Приемы рефлексии (антистресс)
методическая разработка по психологии

Стресс - частое явление. Как с ним справиться?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антистрессовая гимнастика

1.Несколько раз приподнимите и опустите плечи, а затем, чтобы избавиться от ощущения «зажатых» плеч и застывшей шеи, повращайте ими.

 2.Ненадолго присядьте, закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов.

 3.Посмотрите вверх и протяните руки, стараясь «достать до неба» - сначала одной рукой, затем другой, и обеими вместе.

 4.Потрите голову и ощупайте всю ее подушечками пальцев.

 5.Потяните себя за волосы. Затем опустите руки - уф-фы!

 6.Сожмите рукой челюсть. Ощупайте ее кончиками пальцев (это упражнение особенно хорошо для тех, кто привык сжимать челюсти и скрипеть зубами).

 7.Сожмите челюсти, потом широко раскройте рот, представьте себе, что находитесь на сцене Большого театра и произнесите: «Ааааааа!»

 8.Зажмурьте глаза, а потом широко раскройте. Повторите это несколько раз.

 9.Закройте глаза и медленно сделайте вдох и выдох, сосредоточившись на том, как воздух проходит через ноздри. По возможности представьте себе что-нибудь приятное.

1. Начинать антистрессовую гимнастику лучше всего с упражнения под названием «Заземление». Встаньте устойчиво, ноги немного шире плеч. Слегка согните ноги в коленях и хорошо почувствуйте почву под ногами. Теперь начинайте трястись, совершая колебательные движения туловищем вверх-вниз и пружиня ногами. Позвольте полностью расслабиться мышцам плечевого пояса и кистей так, чтобы руки свободно болтались; расслабьте мышцы нижней челюсти. Продолжайте колебания 1–2 минуты.

2. Так как еще Аристотель назвал кисть руки «вынесенным наружу головным мозгом», огромную роль в антистрессовой гимнастике отводится работе с кистями. Кисть левой руки плотно обхватите кистью правой руки. Делайте активные круговые «умывающие» движения в вертикальной плоскости. Поменяйте руки.

3. Интенсивно потрите ладони друг об друга до ощущения тепла.

4. Захватите мизинец левой руки (у основания пальца) в кулак правой руки. Медленно, выкручивающим движением (словно снимаете кольцо с пальца), стяните кулак с пальца. Проделайте упражнение со всеми пальцами по очереди. Затем поменяйте руки.

5. Указательный и средний палец правой руки поместите в основание мизинца левой руки. Плавно растягивайте мизинец вверх в вертикальной плоскости. Проделайте упражнение со всеми пальцами по очереди. Затем поменяйте руки.

6. Обхватите запястье левой руки кистью правой руки и сделайте несколько круговых растирающих движений. Потом поменяйте руки.

7. Обхватите запястье левой руки кистью правой руки и поворачивайте кисть по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Поменяйте руки.

8. Массируйте в течение 1,5–2 минут средним пальцем против часовой стрелки точку «нэй-гуань» (антистрессовая точка), расположенную на три пальца выше лучезапястного сустава по центральной линии предплечья. Обеими руками по очереди.

9. Установите руки, как на фото, и давите ими навстречу друг другу. Сожмите руки в кулаки, сохраняя напряжение в руках. Резко на выдохе опустите туловище вниз, сбросьте напряжение, расслабьте руки. Максимально расслабьтесь.

10. Разотрите подушечками пальцев снизу вверх и в стороны воротниковую зону, как показано на фото.

11. Движением снизу вверх руками, сцепленными в замок, «снимите» с шеи и головы воображаемую «каску неврастеника». Голова сразу почувствует облегчение!

Все упражнения первый раз нужно делать мягко, потом – более энергично. Интенсивность воздействия должна быть такой, чтобы возникало ощущение «приятной боли».



Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКЕ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

                                                                                                                                                               
Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.
А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в саморазвитии и способного к нему.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.


Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)
Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)
В современной педагогике под
рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь
Рефлексия связана с другим важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.


К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

  • диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
  • проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
  • организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
  • коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
  • смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
  • мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
  • коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия .



Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:


Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.


Важен психологический подход к организации рефлексии ученика. Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.


Классификация рефлексии:

1) По содержанию: устная и письменная.

2) По форме деятельности:: индивидуальная, групповая, коллективная.

3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4) По функциям: физическая (успел-не успел, легко-тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял-не понял, какие затруднения испытывал).


Учебной рефлексии может подвергаться:

  • настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации.
  • деятельность обучающихся, что дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
  • содержание учебного материала.

 Некоторые возможные приемы организации рефлексии на уроке.


Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Отражает внутреннее состояние ученика;

Самочувствие ( комфортно – дискомфортно);

Является средством самопознания.

Применяется в начале урока для установления эмоционального контакта. В конце деятельности -  для  выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой .

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

1.« Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

2.»Веселый мишка, грустный мишка»

3.Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.


4. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением  лиц: веселого, грустного.
5.«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

Используется на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ с целью
осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

В конце урока – для  оценки активности каждого на разных этапах урока, эффективности решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

 Используются: прием «лестницы успеха», «дерево успеха», «закончи предложение»,анкета.

 «Лестница успеха»
Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
уверен в своих знаниях
в основном уверен , нужно ещё повторить
нуждаюсь в помощи

«Дерево успеха». Если чувствую себя уверенно, то вешаю на дерево листики  красного цвета, если сомневаюсь, то желтого, если нуждаюсь в помощи, то зелёного.

 «Огонек общения»  В конце урока дети дарят  цветы разного цвета, кому посчитают нужным. Например,

Зелёный – самому умному (продуктивному) на уроке;  

Розовый – самому вежливому в общении;

Оранжевый – лучшему консультанту.

Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.


1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был


7. Домашнее задание мне кажется


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным


Рефлексия "Плюс – минус – интересно".


Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

«Пантомима».Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.



Рефлексия содержания учебного материала.

Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Рефлексия «Поезд», «Волшебный мешочек», «Поляна»,  «Корзина идей».


1. «Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
2. «Волшебный мешочек»Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»
3. «Поляна» На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
4. «Корзина идей»Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.


В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.
Варианты:

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

"Меня удивило…" и т.п.


Рефлексия "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

 Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения
- анализ своих успехов
2 этап – анализ работы одноклассников
3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.


Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.
Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Список литературы:
1.Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» №6, 1999 год, с.17
2.Винярская О.А. «Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка», журнал «Учитель.ru», 2001
3.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
4.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. — Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
5.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
6.«Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
7.Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г
8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе — М.: «Сентябрь», 1996



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

«Приветствие» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;

Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

Здравствуй друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.


«Заряд бодрости» релаксационное упражнение

Цели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на занятие или переключить внимание; улучшить настроение;

Содержание упражнения: дети садятся на пол, двумя пальчиками (большим и указательным ) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими.

Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки.

Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»


«Ролевая гимнастика»

Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.

Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям стихотворения.

Предложить рассказать стихотворение:

1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью».

2. Как иностранец.

3. Шепотом.

4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».

Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …

Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.

Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, …

Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …

Рассмеяться, как:  добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, …

«Секрет»

Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)



Предварительный просмотр:

Советы, чтобы справиться со стрессом перед экзаменами

  • Совет первый: Иди на экзамен отдохнувшим, хорошо выспись в ночь перед экзаменом. Не очень разумно за день до события праздновать что-либо или заниматься каким-либо делом, отнимающим много энергии. Также неразумно посвящать последние часы лихорадочному заучиванию – так ты только подпитаешь свои страхи, а пользы от такого заучивания очень мало.
  • Совет второй: Ожидай положительного от экзамена, представь себе приятные последствия сдачи предмета. Например, можно заранее запланировать на вечер после экзамена какое-нибудь мероприятие, чтобы себя премировать: вечер с друзьями, концерт, театральное представление, торжественный ужин с родителями, посещение кинотеатра и т.д.
  • Совет третий: Просчитай в мыслях ситуации, которые могут возникнуть на экзамене. Представь, как ты входишь в аудиторию, где проходит экзамен, как садишься на своё место, как открываешь экзаменационные задания  и спокойно начинаешь работать.
  • Совет четвертый: Нужно отдавать себе отчёт в том, что страх перед экзаменом отнимает у тебя энергию, необходимую для экзамена. Попробуй превратить нервное дрожание в сосредоточенную готовность. Дыши глубоко и спокойно. Не спеши с ответами, а сосредоточься на поисках правильного решения. Ты подготовился к экзамену, теперь настало время себя реализовать.

И последний совет, который поможет тебе справиться со стрессом. Специалисты-психологи непосредственно перед экзаменом предлагают описать свои тревоги на бумаге. Поделившись с самим собой в письменной форме, морально готовиться к этому событию легче. Все страхи останутся на бумаге, а ты преспокойно получишь хорошие оценки, баллы без каких-либо волнений.

Главное, верить в себя. Ведь сам себя ты никогда не подведешь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

мастер- класс на тему:"Использование приемов рефлексии на уроках башкирского языка"

Мастер-класс на тему:" Использование  приемов рефлексии на уроках башкирского языка". Делюсь опытом работы по методике " Шести думательных шляп" и составлению синквейнов....

Эффективные приемы рефлексии на занятиях по иностранному языку.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности....

приемы рефлексии

«Приёмы рефлексии учащихся»Цель: создать условия для формирования навыка обеспечения активной позиции ребенка на уроке; самоанализа деятельности и её результата;познакомить в чём суть изменений урока ...

Методы и приемы рефлексии

Методы и приемы рефлексии в начале урока (русский язык и литература)...

Приемы рефлексии на различных этапах урока

В данной работе собраны приемы рефлексии на различных этапах урока. Эти приемы могут найти свое применение на всех типах уроков....