"Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности"
консультация на тему

Овчинникова Ольга Анатольевна

"Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности»

Ознакомление с окружающим миром.

Общая осведомленность детей с ЗПР очень низкая. Их отличает плохое знание признаков сезонных явлений.

На каждом уроке ставится задача расширения кругозора, для чего необходимо правильно подбирать учебный материал. Необходимо заинтересовать детей, показав им значимость и необходимость знаний об окружающем мире. Недопустима шаблонность в проведении занятий. Использование раздаточного наглядного материала, проведение экскурсий, организация дидактических игр, установление межпредметных и внутрипредметных связей, напоминание, сравнение, указание, методы проблемного обучения, организация самостоятельной работы – все это средства решения познавательных задач.

В проблемном обучении можно использовать:

  • беседу, в ходе которой учащиеся привлекаются к поиску;
  • речевые логические задачи;
  • вопросы, направленные на выработку умения рассуждать, сопоставлять, сравнивать, оценивать;
  • активизация мыслительной деятельности, обобщение, группировка, классификация предметов, формирование родовых понятий;
  • обогащение словаря учащихся путем постановки проблемы, показа процесса ее решения с рассуждением вслух.

Общие методы обучения:

  • словесные
  • наглядные
  • практические

Все они нужны во взаимосвязи.

Словесные методы – рассказ, беседа, объяснение учебного материала в сочетании с наблюдением, работа с учебниками.

Наглядные методы – наблюдение, рассматривание, демонстрация наглядных пособий, к/ф, д/ф.

Практические методы – продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка, работа с природным материалом, опыты).


Уроки, обучающие рассказыванию. Такие уроки предусматривают рассматривание картин и составление по ним рассказов. На уроках рассказывания учить монологической речи.

Виды рассказов:

  • сюжетный;
  • сюжетный по картине;
  • описательный;
  • рассказ по плану;
  • описательный об отдельном предмете, явлении природы, о разных временах года;
  • рассказ по памятке.

Обобщающие уроки и развитие связной речи.

Обобщающие уроки – помощники в развитии связной речи. Важно приучить детей к точности употребления слов.

Виды упражнений:

  • назвать несколько свойств, качеств, действий, характерных для данного предмета;
  • из списка слов выбрать подходящие для характеристики;
  • соединить слова, подходящие друг к другу;
  • ввести синонимы;
  • подобрать эпитеты;
  • оценить ответ товарища по схеме: Интересным ли получился рассказ? Соблюдалась ли последовательность? Знаете ли то, о чем говорит? Если неинтересно было слушать, то почему?

Учителю и воспитателю следует вместе составлять план наблюдений на месяц (иней, окраска листьев, цветущие растения, птицы, деревья и т.д.). Вся работа должна способствовать формированию ярких представлений о явлениях реальной действительности.

Формирование родовых понятий.

Основой формирования родовых понятий является практическая деятельность:

  • упражнения в выборе обобщающего слова;
  • выбор 6-8 предметных картинок по указанному обобщающему слову;
  • самостоятельные словесные обозначения группы из 4-5 предметов;
  • подбор группы предметов;
  • упражнения в классификации без опоры и предварительной тренировки.

Принципы:

  • приступать к освоению родовых понятий после того, как ребенок познакомится с 5-6 конкретными предметами;
  • дифференцировать понятия таким образом:
  • овощи, фрукты;
  • фрукты, ягоды;
  • птицы, насекомые;
  • кустарники, деревья;
  • одежда, головные уборы;
  • транспорт, рабочая техника;
  • мебель, бытовая техника и т.д.

             Следует ввести рабочую тетрадь, а не дневник наблюдений в 1-2 классах, тетрадь лучше для рисования. Писать не надо, нужны только рисунки детей. Самое хорошее оборудование к урокам – конверты с сюжетными рисунками.

        Проблемы обучения математике.

Особенности математических знаний.

        Математика наиболее трудна для детей с ЗПР. Нет умения мыслить отвлеченно. Познавательная активность снижена.

        Умственные операции не сформированы. Нет необходимого фундамента обучения математике. Нужна коррекция. Очень важно определить уровень того, что дети знают.

        6-летки, как правило, знают:

  • числа в прямом порядке от 1 до 10;
  • ориентируются при счете в пределах 5 на наглядном материале.

        Не знают:

  • счет в обратном порядке;
  • не могут начать счет от заданного числа;
  • не понимают, что результат счета не зависит от размера и пространственного расположения предмета;
  • отсутствует у них порядковый счет;
  • затруднено сравнение множеств;
  • не умеют использовать наглядный материал при счете;
  • путают понятия: вверх, вниз, слева, направо и т.д.;
  • не могут решить простейших задач на нахождение остатка;
  • не всегда знают геометрические фигуры;
  • часто не знают цифр или не соотносят цифры и предметы.

        7-летки приходят из массовой школы с уже сформированным негативным отношением к учебе.

Их проблемы:

  • не усвоили состава чисел в пределах 10;
  • не решают примеры без наглядного материала;
  • не считают группами (3-ми, 5-ми);
  • не усвоили математическую терминологию;
  • не умеют точно начертить отрезки;
  • не справляются с решением задач.


        Содержание и методы обучения математике.

        Программа по математике охватывает основное содержание общеобразовательной школы. Задачи обучения математике те же, что и в массовой школе. Важнее коррекционные задачи: развитие мышления и речи, стимулирование познавательной активности и развитие интереса к предмету.

        Основной принцип – подготовка к изучению материала в виде предметно-практической деятельности детей, сопровождаемой речью. В период пропедевтики ставится задача расширения представлений детей, подготовка к изучению наиболее значимых и трудных тем.

        Необходим раздаточный дидактический материал. Своими руками дети должны выполнять операции и сопровождать их речью. Изучение, усвоение материала идет малыми дозами, более развернуто. Темп ниже. В тетрадях обязательны графические работы. Необходимо большее количество тренировочных упражнений при закреплении.

Методы:

  • создание ситуаций, в которых дети поймут, что нужны новые знания;
  • наличие наглядно-предметной деятельности: опора на зрительные, слуховые, моторные анализаторы;
  • точные вопросы во время беседы;
  • наблюдения, многократные действия, прием сравнения;
  • упрощение трудных заданий;
  • решение практических задач;
  • дидактические игры;
  • на каждом уроке соблюдается принцип повторения;
  • задания типа: реши и раскрась, отмерь, укажи на линейке, нарисуй.

Дидактические игры строятся по принципу:

  • правила просты;
  • дидактический материал доступен;
  • в игре участвуют все дети;
  • обязательным является подведение итогов игры.

        Коррекционная направленность обучения родному языку.

Особенности речи детей с ЗПР.

        Устная речь детей с ЗПР удовлетворяет потребности повседневного общения. Звукопроизношение детей с ЗПР мало отличается от нормы. Нарушения могут быть вызваны вялостью артикуляции, малой выразительностью. В грамматическом строе речи затруднения возникают в определении среднего рода существительных и согласовании с ним прилагательных, а также в образовании форм родительного падежа множественного числа и Творительного падежа единственного числа.

        Словарный запас ограничен, недостаточно точна предметная соотнесенность слова:

  • незначительно используются слова, обозначающие признаки и свойства предметов;
  • крайне затруднено включение прилагательных в предложения;
  • плохо развито понимание слов с переносным смыслом;
  • мышлению свойственны стереотипы в образовании слов;
  • речь детей нецеленаправленная.

        На устранение этих недостатков направлять работу.

Особенности письма.

        Страдает каллиграфия. Допускается большое количество ошибок. Наиболее типичные ошибки:

  • фонетико-артикуляционные
  • пропуски букв;
  • пропуски слогов;
  • обозначение мягкости согласных гласными и с помощью Ь знака;
  • замена букв по акустическому сходству (дикдант, солдад);
  • добавления букв (сорокка, яама);
  • перестановка букв.

Фонетико-артикуляционные ошибки исправляет логопед.

  • графические ошибки обусловлены сходством ряда букв и недостатками мышления, а также особенностями межанализаторных связей:
  • о – а; л – м; ш – щ; и – ш; п – т;
  • зеркальное написание букв Е, З, Ю, Я.

Исправляет логопед вместе с учителем.

  • ошибки с выделением предложений:
  • отсутствие точки;
  • отсутствие заглавной буквы в начале предложения;
  • слитное написание всех слов;
  • пропуск слов;
  • раздельное написание слов типа «у ехал, при бежал».

  • грамматические ошибки:
  • безударные гласные;
  • звонкие и глухие согласные;
  • непроизносимые согласные и т.д. в зависимости от класса.

Коррекцию грамматических ошибок ведет учитель.

Перспективность, подготовка к изучению грамматических тем – один из принципов обучения детей с ЗПР.

На каждом уроке необходима работа по исправлению недостатков речи детей, очень важно соблюдать принцип доступности обучения (развитие сенсорного опыта), сознательности обучения (сами учащиеся под руководством учителя), наглядности.

Следует развивать умение слушать, важна четкость артикуляции. Необходимо учить выделению определенных признаков как опознавательных, для чего-то (например, гласных).

Необходима предельная развернутость новых знаний (действие по алгоритмам). Работу методобъединения следует начинать с обзора программы по русскому языку, следует предусмотреть изучение имеющейся литературы с уроком на конкретные дидактические приемы.

Надо рассматривать также и целесообразность изготавливаемых и применяемых наглядных пособий.

Учитель должен видеть изменения в подготовке ученика, поэтому принимая в 1 класс детей, пришедших из массовой школы, проводит следующую диагностическую работу:

  • написать диктант: Дети пошли в рощу. Они зашли в чащу. Лёля искала ландыш. Мальчики поймали ёршика. Яша видел зайку.;
  • проанализировать ошибки;
  • дать списать текст из 3 предложений;
  • составить из деформированного текста 3 предложения;
  • проверить у каждого ребенка состояние звукового анализа. Слова: мак, Лиза, утка, стол, волк.

Результаты этой работы сложить в личное дело каждого ребенка. В конце каждого учебного года туда же кладутся контрольные работы.

Особенности обучения чтению.

Чтение – это главное орудие начальной школы, которым она действует на нравственность учащихся и их кругозор. Выработать навык чтения – главная задача.

Навык чтения состоит из четырех компонентов: сознательности, выразительности, правильности, беглости.

Самый важный компонент – сознательность, он влияет на формирование всех остальных.

Формирование навыков чтения проходит 4 ступени:

  • предварительная ступень;
  • овладение буквенным обозначением;
  • слоговое чтение;
  • становление целостных приемов восприятия.

Четких границ у этих ступеней нет.

Выявлено, что дети с ЗПР пользуются неправильным способом чтения:

  • читают по буквам;
  • прочитывают про себя, а затем вслух;
  • нетвердо знают буквы;
  • отделяют последний звук закрытого слога в отдельный слог;
  • выделяют в самостоятельный слог П;
  • используют удвоение согласной, создавая видимость слогового чтения;
  • допускают замену, перестановку, угадывание слов, слогов.

Нужна работа по преодолению этих ошибок.

Затруднения в послебуквенный период:

  • чтение слога с мягким согласным как твердого;
  • неправильное чтение слогов с буквами, отличающимися графическими элементами (б, д, ш, щ, о, а);
  • интонационные ошибки;
  • неправильное чтение слов со знаком переноса;
  • замедленный общий темп чтения;
  • повтор слов;
  • смысловые замены;
  • чтение по догадке.

Направление коррекционной работы по чтению:

  • усиление звукового анализа и синтеза слов;
  • специальные упражнения в чтении тех структур, которые представляют особую трудность:

а. упражнения на карточках

        жа                                        лы        раны                стечение

ко        за        слогоизменение        уг        ли        ранки                согласных

        са

рот        крот

пол        полк                                        наращивание согласных

ра        гра        град        грач        врач

б. пособия типа абак;

в. Выписывание слов столбиком с разбивкой на слоги и постановкой ударения;

г. Упражнения в расстановке ударения;

д. чтение слов с переносом;

е. формальный анализ текста (увидеть все знаки препинания);

ж. хоровое чтение.

30-35 – минутный процесс чтения. В группе продленного дня работу следует организовывать так, чтобы дети много читали самостоятельно.

Сознательность чтения.

Следует учитывать, что лексика подобранных текстов не всегда понятна детям с ЗПР.

Слабость мыслительных операций приводит к узости словаря (доменная печь – печь в доме). Для детей характерна разрозненность впечатлений. Помощь в понимании слов оказывает контекст. Особые затруднения возникают у детей в понимании явлений, отдаленных от повседневной жизни, названий, связанных с профессией человека, словосочетаний с переносным значением, географических названий.

Стоит задача совершенствования методов словарной работы. Готовясь к уроку, учитель обязан провести анализ того текста, с которым будет работать на уроках: выделить незнакомые детям слова, слова – метафоры, определить их весомость. Объем словарной работы должен быть гораздо больше, чем в массовой школе. По ходу чтения читаются слова в сносках. Во время разбора закрепляется значение выделенной группы слов.

Приемы словарной работы:

  • показ предмета или действия (если можно);
  • показ рисунка, иллюстрации;
  • замена непонятных слов синонимами;
  • введение непонятного слова в понятную фразу;
  • раскрытие значения слова за счет описания предмета;
  • разбор состава слова;
  • у слов с переносным значением объяснить прямой смысл;
  • приучать детей к выделению непонятных слов в тексте.

        У учителя должна быть тесная связь с воспитателем. Новые слова воспитатель может разобрать с детьми в группе накануне урока. Возможна экскурсия, посещение библиотеки и т.д.

Осознать содержание текста в целом помогает:

  • предметный план текста;
  • понимание причинно-следственных логических связей, главной мысли, характеристика действующих лиц, понимание системы художественных образов.

        Детям с ЗПР доступен подробный пересказ. Выделение причинных связей их затрудняет. Умение вычленить главное – для них самое трудное.

В связи с этим следует использовать такие методические приемы:

  • углубленный анализ текста;
  • давать дробные вопросы для анализа;
  • пристальней выявлять различные взаимозависимости в тексте (А что было раньше? А что может произойти? А почему? А что изображено на иллюстрации?);
  • использовать выборочное чтение;
  • текст можно делить на 2 урока, но в пределах темы некоторые из них перенести на 2-ю половину дня для самостоятельного чтения;
  • перед началом работы над текстом надо ставить детям определенные задачи по уяснению новой информации;
  • использовать прием специальной подготовки к восприятию текста (например, дать конкретное, чувственное, наглядное представление о том, что обязаны узнать дети; провести экскурсии перед некоторыми темами, организовать встречи с шефами, рабочими на предприятиях).

Работа над выразительностью.

Проводить формальный (пунктуационный) анализ текста:

  • проводить специальные упражнения на развитие правильной интонации (диалоги в журнале «Начальная школа» №1, 1975 год);
  • главная установка делается на смысл, передачу настроения, отношения: в связи с этим определяется темп чтения, темповая окраска, громкость и т.д.);
  • не заставлять копировать учителя, но образец чтения давать: учить детей анализировать чтение товарищей (читал тихо, спокойно, низким голосом, показывал, что ему грустно и т.д.);
  • использовать грамзапись.

Развитие речи на чтении.

        Следует развивать монологическую речь. На уроках должен звучать связный рассказ ученика, суммарные ответы. Большое значение придавать обучению пересказу (подробному, выборочному, сжатому). Включать словесное рисование. Всячески способствовать развитию творческого воображения, использовать задания типа: придумать окончание сюжета, восстановить пропущенное звено в рассказе, передать эпизод с изменением рассказчика, сочинение сказок.

Задачи подготовительного периода при обучении чтению:

  • привить интерес к книге;
  • развивать наблюдательность, любознательность;
  • формировать умение слушать, запоминать, эмоционально откликаться на то, о чем узнали;
  • вырабатывать умение общаться с книгой, знать ее элементы: заглавие, иллюстрации, автор, страницы, обложка, поэт, писатель, герой и т.д.

        Большая роль в пропаганде книги, в приобщении к чтению принадлежит школьному библиотекарю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по Художественной резьбе по дереву При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Народные промыслы не рождаются в один день. Многие десятилетия, а то и столетия нужны, чтобы промысел «встал на ноги», приобрел собственное имя, мастеров, признание. Так рождались Палех и Хохлома, Бог...

Методическая статья о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье идет речь о работе учителя математики с детьми с ограниченными возможностями здоровья.     Учебно-познавательная деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья не ...

Доклад:«Современные тенденции развития методических систем освоения предмета технология детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические технологии- качественно новая ступннь в развитии педагогики. Понятие технология имеет множество трактовок, один из них- информационные технологии....

Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических проце...

Обобщение опыта Тема: «Использование современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Всегда существовала проблема образования  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.Она складывается из множества факторов, которые приходи...

Учебно-методическое пособие "Использование здоровьесберегающих методов и приемов в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 4-8 лет"

Учебно-методическое пособие содержит тематическую подборку здоровьесберегающих методов и приемов, которые могут использоваться учителями-дефектологами, логопедами, педагогами и другими специалистами д...