"Профориентационная работа в школе"
статья по психологии (9 класс)

Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.

 Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы  в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

        Сейчас, существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, профессионально мобильным.

        Что же представляет собой профориентация в широком смысле слова?  Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий, система наших с вами мероприятий, обеспечивающих научно- обоснованный выбор профессии.

        Естественно, важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу тогда только, когда привлечен весь педагогический коллектив. В нашей школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями –предметниками.

Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

- профессиональная информация,

- профессиональное воспитание,

- профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, информацию о системе учебных заведений… (В нашей школе накоплен огромный опыт проведения классных часов начиная с 1 класса, мероприятий на тему  «Мир профессий», еженедельно практически к ученикам выходят, приезжают сотрудники ВУЗ и СУЗ, рассказывающих о той или иной специальности)  с 1 по 30 апреля ежегодно ….

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность нашей  с вами педагогической работы  по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать детей к участию в разнообразных формах учебной  и внеклассной работы, общественно-полезному труду, к активной пробе своих сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник наш попробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальных характер. Уже в начальной школе для выявления

Этапы  (слайды)

Один из важнейших составных компонентов профориентации школьников – предварительная профдиагностика. На этом этапе мы изучаем характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, состояние здоровья.   С этой целью в начале года для наших учащихся введен курс….

Что конкретно делается в школе по профориентации учащихся?

  • Формирование положительного отношения к труду,
  • Проведение спецкурса «Мои профессиональные намерения»
  • Осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность, экскурсии в ВУЗ, СУЗы)
  • Изучение профессиональных планов школьников выпускных классов,
  • Выявление структуры интересов и склонностей учащихся,
  • Проведение профконсультаций школьников,
  • Осуществление психофизиологических диагностик способностей,
  • Выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показателям,
  • Проведение работы с родителями о выборе профессий  их детьми,
  • (традиционные, Регулярные ежемесячные) Проведение экскурсий на предприятия, в организации…,
  • Профильное и углубленное изучение предметов.

         Сейчас мы с вами успешно решаем задачу совмещения профориентационной работы с предметным профильным и  углубленным обучением.

Углубленное, предпрофильное и профильное обучение естественно представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающую профессиональную индивидуализацию их образования. Модель нашего профильного обучения основывается на сочетании базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов.

Особую трудность на этапе внедрения профильного обучения представлял разработка элективных курсов, на данный момент накоплена богатейшая база Элективных курсов, успешно применяемых элективных курсов по выбору, которые призваны решать две важнейшие функции: во- первых, поддерживать содержательное изучение основных предметов на заданном профилем высоком уровне, углублять и усиливать прикладной аспект знаний, во- вторых, функция элективных курсов носит ярко выраженную профориентационную направленность. На этом построена почти вся система предпрофильной подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profrabota.pptx339.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГБОУ школа № 370

Слайд 2

Цель профориентационной работы - организация психолого-педагогического сопровождения процесса обучения , предоставление возможности выбора обучающимся индивидуального образовательного маршрута, оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении

Слайд 3

Профориентация – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Слайд 4

Педагогический коллектив Классные руководители Библиотекарь Учителя – предметники Медицинский работник Заместитель директора по воспитательной работе, по научно-методической работе Социальный педагог, школьный психолог

Слайд 5

Система профессиональной ориентации школьников: Профессиональное просвещение ; Профессиональное воспитание ; Профессиональная диагностика, консультация ;

Слайд 6

Пропедевтический этап (1-4 классы) Цель : Формирование у учащихся нравственной установки выбора профессии, интереса к наиболее распространённым. Этап поисковой направленности (5-7 классы) Цель: Формирование профессиональных намерений, осознания своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Этап развития профессионального самосознания (8-9 классы) Цель: Формирование психического новообразования «выбор профессии». Этап уточнения социально – профессионального статуса (10-11 классы) Цель: Социально-профессиональная адаптация старшеклассников. Профессиональная ориентация по ступеням обучения

Слайд 7

Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Слайд 8

Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

Слайд 9

Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Слайд 10

Сотрудничество с учреждениями высшего образования Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана - МГТУ Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова - МГУ Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского - МАТИ Казанский государственный технологический университет - КГТУ Московский государственный университет инженерной экологии - МГУИЭ Московский государственный технологический университет – МГТУ « Станкин » Рязанский государственный университет имени академика И.П. Павлова РГМУ Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых Российский химико-технологический университет – РХТУ Московский государственный институт электронной техники – МИЭТ И др.

Слайд 11

профориентация

Слайд 12

Гуманитарный профиль обучения Элективные курсы профильной подготовки: «Психология старшеклассника», «Подросток и закон», «Речевой этикет», «Деловой английский», «Условия успешной коммуникации», «Экологический аспект в международном гуманитарном праве»…. Информационно-технологический профиль обучения Элективные курсы ««Компьютерная графика. Corel DRAW », «Технология предпринимательства», «Домашний очаг», «Юный программист», «Основы сайтостроения », «Моделирование». Физико-математический профиль обучения Элективные курсы профильной подготовки «Решение нестандартных задач по физике», «Решение задач по математике», «Избранные вопросы математики», «Графики как средство информации», Химико-биологический профиль обучения Элективные курсы :«Химия элементов», «Решение нестандартных задач по химии», «Введение в фармакологию», «Основы медицинских знаний», «Решение задач по генетике », «Здоровый образ жизни», «От пекарни до биотехнологии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профориентационной работы в школе

Презентация, отражающая систему профориентационной работы в школе....

Программа профориентационной работы в школе.

Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...

Особенности профориентационной работы в школе в современных экономических условиях

На протяжении нескольких лет отвечаю за  профориентационную работу  в школе. Контингент  обучающихся нашей школы - дети из неблагополучных и малообеспеченных детей, которые встречаются ...

Профориентационная работа в школе

Задача учителей труда способствовать не только овладению учащимися знаниями, умениями и навыками, но и их развитию, становлению их как личностей, как будущих работников. У учителей технического ...

Профориентационная работа в школе

Профориентационная деятельность в современном образовательном учреждении является одним из актуальных направлений, поскольку позволяет помочь и детям, и их родителям в определении будущего выпускников...

Профориентационная работа в школе

Реализация профориентационной работы в Утевской школе за последние годы....

Система профориентационной работы в школе

В статье описывается опыт профориентационной работы в современных социальных условиях, реализуемый в ГБОУ ООШ №28 г.Сызрани...