Доклад:«Современные тенденции развития методических систем освоения предмета технология детьми с ограниченными возможностями здоровья».
статья на тему
Педагогические технологии- качественно новая ступннь в развитии педагогики. Понятие технология имеет множество трактовок, один из них- информационные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные тенденции развития методических систем освоения предмета технология детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения в образовательных системах различного уровня: федеральных, региональных, муниципальных. Эти изменения носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования, обновление структуры и содержания образования, преобразование дидактических и программно-методических материалов, необходимых для построения новой образовательной практики, способной обеспечивать новое качество образования.
В процессе образовательной деятельности школы главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.
Значит: образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.
Поэтому главная задача каждого учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить:1- учиться; 2- знать; 3- познавать; 4- делать; 5- жить; 6- быть Человеком. Проблема нашей школы: на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний, создать необходимые условия для физического, нравственного и духовного развития детей; условия для формирования личностно-значимых компетенций.
Возникает проблема: как правильно выбрать наиболее оптимальный режим взаимодействия в системе учитель-ученик из предлагаемого спектра современных педагогических инноваций. Будет ли это одна технология, или сочетание нескольких? Без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот поэтому каждая школа, и каждый учитель совершенствует (преломляет через себя) те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, к деятельности.
Педагогические технологии.
Педагогические технологии- качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология имеет множество трактовок.
Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о методах, способах и средствах обработки материалов, направленных на получение конкретной продукции.
«Педагогическая технология»- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм и методов, способов и приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт). Технологическими образованиями обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств в одной или нескольких смежных областях учебно-воспитательной работы. Технология есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (Б.Т.Лихачев)
Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. С одной стороны, включает в себя ряд соответствующих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составляющая часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня.
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса.
Каждый автор и исполнитель приносит в педагогический процесс что–то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской.
Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп:
1. По научной концепции усвоения опыта выделяют:
- ассоциативно – рефлекторные технологии,
- бихевиористские технологии,
- развивающие технологии и т.д.
2. По ориентации на личностные структуры:
- информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам); операционные технологии (формирование способов умственных действий);
- эмоционально – художественные и эмоционально – нравственные технологии (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);
- технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);
- эвристические технологии (развитие творческих способностей);
- прикладные технологии (формирование действенно – практической сферы).
3. По характеру содержания и структуры выделяют следующие технологии:
обучающие и воспитывающие; светские и религиозные; общеобразовательные и профессионально- ориентированные; гуманитарные и технократические; различные отраслевые; частнопредметные; монотехнологии комплексные (политехнологии) (комбинируются из элементов различных монотехнологий); проникающие технологии (технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов).
4. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:
-авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно–воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект».
-дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в них господствуют субъект – объектные отношения педагога и учащихся, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
-личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Они характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
-гуманно- личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.
-технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект- субъектных отношениях педагога и ребенка.
-технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.
-эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (подсознательном) знании — Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине.
5. Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий:
Догматические; репродуктивные; объяснительно- иллюстративные; технологии программированного обучения; технологии проблемного обучения; технологии развивающего обучения; технологии саморазвивающего обучения; диалогические; коммуникативные; игровые; творческие.
6. По категории организации учащихся наиболее важными являются:
массовая (традиционная) школьная технология; технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования); технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания); различные виктимологические технологии (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика); работа с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
7.По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:
-педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений;
-педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова);
-педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (технология «диалог культур» В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова);
-природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (обучение по Л.Н.Толстому, воспитание грамотности по А.Кушниру и др.);
-альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и др.);
-многие из действующих систем авторских школ. (Из наиболее известных «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа – парк» М.Балабана и др.).
Используя в своей работе ту или иную технологию, учитель применяет различные методы обучения. В современной классификации первая группа методов – пассивные (или традиционные) являются самыми распространенными. Они представляют собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового- закрепление- контроль- оценка. В настоящее время пассивные методы (традиционное обучение) постепенно вытесняются другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма образования: учитель- учебник - ученик, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала. Она должна быть заменена на новую: ученик- учебник- учитель.
В условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностно- компетентностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому, соответственно, и служат активные и интерактивные методы обучения.
Если традиционный урок направлен на дачу новой информации, то в ходе интерактивного урока учащиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.
Таким образом, на интерактивном уроке формируются навыки, необходимые каждому человеку в реальной жизни.
Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса.
Помимо этого к интерактивным методам можно отнести решение и составление различных занимательных заданий: проблемных ситуаций, ребусов, кроссвордов; диспутов, дискуссий, викторин; турниров знатоков, ролевых и деловых игр; работу в малых группах по принципу «мозговая атака» и т.п.
Педагогические технологии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями:
Проблемное обучение | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
Разноуровневое обучение | У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. |
Информационно-коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. |
Здоровьесберегающие технологии | Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. |
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков. |
Практика реализации.
В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя разнообразные формы и методы в организации учебной деятельности. При этом ставлю перед собой следующие задачи:
- создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в своей работе,
- стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения задания без боязни допустить ошибку в работе,
- использовать дидактический материал, дающий возможность выбора оптимального решения, поощрять стремления ученика находить свой способ работы, инициативу, самостоятельность, избирательность,
- оценивать деятельность ученика не только по конечному результату, но и процессу его достижения.
Решая данные задачи, использую в своей работе следующие технологии:
Технология сотрудничества: (на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся) – коллективный способ обучения в парах или группах (ученики сами создают бригаду, распределяют вид операции, которую будут выполнять, выбирают бригадира, контролера). При такой форме развиваются навыки практической деятельности, включается в работу память, мышление, повышается ответственность за результативность коллективной работы, актуализируются полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.
При этом используются следующие педагогические средства: изучение взаимно-обратных действий, сопоставление родственных и аналогичных понятий, терминов (карточки с неполными данными), сопоставление этапов работы, дополнение или составление операционной карты.
Технология индивидуализации и дифференциации обучения – в рамках урока 75-80% времени индивидуальная работа учителя с учениками и классом. Педагогические средства – обучение всех и индивидуальная работа с отдельными учениками, группами (ассистенты учителя, инструкторы из числа детей). Этим достигается формирование общеучебных умений и навыков по предмету и личное совершенствование каждого учащегося – выявляет и максимально развивает их способности, учитывает уровень умственного развития, психологические особенности, абстрактно-логический тип мышления, индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы.
Окружающая жизнь – лаборатория, в которой происходит процесс познания, самообучения и взаимообучения.
Технология проблемного обучения.
Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.
В результате применения данных технологий формируются:
— умения разрешать задачи-ситуации;
— коммуникативные навыки социализации;
-умения и навыки мировоззренческой ориентировки;
-навыки адаптации к условиям среды;
-знания и умения в учебно-познавательной, информационной, социально-трудовой сферах;
-духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост учеников.
Я использую игры в 5-6 классах и игровые моменты в старших классах. К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы, находят ошибки, исправляют их.
В названных выше технологиях, в зависимости от возрастных особенностей учащихся, используются объяснительно-иллюстративная, поисковая модели обучения с применением активных и интерактивных методов обучения. Они позволяют накапливать умения и навыки работы с инструментом и оборудованием, самостоятельно организовать и планировать свою работу, а также ставить перед собой задачу и искать пути её решения индивидуально или совместно друг с другом, с учителем.
И в заключении хочу сказать: «Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нас современным своему времени. Мы стремимся к успеху. И если будут успешными учителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми!»
Литература
1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогические технологии», М., «Педагогика», 1989.
2. Боголюбов В. Эволюция педагогических технологий// «Школьные технологии» № 4 2004.
3. Епишева О. Основные параметры технологии обучения// «Школьные технологии» № 4 2004.
4. Каунов А.М. «Современные технологии и методы обучения». Волгоград. ВГПУ «Перемена» 2008.
5. Кларин М.В. Технологический подход к обучению//Школьные технологии № 5 2003.
6. Назарова Т.С. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике// «Педагогика» № 5 2001.
7. Паранчер Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии – путь к творческому развитию педагога.// «Школьные технологии» № 3 2003.
8. Подласый И.П. Где помогут технологии? «Школьные технологии» № 3 2003.
9. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника// «Воспитание школьников» № 4 2002.
10. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании// «Школьные технологии» № 4 2004.
11. Щуркова Н.Е. «Педагогическая технология» М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Признаки осени»
Цель: обобщить материал по теме, сформировать представление о признаках осени, жизни животных в осенний период.Задачи:Образовательные: дать представление о характерных признаках осени в неживой ...
Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Специальное (коррекционное) образование...
Методическая статья о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В статье идет речь о работе учителя математики с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-познавательная деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья не ...
"Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности"
quot;Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности"...
Методическая разработка «Изучение литературных произведений детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) на занятиях в театральной студии»
Театрализованные приёмы работы с особыми детьми в дополнительном образовании....
Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических проце...
Презентация для учителей технологии, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья: "Развитие творческого потенциала на уроках технологии у обучающихся с ОВЗ".
Цель данной публикации - поделиться творческими идеями обучающихся с ОВЗ на уроках технологии в 5-7 классах. Данные идеи были реализованы учащимися в виде творческих проектов....