Занятие тренинг на сплочение классного коллектива «Мы разные, но вместе мы едины»
план-конспект занятия по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Чиркова Жанна Валерьевна

Сплочение классного коллектива;

Создание благоприятного психологического климата;

Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие тренинг на сплочение классного коллектива

«Мы разные, но вместе мы едины»

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Цель:

Сплочение классного коллектива;

Создание благоприятного психологического климата;

Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

Осознание себя командой

Формирование благоприятного психологического климата в группе;

Осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

Развитие умения работать в команде;

Сплочение группы.

Форма: тренинг, диалог-практикум

Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, салфетки по количеству участников группы, лист ватмана с кругом, разделенным на 16 частей, альбомные листы по количеству участников тренинга, два ватмана, акварельные краски.

Структура тренинга:

  1. Орг. момент
  2. Вступление
  3. Цель задачи
  4. Разминка
  5. Основная часть
  6. Рефлексия
  7. Итог занятия

Состав участников: 23 человека.

- Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Сначала вспомним о правилах тренинговой работы. Участники высказывают свои правила. Правила тренинга фиксируются на доске.

В тренинге есть одно важное условие: Задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а что бы сделали все.

Вначале вспомним притчу:

«В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил сыновьям сломать его. Каждый попытался ,но никому не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник и предложил сыновьям сломать прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал:»Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».

Упражнение «Ты мне нравишься». 

Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между людьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это-проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык.

Материалы: цветок, заранее заготовленный.

- Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Каждый из вас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как протекает эта игра.

Постарайтесь выбрать не самого популярного ученика. Я выбрала самого озорного. Примером комплимента может служить фраза «Никита, ты мне нравишься за жизнерадостность, улыбку и доброту».

Вы видите ,что я сейчас сделала. Я выбрала ученика ,который должен быть следующим. После того, как мы передали кому-то цветок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов «Коля ! Ты мне нравишься, потому что….». После этого Коля должен подумать и решить ,кому передать цветок дальше. И так далее. При этом вы можете говорить о том ,чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравиться, за что вы хотите его поблагодарить. При этом продолжается наша играв все дальше и дальше. Постарайтесь хорошо запомнить что вам скажут.
Внимательно проследите ,чтобы в ходе игры все дети получили цветок. Объясните детям ,что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать.

Анализ упражнения :

-Легко ли тебе говорить приятные вещи другим людям?

-Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

-Достаточно ли дружен наш класс?

-Почему каждый ребенок достоин любви?

-Что удивило тебя в этой игре?

Упражнение «Разминка (Звери)»

Инструкция: Все встают в круг. Ведущий каждому на ухо говорит, какой он будет зверь (например, кошка, бычок). Все «звери» берутся крепко за руки (согнутые в локтях). Ведущий будет громко произносить название какого-то зверя. Задача названного зверя – присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать. Игра начинается. Но всего несколько зверей ведущий называет по-разному, а остальным он дает одно и то же название (например, бурундук). Сначала называются разные звери. Все играющие концентрируются на задаче удержать названного «зверя». Затем ведущий называет бурундука и все «бурундуки» резко приседают. Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех.

Упражнение - «Рисунок на спине»

Необходимо выстроиться друг напротив друга в две шеренги с одинаковым количеством человек в каждой. Учащиеся первой шеренги отворачиваются от психолога, второй шеренге психолог показывает картинку и прячет её, затем эта же картинка рисуется пальцем на спине отвернувшихся ребят. Затем, стоящие в первой шеренге учащиеся рисую на листе бумаги то, что они почувствовали, затем психолог достает картинку и учащиеся сравнивают свой рисунок с оригиналом. Затем учащиеся меняются местами и выполняется аналогичное задание, но уже с другим рисунком. В конце упражнения проводим рефлексию (Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и вторые члены шеренги во время упражнения? Что мешало выполнять упражнение?)

Упражнение «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

Упражнение - «Салфетка»

Каждому участнику тренинга дается салфетка. Салфетку предлагается сложить в два раза. Затем психолог просит ребят выполнить следующие действия: оторвать правый верхний угол, затем нижний левый угол салфетки, затем ребята разворачивают салфетку. В классе нужно попробовать найти одинаковые салфетки. Их нет. Детей необходимо подвести к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но все мы должны жить в мире и согласии, не унижая честь и достоинство окружающих нас людей.

Упражнение – «Мой идеальный класс»

Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса. В коллективе очень важно, чтобы был благоприятный микроклимат, доброжелательные отношения между одноклассниками. Вы знаете, что в школу необходимо ходить, чтобы получать знания, а также вы здесь много общаетесь. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, некоторым не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый в ней чувствовал себя хорошо. Сейчас я предлагаю вам подумать и назвать те черты, благодаря которым в группе всем будет хорошо и комфортно. Обратите внимание на доску, к ней у нас прикреплен ватман. На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей. Сейчас мы с вами подпишем каждый радиус с внешней стороны круга качествами, которые мы определили, как необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе. В числе названных могут быть следующие качества: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. (Каждый радиус окружности психолог делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается то количество баллов, которыми оценивается каждая черта). Далее психолог называет качество, и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина» Чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому. Проводим рефлексию. Всем с учащимися решаем: как улучшить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Психолог должен подвести учащихся к тому, что оставаясь самим собой, каждый должен работать над своими недостатками. «Мы не можем изменить группу, не изменяя себя».

Упражнение – «Несуществующее животное»

Учащиеся делятся на две команды. Каждой команде предлагается совместными усилиями нарисовать рисунок «Несуществующего животного», рисунок нужно рисовать с помощью акварельных красок и пальцев. Каждый участник должен внести свой вклад в рисунок. После этого команды дают название своим несуществующим животным, обсуждают вместе, где это животное может жить, чем питается, какие у него есть особенности. Затем происходит презентация рисунков. Рефлексия (Что чувствовали во время выполнения упражнения? Возникли ли какие-нибудь сложности? Что понравилось в выполнении данного упражнения?).

Упражнение «Нарисуй дом»

Данное упражнение проводится в группах, разбиваются путем жеребьевки. Каждой группе соответствует цвет.

Смысл упражнения: демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развития экспрессии и навыков невербального общения, развития сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими , и решать поставленные задачи. Необычные условия, в которые попадают участники ,включают заинтересованность, заставляют находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения поставленной цели.

- Сейчас вам предстоит выполнить очень сложное, но интересное задание. На ваших столах в каждой группе лежит ватман и фломастеры. Ваша задача- нарисовать дом мечты. В процессе работы разговарить нельзя. Понять вы должны друг друга с помощью жестов.
Каждому члену команды дается задание. Например 1-нарисовать крышу ,2-окнана2 этаже,3- 2этаж и т.д.. Каждый рисует свою часть, лишнее рисовать нельзя.
После выполнения провести обсуждение в кругу. Каждая группа рассказывает, что помогало или мешало выполнению задания.

Упражнение – «Пожелания».

Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.

Рефлексия занятия-тренинга.

– Кому, что понравилось, что не понравилось в работе тренинга?

– Какие выводы сделали для себя? (Высказывания каждого участник).

Ритуал прощания «Подсолнух».

Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой тренинг «Развитие сплоченности классного коллектива с использованием арт-терапевтических техник»

Цель тренинга: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта....

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей» .

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.Форма: трени...

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива...

Тренинг на сплочение классного коллектива

Данный материал окажет помощь классному руководителю в проведении работы по сплочению класса...

«Мы вместе!» (Занятие, направленное на сплочение классного коллектива-10 класс)

Цель: знакомство, создание эмоционально благоприятной обстановки в классе.Материалы: бэйджики, листы и ручки  для  упражнения «Интервью», веревка.1.Вступительная часть ...

Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива "Класс глазами каждого"

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Задачи:Создать благоприятный психологический климат в классе;Преодолеть барьеры в межлич...