Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива "Класс глазами каждого"
план-конспект занятия по психологии (6 класс)

Белова Екатерина Евгеньевна

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. 

Задачи:

  1. Создать благоприятный психологический климат в классе;
  2. Преодолеть барьеры в межличностных отношениях;
  3. Развить коммуникативные умения и навыки;
  4. Сформировать навыки адекватного выражения своих чувства и распознавать чувства других людей;
  5. Выстроить доверительные отношения между одноклассниками.

Актуальность: От уровня развития коллектива и степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, степень усвоения учебного материала, а также психологический комфорт каждого ее участника. От того, на сколько дружен класс – зависит психологическое состояние каждого ребенка. Отношения в группе, статус учащегося оказывает влияние на все сферы его жизни, включая учебную деятельность, поведение и самосознание. Высокий уровень сплоченности коллектива способствует установлению положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_na_splochenie_belova_e._e.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива

"Класс глазами каждого"

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. 

Задачи:

  1. Создать благоприятный психологический климат в классе;
  2. Преодолеть барьеры в межличностных отношениях;
  3. Развить коммуникативные умения и навыки;
  4. Сформировать навыки адекватного выражения своих чувства и распознавать чувства других людей;
  5. Выстроить доверительные отношения между одноклассниками.

Возраст: подростки 12 - 14лет.

Состав участников: классный коллектив.

Оборудование: ручки, листы с именами, компьютер, интерактивная доска.

Режим работы: 45-50 минут.

Актуальность: От уровня развития коллектива и степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, степень усвоения учебного материала, а также психологический комфорт каждого ее участника. От того, на сколько дружен класс – зависит психологическое состояние каждого ребенка. Отношения в группе, статус учащегося оказывает влияние на все сферы его жизни, включая учебную деятельность, поведение и самосознание. Высокий уровень сплоченности коллектива способствует установлению положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений.

Структура тренинга:

  1. Приветствие – 5 минут
  2. Разминка – 2 минуты
  3. Основная часть – 35 минут
  4. Рефлексия – 5 минут
  5. Подведение итогов – 3 минуты

 

Ход занятия

1. Приветствие «Твой выбор» (5минут).

Цель: Установление контакта с детьми. 

Ведущий, представляется и говорит о целях тренинга:

«Нам предстоит большая совместная работа, давайте поприветствуем друг друга. И сделать это я предлагаю вам необычными способами на ваш выбор. (На доске представлены варианты приветствия). Так как мы сидим в кругу, будем приветствовать друг друга по часовой стрелке.

Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы. 

Правила работы в группе.

Ресурсы: слайд с подготовленными заранее правилами.

Ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила предоставляются на слайде презентации на интерактивной доске.
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
1. Слушать друг друга. 
2. Не перебивать говорящего. 
3. Уважать мнение друг друга. 
4. Безоценочность суждений. 
5. Активность.
6. Правило «СТОП» 
7. Конфедециональность. 

2. Разминка – погружение

Время: 2 мин.
Цель:  Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения, выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

  • У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
  • Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
  • Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
  • Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;
  • Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;
  • Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

3. Основная часть

Вступительное слово, определение темы, целей тренинга.

Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом.

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Ход упражнения: каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано «Я могу!». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем все записи зачитываются участниками занятия. Подводя итоги работы, - подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплоченнее.

Упражнение: «Моя проблема в общении»

Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе)?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Игра «Фигуры»

Цель: Игра на сплочение команды. В ходе данной игры можно отследить многие моменты, важные для тренинга команд образования. Например: роли участников, динамику группы и т.д.

Ход игры: Вам потребуется веревка длиной равной 1 м.

Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете, что задание выполнено, дайте знать ведущему.

Задание выполнено? Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание? Выслушиваем ответы, но не комментируем их. Сейчас я вам предложу в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо, Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.

Подводим итоги игры:

Вы довольны результатом группы?

Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания? На какие из этих факторов вы могли повлиять? Какие выводы вы сделаете из упражнения?

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. 

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

  • Что вы чувствовали?
  • Если не получилось, то почему?

Упражнение «Черно-белое»

Цель: осознание каждого из участников своих сильных и слабых сторон, умение принимать критику со стороны окружающих.  

Инструкция: В центре круга ставится два стула, детям предлагается выбрать стул: «Белый стул» на него приглашают сесть тех, кто хотел бы услышать о себе свои сильные стороны и хорошие качества. На «черный стул» предлагается сесть тем, кто хотел бы услышать конструктивную критику о себе. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах

Обсуждение: первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке? Что повлияло на выбор стула?

Упражнение «Если птичка, то какая»

Инструкция. «Сейчас одним из вас предоставляется возможность потренироваться в наблюдательности, а то, что ждет других, пока останется в секрете.

- «Кто хочет быть ведущим?»

После того, как ведущий найден, тренер просит его встать и отвернуться от группы. Можно попросить его выйти из комнаты. Группе же дается следующее задание:

- «Загадайте какого-то одного игрока. Однако так, чтобы ведущий не понял, кого вы хотите загадать (в том случае, если он рядом). Используйте жесты».

Процедура проведения. Далее психолог предлагает ведущему отгадать, кого же загадала группа. Однако вопросы можно задавать только особого рода, сравнивая загаданного участника с различными видами животных, растений, рыб, птиц и т. д. При этом ведущий может задать не более 3 вопросов. Вопросы могут быть на разные ассоциации. Вопросы строятся следующим образом: если цветок, то какой? если птичка, то какая? На каждый вопрос ведущий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. После того как игрок отгадан либо раскрыт (когда ведущий не может отгадать), тренер предлагает группе продолжить. При сохранении интереса в группе можно пройти три круга.

Упражнение: «Фотография нашего класса»

Каждый участник получает чистый лист бумаги. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе. Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.

«Пожелания».
Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.

Детям предлагается высказаться о полученных пожеланиях.

«Хорошие и плохие поступки»

Описание упражнения

Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать, как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать, как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Обсуждение

Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Психологический смысл упражнения

Осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

Игра «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время: 3-5 минут.

Описание: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало ещё эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное мероприятие аплодисментами!»

Психологический смысл: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить Вас, что нового вы сегодня узнали? Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слажено работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо вам за участие!»

Рефлексия:

  • Какие чувства испытывали?
  • Что нового узнали о себе, о группе?
  • Чему научились?
  • Как это пригодиться в будущем?
  • Что было важным?
  • Над чем вы задумались?
  • Что происходило с вами?

ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие - тренинг "Сплочение классного коллектива"

  Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков....

Занятие тренинг на сплочение классного коллектива «Мы разные, но вместе мы едины»

Сплочение классного коллектива;Создание благоприятного психологического климата;Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков....

Презентация занятия-тренинга по профилактике буллинга в подростковой среде и сплочению классного коллектива по теме: "Наш класс-единое целое!"

Создание  и наличие в школе и классе благоприятного микроклимата в образовательной организации является  важным условием благополучного развития личности школьников, преодоления трудностей в...

Занятие - тренинг «Развитие коммуникативных навыков, сплочения и сотрудничества»

В  период подросткового возраста происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей явля...

Адаптационное занятие-тренинг для 10 класса "Класс глазами каждого"

Психологическое занятие-тренинг для 10 класса...

Тренинг на сплочение классного коллектива "Класс глазами каждого"

Сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, р...