Главные вкладки

    Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей» .
    классный час (6, 7 класс) по теме

    Грищенко Инна Сергеевна

    Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»

    Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.
    Форма: тренинг; диалог-практикум.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klassnyy_chas_v_vesennie_kanikuly.docx23.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»

    Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.
    Форма: тренинг; диалог-практикум.

    1.Упражнение на знакомство.
    Упражнение "Рисунок моего Я"(15 мин.)
    Цель: Познакомиться с учениками, настроить каждого на работу в группе, вызвать ощущение доверия.
    Материалы: листочки бумаги и фломастеры.
    Процедура выполнения: Участникам дается задание нарисовать рисунок, символизирующий их индивидуальность. После чего все листочки сворачиваются так, чтобы не видно было рисунка. После каждый по очереди берет по листочку и анализирует рисунок, пытаясь охарактеризовать автора и угадать его.
    2. Игры на повышение сплоченности группы.
    Цель: гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, повышение сплоченности группы, создания атмосферы доверия и уважения.
    3. «Маленькие зелененькие человечки».
    Инструкция: "Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!" 
    В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение. 
    4. Мост
    Две команды становятся по разные стороны моста (например лавочки). Мост длинной примерно 3-5 метров, шириной – полметра. По команде участники одновременно с двух сторон начинают перебираться на другую сторону моста. Игра не на скорость. Постоянно необходимо напоминать детям о необходимости поддерживать друг друга. Вожатые должны следить за техникой безопасности, страховать детей с двух сторон моста. 
    5. Объелись мёда.

    Участники делятся на пары и садятся на пол напротив друг друга. «Вы ели мёд и взялись за руки, а руки слиплись. Вам нужно встать, не расцепляя рук». Потом мёд ели впятером, всемером, вдесятером, и так далее, всем отрядом. При этом, все участники садятся близко-близко по кругу и также должны встать, не расцепляя рук. 
    6. Скалолаз
    Группа играющих встает на невысокую скамеечку плотно друг к другу, взявшись под локотки. По очереди каждый игрок должен будет пройти по краю скамеечки, держась за стоящих на ней людей, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков. 
    7. «Я желаю тебе завтра…».
    Все стоят в кругу и по очереди желают соседу справа, себе и соседу слева чего-нибудь хорошего на завтрашний день. Это упражнение можно сделать ритуальным и заканчивать им сборы.

    Как расположить к себе людей?»

    Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.
    Форма: диалог-практикум.

    Ход классного часа.

    :

    «Я желаю тебе добра».
    Инструкция: Заранее изготавливаются квадратики из цветной бумаги (3х3 см). Каждый участник берет нужное количество квадратиков. На цветной стороне ученик пишет: «Я желаю тебе добра!». На обратной стороне пишется фамилия того, к кому обращаются. Количество пожеланий может быть разное. Учитель собирает флажки и на следующий день выдает тем, кому они адресованы.

    «Волшебный свиток».
    Дети садятся в круг, а классный руководитель вместе с ними. Каждый готовит длинный свиток – листок бумаги, в нижней части которого отмечает свое имя и фамилию. Лист отдается соседу слева. Тот записывает сверху то, что ему нравится во владельце листка. Затем лист загибает так, чтобы следующий не смог прочитать написанное, и передает лист по кругу. Таким образом, свиток каждого участника попадает к каждому и все отмечают в нем те качества, которые привлекают их в его владельце, каждый раз загибая запись. Наконец, свиток проходит полный круг и возвращается к адресату, который получает полную информацию о том, что в нем ценят окружающие.
    Учителю необходимо предупредить ребят, что записываются только положительные качества одноклассников.

    «Расскажи мне обо мне».
    Один из играющих, по желанию, выходит из комнаты. Все оставшиеся по очереди называют одно, но лучшее, с точки зрения каждого, качество этого человека. Каждое качество записывается, одновременно отмечается, кто его назвал. Тот, кому адресованы эти мнения, должен отгадать, кто о нем это сказал.
    Игра позволяет увидеть, чье мнение особенно значимо для каждого, способствует установлению доброжелательных отношений между детьми.
    Итак, ребята, игры позволили нам настроиться на очень важный и интересный разговор. В общении очень важно научиться располагать к себе людей. Сегодня мы поговорим о том, как стать человеком, общение с которым доставляет людям удовольствие.

    Друзья мои, внушайте людям веру
    И чаще говорите: «Добрый день»
    И следуйте хорошему примеру:
    Продляйте добрым словом жизнь людей.
    В. Боков.
    «Улыбка ничего не стоит, но много дает». Добрый, благожелательный человек умеет поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Вспомните, сколько раз вы сегодня здоровались, улыбались другим людям, а сколько раз назвали по кличке своего одноклассника? Проанализируйте сегодняшний день, скольким людям с вами приятно было общаться, а кому вы испортили настроение? Очень часто мы не задумываемся, а приятно ли с нами общаться, а что думают обо мне окружающие? Конечно, встречаются люди, которые любят заявлять, что им безразлично мнение окружающих, но, скорее всего, они неискренни, они просто не умеют общаться с другими людьми. Но сегодня наш разговор не о них, а о том, как научиться располагать к себе людей, стать приятным в общении человеком, потому что это очень важно в жизни.
    Давайте, пожалуй, начнем с улыбки. Если вы просыпаетесь в плохом расположении духа, и вам, и окружающим от этого несладко. А если вы улыбнулись… Помните, как поется в известной песенке В. Шаинского «Улыбка»: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется…». Конечно, улыбаться можно по-разному. Можно искренне и открыто. А можно притворно. Но фальшивая улыбка только отталкивает собеседника.
    Улыбка важна не только для самого человека, но и для окружающих. Вы можете вспомнить случаи, когда улыбка помогла предотвратить ссору или конфликт?

    Следующий очень важный шаг в умении располагать к себе людей – это приветствие.
    Далее учитель просит ребят вспомнить, как они обращаются друг к другу.
    Выслушивая ответы, он замечает, что далеко не всегда они обращаются к друг другу по имени, а между тем это обращение друг к другу по имени или ко взрослому по имени отчеству – еще один способ расположить к себе человека.
    А теперь ответьте на вопрос: умеете ли вы правильно здороваться? «Здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «добрый день». Такие повседневные слова, а как они важны в общении! Вы наверняка замечали, как в ответ на эти слова ваш собеседник становится добрее, на его улице появляется улыбка, разговор становится приятнее, и вас воспринимают как воспитанного человека? Ведь не зря эти слова еще называют «волшебными». Наверняка, среди ваших знакомых есть ребята и девушки, речь которых совсем не перегружена этими вежливыми словечками, а скорее наоборот, пестрит бранными словами.
    Так, может быть наше общение вполне может обойтись и без них?
    Давайте поразмышляем вместе.
    Самое распространенное приветствие, конечно же, «Здравствуйте!». Мы подтверждаем этим свое знакомство и выражаем желание продолжать его. Нас беспокоит, когда хороший знакомый, проходя мимо, только слегка кивает головой или вовсе не замечает нас. Ведь перестать здороваться означает прервать добрые отношения, прекратить знакомство. И наоборот: здороваясь с человеком, с которым мы раньше не общались, мы выражаем доброжелательное к нему отношение и намерение вступить с ним в деловые отношения. Здороваясь, вы желаете другому человеку здравия, а значит, делать это надо доброжелательно. Тот, кому адресовано приветствие, должен видеть ваше расположение. Ребята должны помнить, что здороваться и прощаться со взрослым человеком они должны первыми. Очень вежливыми и полными достоинства являются приветствия «Мое почтение!», «Доброго здоровья!», но ими пользуются чаще всего пожилые люди. «Здорово!» - мужское приветствие. Оно фамильярно, несколько грубовато и имеет просторечивый характер. Если Вам не хочется выглядеть человеком малообразованным и недостаточно владеющим нормами литературной речи, старайтесь избегать этого приветствия. И уж конечно, его никак нельзя рекомендовать девушкам. В случаях официальных, торжественных, особенно при обращении к большой аудитории, говорят: «Приветствую вас!» или «Позвольте (разрешите) вас приветствовать». Если вы здороваетесь с близким или хорошо знакомым человеком, можно сказать «привет», однако эта форма приветствия недопустима по отношению к старшим или малознакомым людям. Никогда не соединяют разные приветствия вместе: «Приветствую Вас, здорово!» или «Мое почтение, привет!». Это совершенно невозможно, потому что каждая формула приветствия имеет свое собственное употребление, выражает особые отношения, связана с определенной ситуацией. Приветствие обычно сопровождается жестами, рукопожатием, поднятие руки, кивком головы, поклоном. Традиция подачи правой руки для приветствия уходит своими корнями в прошлое. Ее смысл состоял в том, чтобы показать, что в руке нет оружия. Без рукопожатия можно обойтись, но если этот вид приветствия вам нравится, запомните: рукопожатие не должно быть излишне крепким и излишне безжизненным.

    Упражнение «Давайте поздороваемся!»
    Учащимся предлагается произнести «Здравствуйте» с различной интонацией (раздраженно, весело, угрюмо, равнодушно, иронично, вежливо и т.д.). Какой вариант приветствия понравился больше и почему?

    Здравствуйте!
    Поклонившись, мы друг другу сказали,
    Хоть были совсем не знакомы.
    Здравствуйте!
    Что особого тем мы друг другу сказали?
    Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
    Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
    Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
    Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
    А какие приветствия разных народов знаете вы, ребята?
    Вежливый человек должен уметь сказать «до свидания». При этом смотреть нужно в лицо человеку, с которым прощаешься. Надо помнить, что слова приветствия или прощания, сказанные недружелюбным тоном, могут обидеть человека, не стоит также чрезмерно злоупотреблять словами благодарности. Если в разговоре вы бесконечно будете благодарить собеседника за что-либо, это может показаться ему неискренним и не вызовет доверия к вам со стороны собеседника.
    Далее учитель знакомит ребят с памяткой.

    Правила знакомства и приветствия.
    1.Младших ребят в семье, на улице, в общественных местам другим людям представляют взрослые.
    2.Когда с кем-то знакомят, надо обязательно смотреть собеседнику в лицо, при этом желательно улыбаться.
    3.При знакомстве обычно подают руку. Первым подает руку человек, которому представили другого. Рукопожатие должно быть коротким, не излишне крепким и не безжизненным.
    4.Женщина, вне зависимости от возраста (в том числе девочка, девушка), не представляется мужчине (юноше, мальчику) первой.
    5.При знакомстве четко называют имя, если есть необходимость фамилию и отчество.
    6.В обществе, театре, в гостях знакомит всех друг с другом хозяйка (хозяин) дома или организатор мероприятия.
    7.Обращение на «ты» недопустимо в общении со взрослыми людьми.

    Задание «Собери фразу» (выполняется в группах).
    Учащиеся получают комплект карточек с частями фразы. Необходимо восстановить авторское высказывание, реконструировать его по смыслу. Затем группа обсуждает справедливость фразы и выбирает участника для выступления от группы.
    «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Сервантес.
    «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» И. Гете.
    «Вежливость порождает вежливость». Э. Роттердамский.
    «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». (Золотое правило нравственности)«Быть грубым – значит забывать собственное достоинство». (Н. Г. Чернышевский)
    «Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека – искусство и наука. Обе эти силы соединены в книге». (М. Горький.)
    «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое пожелание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: что не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо». (В. А. Сухомлинский.) 
    В заключительной части классного часа учитель познакомит ребят с Правилами общения, которые помогут им научиться располагать к себе других людей, быть приятным собеседником.
    1.В беседе старайтесь не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника.
    2.Не унижайте других, не задевайте чувств своего собеседника, не старайтесь его «подколоть», обидеть, возвыситься за его счет.
    3.Не сплетничайте. Неприлично говорить об отсутствующих плохо.
    4.Следите за своей речью. Не следует разговаривать слишком громко, привлекая к себе внимание окружающих, но и слишком тихо говорить также не стоит, так как собеседник вынужден будет изо всех сил напрягать свой слух, чтобы вас понять.
    5.Если вы чего-то недопоняли или не расслышали, попросите повторить: «Извините, я не расслышал».
    6.Очень невежливо отвечать вопросом на вопрос.
    7.Если к двум собеседникам присоединился третий, подыщите тему, которая будет интересна всем троим.
    8.В споре не стремитесь быть правым, не демонстрируйте свою обиду, если Ваша точка зрения не принята всеми. Примите к сведению аргументы других. Это не значит, что вы должны отказаться от своего мнения, но форма несогласия должна быть корректной.
    9.Не засоряйте свою речь бранными словами. Помните, что, употребляя нецензурные выражения, вы не только вызываете брезгливость окружающих, но и совершаете правонарушение.

    Рефлексия: сегодня я узнал и понял, что…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Групповой тренинг «Развитие сплоченности классного коллектива с использованием арт-терапевтических техник»

    Цель тренинга: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта....

    Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива

    Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива...

    Классный час "Взаимоуважение – основа сплоченности классного коллектива"

    Классный час "Взаимоуважение – основа сплоченности классного коллектива"...

    Занятие тренинг на сплочение классного коллектива «Мы разные, но вместе мы едины»

    Сплочение классного коллектива;Создание благоприятного психологического климата;Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков....

    Тренинг на сплочение классного коллектива

    Данный материал окажет помощь классному руководителю в проведении работы по сплочению класса...