Новогодний тренинг для педагогов «Позитивное мышление»
методическая разработка по психологии

Цель: повышение сплочения коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

- формировать навыки позитивного, созидательного общения;

- повысить взаимопонимание между педагогами;

- развитие умения работать в команде;

- поиск личных ресурсов;

- установка на качественный отдых.

 

Ход тренинга:

Здравствуйте, коллеги! У нас сегодня новогодний тренинг. Предлагаю его начать с упражнения «Знакомство».

Упражнение №1. «Знакомство».

Участники сидят в кругу, по очереди тянут снежинки и рассказывают о своем имени.

  • Как меня обычно называют лучшие друзья?
  • Как я предпочитаю, чтобы меня называли коллеги?
  • Кто выбрал мне имя?
  • Носит ли это имя кто-то еще из моих родственников?
  • Что означает мое имя?
  • Хотел(а) бы я, чтобы меня звали иначе?
  • Были ли какие-то смешные случаи, связанные с вашим именем?
  • Кого из именитых тезок я бы вспомнил(а)?
  • С каким цветом ассоциируется у меня мое имя?
  • Как ласково вас называют родственники?
  • Назовите три характеристики себя, на первую букву вашего имени?
  • Хотел(а) бы я, чтобы меня звали иначе?

 

 

 

Упражнение №2. «Разминка».

Любая плодотворная работа начинается с разминки. Предлагаю выполнить следующее простое упражнение «Сосчитай до 100». Мы по кругу будем считать, но есть небольшой нюанс, цифры «3» и «8» мы будем замещать выражением «С новым годом».

Упражнение №3. «Календарь праздников».

Последние дни уходящего года у многих ассоциируются с волшебством. Да, предпраздничная атмосфера и сам праздник заряжает нас энергией. Праздники существуют с древних времен. Причем нельзя сказать, что их «придумала» какая-то конкретная власть или религия. Напротив, очень забавно наблюдать, как следующая историческая традиция переиначивает праздники предков под свои нужды. Так языческий Самайн сохранил некоторые черты под маской католического кануна Дня всех святых или Хэллоуина. И православие не имеет ничего против отмечания языческого праздника начала весны со сжиганием соломенного идола – а именно, Масленицы. Особенно успешно в переквалификации праздников справилась советская власть. Так Рождество было заменено Новым годом, Пасха с кресным ходом Днем труда 1 мая с митингами и демонстрациями.

Но, так или иначе, любая власть понимает, что людям нужны праздники. В первую очередь праздники нам нужны для снятия трудового напряжения. Нехватка дней отдыха и праздников может привести к хронической усталости и профессиональному выгоранию.

Вторая причина – психологическая. Праздники не похожи на нашу обычную жизнь, они позволяют вырваться из рутины, делать что-то новое, необычное. И многим именно мысли о предстоящем торжестве помогают выдержать каждодневную рутинную работу. Легче выдержать нагрузку, зная, что впереди нас ждет какое-то радостное событие.

Еще одна причина, скажем так, общественная. Практически любой праздник дает нам возможность почувствовать себя не одинокими, а частью большой общности людей. Религиозные праздники объединяют верующих, государственные – соотечественников. Например, когда все в едином порыве считают секунды до Нового года, одновременно загадывают желания и чокаются бокалами. Семейные праздники объединяют поколения, напоминают нам о том, что нужно больше времени проводить с родными.

Хорошего, в нашей жизни должно быть много!

Предлагаю вам разделиться на три группы (учителя тянут жребий, чтобы распределиться по командам).

Каждой команде нужно придумать свой календарь праздников. Главное условие – праздники не должны повторяться и они должны быть позитивные.

После выполнения упражнения, команды презентуют свои календари.

Вот сколько у нас теперь появилось праздников! Не забываем себя радовать и отмечать каждый из них!

Упражнение №4. «Творческая лень».

Не секрет, что работа в системе «человек-человек» требует большой эмоциональной отдачи, что может со временем приводить к эмоциональному истощению. Эмоциональное истощение – равнодушие ко всему рабочему процессу. Человек чувствует себя опустошенным, приглушенность собственных эмоций создает ощущение вакуумного пространства. Профессиональные обязанности выполняются чисто формально.

Эмоциональное (профессиональное) выгорание связано с работой в «помогающей» сфере. Педагоги, врачи, психологи, полицейские – те люди, которые находятся в зоне риска. 

Остановимся на профессии учителя. В современном мире сохранение психического здоровья педагога – насущная проблема. Дело в том, что требования к учителям с каждым годом меняются и возрастают. Сейчас педагог это не только хороший специалист, который понимает своих учеников, но и человек, искусно контактирующий с родителями и обладающий компьютерной компетентностью. Учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и  думать о рейтинге школы.

Помимо всего прочего, учитель должен производить впечатление уверенного в себе и своих силах человека, который не стоит на месте, а постоянно повышает свой профессиональный уровень и поднимается по карьерной лестнице. И вот на поддержание данного образа нужны какие-никакие внутренние ресурсы.

Но где найти неисчерпаемый источник энергии и как избежать полного истощения душевных сил?

Естественно, что у каждого человека есть свои рецепты. Сегодня я хочу вас познакомить с универсальным рецептом, который подойдет всем.

          Предлагаю вам восполнять свои эмоциональные затраты с помощью лени, но не просто обычной лени, а творческой лени. Творческая лень – защитная реакция организма, с помощью которой он пытается выкроить время для творчества.

Тема отдыха и мотивации неразрывно связана с темой лени.

Часто лень представляет собой нормальную защитную реакцию организма на внешние воздействия окружающего мира. Причинами возникновения лени могут служить:

- состояние переутомления, физическая, психологическая, эмоциональная истощенность, возникающие как результат сильного стресса, перенапряжения сил. Когда внутренние резервные силы организма израсходованы, необходима «перезагрузка» организма;

- следование «навязанным» целям. Когда мы тратим свои силы на достижение целей, которые не являются нашими «родными», мы растрачиваем свой потенциал. Возникает несоответствие нашего «хочу» нашему «должен». Это вызывает состояние внутреннего напряжения, неудовлетворенности достигнутым результатом, разочарование как следствие – истощение сил организма;

- интуитивное ощущение ненужности выполняемой в данный момент задачи. Работа «через силу» или через «не могу» приводит к экстренной мобилизации всех внутренних сил, размер которых ограничен и исчерпаем;

- часто желание полениться служит сигналом нашего подсознания, что лишняя суета, мелкие текущие мысли переполняют нашу душу, мешая вырасти чему-то действительно важному, родиться действительно новому нетривиальному решению. Часто именно такое состояние предшествует творческим озарениям, рождению новых идей, нахождению сильных креативных решений.

Используя определенные правила, мы можем сделать наше желание полениться своеобразным средством самомотивации и применить его для решения сложных, нестандартных задач. В этом случае мы говорим уже о так называемой творческой лени.

Эффективная работа иногда может сменяться так называемой творческой ленью, которая только подталкивает человека к новым, нестандартным решениям накопившимся проблем. Как же отличить творческую лень от нетворческой?

Творческая лень характеризуется тем, что вы сознательно позволяете себе лениться, специально выделяете для этого время и получаете наслаждение  от данного процесса. Нетворческая лень является лишь признаком отсутствия самоконтроля.

Творческая лень, как уже отмечалось, доставляет человеку радость, удовольствие, тогда как нетворческая – лишь вызывает угрызение совести за бесцельно растраченные минуты – часы – дни.

Творческая лень всегда приводит к появлению новых, интересных решений, а потому не противоречит работе, а органично дополняет ее. Нетворческая лень не сочетаема с работой, ее итог – упущенное время.

Правила творческой лени

  1. Соблюдение принципа чистоты лени. Если уже принимаем решение полениться, то лениться нужно на все 100% не пытаясь в это время продолжать решать задачи, думать о проблемах, обсуждать варианты решения. Нужно полностью переключиться на отвлеченные темы. Чистая лень – это чистое и полное ощущение бытия, гармонии с миром и Вселенной, время побыть в полном согласии с природой и ощутить всю полноту и неисчерпаемость мироздания. Состояние полной внутренней гармонии мира с самим собой, отсутствие внутренних противоречий и конфликтов.
  2. Решение полениться принимается сознательно. Сказать себе: «Хочу лениться и буду лениться». Здесь не должно быть никаких угрызений совести, сомнений, колебаний.

Известно, что полушария мозга работают с поступающей информацией по-разному. Левое – логически и аналитически, правое – интуитивно и целостно. В обычных ситуациях, как правило, доминирует аналитическое мышление. Оно хорошо для решения известных и предсказуемых задач, но его не достаточно для поиска оригинальных идей и правильных решений. Так как наша профессия часто требует нестандартного подхода, то творческая лень каждому педагогу ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМА.

Предлагаю вам сейчас заняться творческой ленью. Будем творить.

Упражнение №4. «Новогодний подарок».

Давайте предадимся творческой лени. Сейчас вам нужно будет изготовить очень красивую новогоднюю открытку. Для облегчения задания вы можете воспользоваться трафаретами.

Группа выполняет задание.

«Кто летал когда либо самолетом, наверняка помнит правила пользования кислородной маской в случае поломки самолета. Сначала надеть маску себе, а затем - ребенку. Такая последовательность дана не случайно: если вы не спасете себя, возможно уже будет некому спасать других. Так и нашей работе: необходимо заботиться не только о своих подопечных, но и о себе. Предлагаю вам сейчас подарить эту открытку себе любимой. Но предварительно подумать и ответить на три вопроса.

Что в новом году вам хотелось?

Что в новом году вы обязательно сделаете?

Какие 3 главные цели у вас на грядущий год?

Эти открытки никому не нужно будет озвучивать, они останутся у вас. Как напоминание о том, что никогда не нужно забывать о себе!

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_1.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Новогодний тренинг для педагогов

«Позитивное мышление»

Цель: повышение сплочения коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

- формировать навыки позитивного, созидательного общения;

- повысить взаимопонимание между педагогами;

- развитие умения работать в команде;

- поиск личных ресурсов;

- установка на качественный отдых.

Ход тренинга:

Здравствуйте, коллеги! У нас сегодня новогодний тренинг. Предлагаю его начать с упражнения «Знакомство».

Упражнение №1. «Знакомство».

Участники сидят в кругу, по очереди тянут снежинки и рассказывают о своем имени.

  • Как меня обычно называют лучшие друзья?
  • Как я предпочитаю, чтобы меня называли коллеги?
  • Кто выбрал мне имя?
  • Носит ли это имя кто-то еще из моих родственников?
  • Что означает мое имя?
  • Хотел(а) бы я, чтобы меня звали иначе?
  • Были ли какие-то смешные случаи, связанные с вашим именем?
  • Кого из именитых тезок я бы вспомнил(а)?
  • С каким цветом ассоциируется у меня мое имя?
  • Как ласково вас называют родственники?
  • Назовите три характеристики себя, на первую букву вашего имени?
  • Хотел(а) бы я, чтобы меня звали иначе?

Упражнение №2. «Разминка».

Любая плодотворная работа начинается с разминки. Предлагаю выполнить следующее простое упражнение «Сосчитай до 100». Мы по кругу будем считать, но есть небольшой нюанс, цифры «3» и «8» мы будем замещать выражением «С новым годом».

Упражнение №3. «Календарь праздников».

Последние дни уходящего года у многих ассоциируются с волшебством. Да, предпраздничная атмосфера и сам праздник заряжает нас энергией. Праздники существуют с древних времен. Причем нельзя сказать, что их «придумала» какая-то конкретная власть или религия. Напротив, очень забавно наблюдать, как следующая историческая традиция переиначивает праздники предков под свои нужды. Так языческий Самайн сохранил некоторые черты под маской католического кануна Дня всех святых или Хэллоуина. И православие не имеет ничего против отмечания языческого праздника начала весны со сжиганием соломенного идола – а именно, Масленицы. Особенно успешно в переквалификации праздников справилась советская власть. Так Рождество было заменено Новым годом, Пасха с кресным ходом Днем труда 1 мая с митингами и демонстрациями.

Но, так или иначе, любая власть понимает, что людям нужны праздники. В первую очередь праздники нам нужны для снятия трудового напряжения. Нехватка дней отдыха и праздников может привести к хронической усталости и профессиональному выгоранию.

Вторая причина – психологическая. Праздники не похожи на нашу обычную жизнь, они позволяют вырваться из рутины, делать что-то новое, необычное. И многим именно мысли о предстоящем торжестве помогают выдержать каждодневную рутинную работу. Легче выдержать нагрузку, зная, что впереди нас ждет какое-то радостное событие.

Еще одна причина, скажем так, общественная. Практически любой праздник дает нам возможность почувствовать себя не одинокими, а частью большой общности людей. Религиозные праздники объединяют верующих, государственные – соотечественников. Например, когда все в едином порыве считают секунды до Нового года, одновременно загадывают желания и чокаются бокалами. Семейные праздники объединяют поколения, напоминают нам о том, что нужно больше времени проводить с родными.

Хорошего, в нашей жизни должно быть много!

Предлагаю вам разделиться на три группы (учителя тянут жребий, чтобы распределиться по командам).

Каждой команде нужно придумать свой календарь праздников. Главное условие – праздники не должны повторяться и они должны быть позитивные.

После выполнения упражнения, команды презентуют свои календари.

Вот сколько у нас теперь появилось праздников! Не забываем себя радовать и отмечать каждый из них!

Упражнение №4. «Творческая лень».

Не секрет, что работа в системе «человек-человек» требует большой эмоциональной отдачи, что может со временем приводить к эмоциональному истощению. Эмоциональное истощение – равнодушие ко всему рабочему процессу. Человек чувствует себя опустошенным, приглушенность собственных эмоций создает ощущение вакуумного пространства. Профессиональные обязанности выполняются чисто формально.

Эмоциональное (профессиональное) выгорание связано с работой в «помогающей» сфере. Педагоги, врачи, психологи, полицейские – те люди, которые находятся в зоне риска. 

Остановимся на профессии учителя. В современном мире сохранение психического здоровья педагога – насущная проблема. Дело в том, что требования к учителям с каждым годом меняются и возрастают. Сейчас педагог это не только хороший специалист, который понимает своих учеников, но и человек, искусно контактирующий с родителями и обладающий компьютерной компетентностью. Учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и  думать о рейтинге школы.

Помимо всего прочего, учитель должен производить впечатление уверенного в себе и своих силах человека, который не стоит на месте, а постоянно повышает свой профессиональный уровень и поднимается по карьерной лестнице. И вот на поддержание данного образа нужны какие-никакие внутренние ресурсы.

Но где найти неисчерпаемый источник энергии и как избежать полного истощения душевных сил?

Естественно, что у каждого человека есть свои рецепты. Сегодня я хочу вас познакомить с универсальным рецептом, который подойдет всем.

        Предлагаю вам восполнять свои эмоциональные затраты с помощью лени, но не просто обычной лени, а творческой лени. Творческая лень – защитная реакция организма, с помощью которой он пытается выкроить время для творчества.

Тема отдыха и мотивации неразрывно связана с темой лени.

Часто лень представляет собой нормальную защитную реакцию организма на внешние воздействия окружающего мира. Причинами возникновения лени могут служить:

- состояние переутомления, физическая, психологическая, эмоциональная истощенность, возникающие как результат сильного стресса, перенапряжения сил. Когда внутренние резервные силы организма израсходованы, необходима «перезагрузка» организма;

- следование «навязанным» целям. Когда мы тратим свои силы на достижение целей, которые не являются нашими «родными», мы растрачиваем свой потенциал. Возникает несоответствие нашего «хочу» нашему «должен». Это вызывает состояние внутреннего напряжения, неудовлетворенности достигнутым результатом, разочарование как следствие – истощение сил организма;

- интуитивное ощущение ненужности выполняемой в данный момент задачи. Работа «через силу» или через «не могу» приводит к экстренной мобилизации всех внутренних сил, размер которых ограничен и исчерпаем;

- часто желание полениться служит сигналом нашего подсознания, что лишняя суета, мелкие текущие мысли переполняют нашу душу, мешая вырасти чему-то действительно важному, родиться действительно новому нетривиальному решению. Часто именно такое состояние предшествует творческим озарениям, рождению новых идей, нахождению сильных креативных решений.

Используя определенные правила, мы можем сделать наше желание полениться своеобразным средством самомотивации и применить его для решения сложных, нестандартных задач. В этом случае мы говорим уже о так называемой творческой лени.

Эффективная работа иногда может сменяться так называемой творческой ленью, которая только подталкивает человека к новым, нестандартным решениям накопившимся проблем. Как же отличить творческую лень от нетворческой?

Творческая лень характеризуется тем, что вы сознательно позволяете себе лениться, специально выделяете для этого время и получаете наслаждение  от данного процесса. Нетворческая лень является лишь признаком отсутствия самоконтроля.

Творческая лень, как уже отмечалось, доставляет человеку радость, удовольствие, тогда как нетворческая – лишь вызывает угрызение совести за бесцельно растраченные минуты – часы – дни.

Творческая лень всегда приводит к появлению новых, интересных решений, а потому не противоречит работе, а органично дополняет ее. Нетворческая лень не сочетаема с работой, ее итог – упущенное время.

Правила творческой лени

  1. Соблюдение принципа чистоты лени. Если уже принимаем решение полениться, то лениться нужно на все 100% не пытаясь в это время продолжать решать задачи, думать о проблемах, обсуждать варианты решения. Нужно полностью переключиться на отвлеченные темы. Чистая лень – это чистое и полное ощущение бытия, гармонии с миром и Вселенной, время побыть в полном согласии с природой и ощутить всю полноту и неисчерпаемость мироздания. Состояние полной внутренней гармонии мира с самим собой, отсутствие внутренних противоречий и конфликтов.
  2. Решение полениться принимается сознательно. Сказать себе: «Хочу лениться и буду лениться». Здесь не должно быть никаких угрызений совести, сомнений, колебаний.

Известно, что полушария мозга работают с поступающей информацией по-разному. Левое – логически и аналитически, правое – интуитивно и целостно. В обычных ситуациях, как правило, доминирует аналитическое мышление. Оно хорошо для решения известных и предсказуемых задач, но его не достаточно для поиска оригинальных идей и правильных решений. Так как наша профессия часто требует нестандартного подхода, то творческая лень каждому педагогу ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМА.

Предлагаю вам сейчас заняться творческой ленью. Будем творить.

Упражнение №4. «Новогодний подарок».

Давайте предадимся творческой лени. Сейчас вам нужно будет изготовить очень красивую новогоднюю открытку. Для облегчения задания вы можете воспользоваться трафаретами.

Группа выполняет задание.

«Кто летал когда либо самолетом, наверняка помнит правила пользования кислородной маской в случае поломки самолета. Сначала надеть маску себе, а затем - ребенку. Такая последовательность дана не случайно: если вы не спасете себя, возможно уже будет некому спасать других. Так и нашей работе: необходимо заботиться не только о своих подопечных, но и о себе. Предлагаю вам сейчас подарить эту открытку себе любимой. Но предварительно подумать и ответить на три вопроса.

Что в новом году вам хотелось?

Что в новом году вы обязательно сделаете?

Какие 3 главные цели у вас на грядущий год?

Эти открытки никому не нужно будет озвучивать, они останутся у вас. Как напоминание о том, что никогда не нужно забывать о себе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" У начинающего психолога много пробл...

Тренинг на развитие позитивных эмоций для уч-ся 11-х классов

Набор упражнений направленных на развитие позитивных эмоций....

Тренинг для педагогов «Посмотри на мир позитивно»

Тренинг для педагогов  «Посмотри на мир позитивно»...

"Позитивное мышление." Тренинговое занятие для педагогов, родителей или старшеклассников.

"Позитивное мышление." Тренинговое занятие для педагогов, родителей или старшеклассников. Материала о позитивном мышлении на страницах интернета очень много. Каждый психолог разрабатывая эту тему дела...

Психологический тренинг для педагогов "Мастерская новогоднего настроения"

Новый год — это не просто время чудес, это уникальный период, который случается раз в году, когда все становятся волшебниками. Перед Новым годом каждый пребывает в состоянии готовности к чуду и ...

Психологический тренинг для педагогов "Новогодние чудеса"

Декабрь – это самый ожидаемый, нарядный, белоснежный, мандариновый и карамельно-тягучий месяц, в котором пахнет хвойными ветками и имбирными пряниками.Но при этом, декабрь выпадае...