(слайд 4)КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-ХОЛЕРИКА

Холерик

1) Основным подходом в воспитании ребёнка-холерика является принцип, который условно можно назвать "Ни минуты покоя": поддерживайте и направляйте энергию ребёнка на полезные дела.

2) Старайтесь направить активность холерика в нужное русло, так как он может вступить в организации фанатиков, сатанистского или явно криминального толка. Его приведет туда любопытство и стремление быть приверженцем одной идеи.

3) Старайтесь, чтобы подросток получил достаточное кол-во информации о различных сектах, а так же наркотиках. Это удержит ребенка от срывов.

4) Обязательно заинтересуйте его каким- либо делом: спортивная секция, танцы и т.д. Это поможет ребенку реализовать себя.

5) Будьте ребенку другом. Не ругайте за срывы, если в них нет ничего серьезного. Поддержите!

6) Исключите из обстановки то, что перевозбуждает нервную систему ребёнка

7) В связи с повышенной чувствительностью обращаться с холериками нужно мягко, так как резкость может нарушить отношения между ребенком и родителями

8) Не используйте физическую силу при воздействии на ребёнка, замечания делайте строго, тактично.

10. Воспитывайте настойчивость и сдержанность, умение владеть собой, в зачатке следует погашать любую агрессивность ребёнка

В заключение хочу напомнить, что нужно не подавлять темперамент Вашего ребенка, а научиться управлять им.

 Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе - вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения.

Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций - пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.

Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек - постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.

Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример "хорошего мальчика Васю", это вызовет только злость.

Вы узнали в этом описании свое чадо? Тогда наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам бы рад научиться держать себя в руках - помогите ему. Когда холерик кричит, то он вовсе не кричит. Если во время беседы холерик сделал несколько резких жестов и ударил кулаком по столу, то не беспокойтесь, он так сбрасывает напряжение, накопленное за день. Он не может долго сидеть на одном месте и выполнять рутинную работу, так что вам остается только смириться. Холерик всегда будет раздраженно реагировать на медлительность, опоздания и однообразие.

(слайд 5)Флегматик

1) Основным подходом в воспитании ребёнка-флегматика является принцип, который условно можно назвать "НЕ ТОРОПИ". Помните о том, что такой малыш не может работать в условиях дефицита времени ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает своё время и сделает дело. Не требуйте от своего ребёнка космических скоростей.

2) Постарайтесь, чтобы ваш ребенок нашел себе место, где бы он мог общаться со сверстниками. Здесь неоценима роль различных секций и кружков.

3) За рабочим столом ничего не должно отвлекать его внимание. Но подросток может заниматься часами, поэтому меняйте ему виды деятельности.

4) Не создавайте тепличных условий, это приведет к проблемам в будущем. Ребята такого типа очень ранимы, поэтому старайтесь помочь, хвалите за успехи, вселяйте уверенность в себе, если что – либо не получается из-за медлительности.

5). Не давите на своего ребёнка, т.к. под давлением со стороны взрослых он лишь становится ещё неповоротливее и пассивнее.  Не называйте ребёнка "копуша", особенно при других людях.

6) Помните о том, что дети-флегматики очень нуждаются в одобрении.

7) При воспитании малоподвижного флегматика важно развивать интерес к движениям, играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет любые правила игры .

8) Стимулируйте ребенка к проявлению инициативы.

9) Учите ребёнка полнее выражать свои эмоции и чувства: если ему грустно, не запрещайте ему плакать, если он рад, разрешите ему радоваться в полную меру и пр.

10) Привлекайте ребёнка к совместной деятельности (как в детском, так и взрослом коллективе).  Прививайте у ребёнка навыки общения.

Однако не следует думать, что он такой всепрощающий, совершенно безопасный в общении человек. Подобно конденсатору, он долго впитывает в себя, накапливает энергию неудовольствий, но когда она достигает определённого предела, критической величины, неминуем сильный "разряд", нередко весьма неожиданный для его собеседника, по самому казалось бы незначительному поводу

(слайд 6)Меланхолик

1) В общении с таким ребёнком и в воспитательных воздействиях считайтесь с ранимостью его психики - не кричите и не давите на него, своё недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его.

 2) Не допускайте конфликтных ситуаций, при которых на ребенка обрушивается шквал наказаний или порицаний. Если же это случилось, внимательно наблюдайте за подростком, чтобы не допустить склонности к суициду.

3) Наладьте доверительные отношения с подростком. Постоянно поддерживайте в нем силу духа, предложите заняться видом спорта, не требующим особого нервного напряжения (бег, катание на велосипеде, туризм). Пусть больше времени проводит на воздухе.

4) Старайтесь наладить его общение со сверстниками, помогайте ненавязчиво в общении.

5) Поддерживайте хобби вашего ребенка. Ему хорошо подойдут занятия, связанные с художественным творчеством, точной механикой, искусством.

6) Помните о том, что ребёнок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче.

Чаще хвалите его и не скупитесь на проявление искренних слов. У Вашего ребёнка особая интуиция, и ему жизненно необходимо ощущать, что его любят.

7) Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.

8) Не упускайте случая показать своему ранимому чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.

9) Никогда не делайте своему ребёнку замечания на людях - это провоцирует развитие серьёзных комплексов.

10) Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов - не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы. Помните о том, что даже игры утомляют его и могут довести до стресса.

11) Стрессовой для ребёнка-меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.

12) Не пугайте и не запугивайте своего ребёнка. Ребёнку-меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.  Помогайте избавиться от страха, для этого обсуждайте с ребёнком его чувства. За страхи не высмеивайте.

13)При выборе учебного заведения помните о том, что для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения деятельность (работа). Его не тяготит даже монотонная работа.

14) В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело, учится.

Помните о том, что если не принимать мер по смягчению крайностей в поведении меланхолика, то может возникнуть опасность развития замкнутости, отчужденности, чрезвычайно выраженной ранимости, склонности необычайно остро переживать все, даже самые обычные явления.

Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно.

Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.

(слайд 7)Типы темперамента совместимы следующим образом:

  1. Сангвиник лучше всего совместим с сангвиником, они оба как «бабочки», не относят слишком серьезно к проблемам, могут вместе подолгу смеяться и веселиться.
  2.  Чуть хуже уживается сангвиник с холериком и флегматиком, так как он свободолюбив, а эти типы темперамента достаточно авторитарны и требуют послушания.
  3. Практически несовместим сангвиник с меланхоликом. Чуткого и ранимого меланхолика будет ранить переменчивый сангвиник, а сангвиника раздражать чрезмерная осторожность меланхолика.
  4. Флегматик хорошо уживается с флегматиком. Из такого союза получится сплоченная семья, с общими целями и взглядами.
  5.  Меланхолик и флегматик – прекрасная пара. Сильный флегматик будет опорой для чувствительного меланхолика. Замечательно, если флегматик в такой паре мужчина.
  6. Тяжелее всего приходится флегматику с холериком. Холерика приводит в бешенство неторопливость флегматика, а флегматика ужасает несдержанность холерика.
  7. Меланхолик лучше всего уживается с флегматиком. В такой паре сразу обозначаются роли ведущего (флегматик) и ведомого (меланхолик), и им так комфортно и спокойно. Они хорошо понимают друг друга без слов.
  8. Тяжело живется меланхолику с холериком и сангвиником, которые могут обижать и унижать его.
  9. Холерики и сангвиники хорошо уживаются вместе, они оба энергичны. Холерик будет учиться не так глубоко и эмоционально все переживать у сангвиника, а тот – ставить цели и быть настойчивее.
  10.  С флегматиком и меланхоликом холерику будет скучно.

Самое главное помнить, что умение договариваться решает многие проблемы. Подстроиться под тип темперамента можно при наличии взаимного  уважения. А для этого нужны знания психологии, характеристик темпераментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКА "ДОМ-ШКОЛА-ДОМ"

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача. В связи с э...

Методические рекомендации по подготовке и проведению диктантов различного типа

ОСОБЕННОСТИ  ПОДГОТОВКИ  И  ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ДИКТАНТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

ОСОБЕННОСТИ  ПОДГОТОВКИ  И  ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ...

методические рекомендации по работе с детьми группы риска

Данные рекомендации дают краткую характеристику "групп риска",  определяют формы и методы работы педагога, социального педагога с различными группами...

Методические рекомендации для работы с детьми со специальной медицинской группой здоровья

Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....

Методические рекомендации в работе с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации в работе с детьми с ОВЗ...

"Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности"

quot;Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности"...