Тренинг на развитие позитивных эмоций для уч-ся 11-х классов
материал по психологии (11 класс) по теме

Вансович Виктория Андреевна

Набор упражнений направленных на развитие позитивных эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_na_razvitie_pozitivnykh_ehmocij.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг на развитие позитивных эмоций для уч-ся 11-х классов

Упражнение «Зеркало»

Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого — в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.

В ходе игры участники, работающие за «отражение», довольно быстро научаются чувствовать тело партнера, и схватывают логику его движений. От раза к разу следить за «оригиналом» и копировать его движения становится все легче, и все чаще возникают ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки дви1 ательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но..роли «отражения» и «оригинала», ведомого и лидера, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.

Это упражнение — очень хорошее средство развития психологического контакта. Наблюдая за ходом его выполнения, тренер может выявить «естественного» лидера в каждой паре. Трудности в достижении двигательного согласия нередко бывают связаны с наличием напряженных отношений между партнерами.

Накануне ответственных соревнований каждый спортсмен и каждый тренер готовятся не к борьбе с соперником вообще, а к поединку с вполне определенным человеком. И они стремятся узнать как можно больше о своем будущем конкуренте, его сильных и слабых сторонах, его технических, тактических и психологических особенностях. Но в острых ситуациях единоборства, где все решают мгновения, нет времени для воспоминаний и сопоставлений и бесполезно пытаться «вычислить» наиболее вероятный ход противника на основе собранных сведений о нем. Поэтому спортсмену важно не только заранее узнать что-то о своем сопернике, но и заранее прочувствовать его: прочувствовать спортивный стиль, характер, понять как человека. Владимир Леви в своей популярной книге «Искусство быть другим» приводит высказывание одного выдающегося шахматиста: «Чтобы победить сильного соперника... я должен его изучить. А чтобы изучить, я должен в него влюбиться. Да, влюбиться и в стиль игры, и в характер, то есть и как в человека»'. Итак,

В. Л. Леви. Искусство быть другим.—М.: Знание, 1980, с. 59.

Упражнение «На страже»

Группа разбивается на две подгруппы так, чтобы в одной было на одного человека меньше, чем в другой. Меньшая подгруппа рассаживается в круг, оставив одно кресло в кругу свободным.   Большая  подгруппа — «стража» — располагается^ за кругом: каждый участник стоит сзади одного из кресел и держит руки на его спинке. Участник, стоящий за пустым креслом, пытается переманить в него кого-нибудь из сидящих в кругу. Для этого он подает своему избраннику какой-нибудь сигнал: кивок, движение рукой, подмигивание, выразительный взгляд и прочее. Уловив этот сигнал, сидящий в кругу участник должен вскочить со своего кресла и пересесть на свободное. Каждый из стоящих за кругом «стражников» старается не упустить сидящего перед ним игрока. Участник считается задержанным, если «стражник» успел положить руки ему на плечи прежде, чем тот вскочил с кресла.

Игра требует большого напряжения внимания, особенно от участников, осуществляющих роль «стражи». В принципе «стражник» с хорошей реакцией мог бы следить только за своим подопечным. Для того чтобы сориентировать игру на развитие общения, а не быстроты реакции, ведущий может запретить «стражникам» смотреть на тех, кого они охраняют (каждый «стражник» может наблюдать за игроками, но только не за своим подопечным). В таком режиме игры задача переманивающего — подать сигнал так, чтобы он был воспринят адресатом, но остался бы незамеченным для его «стражника». Задача сидящих в кругу—чутко улавливать посланные им сигналы, а задача «стражников»—перехватывать сигналы, адресованные их подопечным.

Более подробно об игровом общении см: Ю. Л. Ханин. Психология общения в спорте. —М.: ФиС, 1980.

 Упражнение  «Свеча»

Участники рассаживаются на стульях или в "креслах так, чтобы образовать круг. В центре его на подставке устанавливается свеча; ее пламя должно находиться на уровне глаз. Желательно, чтобы в помещении был полумрак (яркое освещение делает пламя невидимым, а полная темнота—слишком ярким). Спортсмены удобно располагаются и расслабляются с закрытыми глазами. По команде «Начали!» они открывают глаза и начинают пристально, но расслабленно созерцать свечу, полностью сосредоточившись на этом. Время работы —1—5 минут.

Во время обсуждения особое внимание следует обратить на то, что при правильном исполнении упражнения не должно возникать никаких неприятных ощущений в глазах. Резь, слезливость, напряжение и жжение — верные признаки технических ошибок. Для их устранения перед началом упражнения предлагается хорошенько расслабить мышцы глаз, век и лба. При этом можно использовать простой прием: представить себя спокойно созерцающим облака или корабль на горизонте. Ненапряженная фиксация взгляда на удаленных объектах расслабляет глазные мышцы. На протяжении всего упражнения необходимо поддерживать расслабление. Веки должны быть полуприкрыты, взгляд— «сонным». Если эти условия соблюдены, упражнение не вызывет никаких неприятных ощущений.

Обычно участники самостоятельно и быстро находят какие-то свои способы ненапряженного смотрения на свечу. Если же напряжение глаз сохраняется даже после многократных объяснений ведущего, то спортсмену следует отказаться от исполнения «Свечи». Возможной заменой будет сосредоточенное представление свечи с закрытыми глазами.

Упражнение «Свеча» по возникающим переживаниям во многом похоже на предыдущее. Слишком монотонная информация—тиканье часов или пламя свечи—довольно быстро вызывает снижение уровня бодрствования, расшатывает обычный психический режим. Существенным отличием является то, что в «Свече» все изменения наглядны:

отвлекся—глаза сползли в сторону, задремал—закрылись веки.

По мере возрастания сосредоточенной успокоенности движения глаз становятся все более плавными, мягкими, почти незаметными. Первым признаком начинающегося засыпания будет такое изменение координации восприятия и движений, при котором изображение свечи начинает «плыть», совершая медленные дрейфы в различных направлениях. Нарастание сонливости может выражаться в отяжелении век и непреодолимом желании закрыть глаза. Если не поддаться в этот момент искушению, но в то же время не слишком энергично «выдергивать» себя в обычное бодрствование, то возникает своеобразное и очень приятное состояние. Задание становится легким и простым: смотреть на свечу не составляет труда, глаза без всяких усилий в неподвижности останавливаются на ней, посторонние мысли исчезают. Видение свечи становится необычайно отчетливым, ярким, живым. Достигается какая-то особенная ясность сознания.

Несмотря на то что большинство участников группы довольно быстро достигает описанных здесь переживаний, ведущий не должен форсировать события, заранее описывая возможные исходы опыта. Терпеливый, неспешный анализ всех описаний более полезен, чем навязывание представлений ведущего. Эта тактика опирается не только на педагогические соображения, но и на психотехническую закономерность: желание достичь определенного состояния в большинстве случаев становится непреодолимым препятствием для его достижения.

Упражнения «В гостях у Морфея» и «Свеча» имеют три назначения. Во-первых, они могут быть использованы в качестве самостоятельных техник глубокого психического отдыха. При правильном их исполнении возникает особое состояние, которое, как показали специальные исследования, оказывает глубокое благотворное влияние на физиологию и психику спортсмена. Более подробно это влияние будет обсуждаться в связи с упражнением «Декада». Во-вторых, эти упражнения обогащают опыт самонаблюдения спортсмена.

Даже после небольшого числа повторений — а в большинстве случаев с первого раза—участники сталкиваются с яркими, необычными переживаниями. Даже если кто-то и прежде был знаком с возникающими ощущениями (во время засыпания или в других ситуациях), возможность их открытого обсуждения с другими людьми многое меняет. Человек перестает воспринимать свои ощущения как «странность» или «выверт», начинает относиться к ним как к нормальному, закономерному явлению психики. В третьих, работа с психикой в этих играх не ограничивается простой инструкцией ведущего «слушать» или «смотреть». Так же как и в опыте «Шарик и гиря», перед спортсменом стоит  задача найти свое решение внутренне противоречивой задачи, найти свой способ обращения с психикой.

Вообще говоря, существует много упражнений, которые могут приводить к изменению состояния сознания. В их число входят аутогенная тренировка, различные техники самогипноза и самовнушений. Но кроме этих техник, основанных на переключении восприятия с внешних объектов на внутренние представления и на ограничении двигательной активности, известны и такие методики, при которых человек сохраняет и активную ориентировку в окружающей действительности, и участие во внешних взаимодействиях. Танцы, сценическое действие и даже поединок при определенной установке могут приводить к изменению состояния сознания. Более того, есть основания утверждать, что любая работа при достаточно глубоком в нее погружении должна приводить к такой перестройке режима функционирования психики, которая в наибольшей степени соответствует избранной деятельности. Эта идея обсуждалась в разделе «За гранью усилий» главы III. Упражнения «Лентяй и труженик» (№ 8), «Дыхание» (№ 9) и «Инфракрасные лучи» (№ 10) могут послужить хорошим вводным материалом для изучения измененных состояний психики. В свою очередь, упражнения «В гостях у Морфея» и «Свеча» могут быть рассмотрены при определенной переформулировке задания как тренинг внимания.

Путь в измененные состояния сознания лежит не только через предельное сосредоточение. Минуты творческих озарений, душевного подъема, раскрытия чувств могут наступать и при других обстоятельствах. Кому не известна особая приподнятость, возникающая вслед за проникновением в замысел художника? Обостренное, живое восприятие природы, когда ручей, дерево и туча кажутся одушевленными существами? Потеря границ своей личности во время задушевной беседы? Эти взлеты души происходят безо всякого сужения внимания. Они случаются благодаря особой, более тонкой, настройке наших чувств, ослаблению сознательного контроля, потере определенности намерений. Этот факт послужил толчком для создания особых техник изменения состояний, опирающихся не на концентрацию внимания, а на ослабление активности и переориентацию восприятия.

Литература.

Цзен, Н.В. Пахомов Ю.В  Психотренинг: игры и упражнения, М.: ФиС, 1988 Глава II КАК ОРГАНИЗОВАТЬ И ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЯ

Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. — Л.-М.: Искусство, 1967.

Леви В. Л. Искусство быть собой. — М.: Знание, 1973.

Рыженков П. Е., Левина М. Н. В поисках собственного Я. — Новосибирск: Кн. издательство, 1986.

Волкова О. А. Программа социально-психологических тренингов коррекции и развития коммуникативных навыков подростков 2004.

Семёнова Е.М. Трениег эмоц.устойч. педагога. Учебное пособ.-224с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" У начинающего психолога много пробл...

Тренинг на развитие устойчивости эмоций для уч-ся 11-х классов

Тренинг направленный на развитие устойчивости эмоций....

Конспект психологического тренинга "В мире положительных эмоций"

Психологический тренинг, направленный на снижение психоэмоционального напряжения школьников.  На безоговорочное авторство не претендую,т.к. упражнения "Океан чувств","Радуга эмоций...

Методические рекомендации по проведению практического занятия - психологический тренинг невербальных навыков «Угадай эмоцию».

Мной разработаны методические рекомендации по проведению практической работы - тренинга "Угадай эмоцию" -  в рамках практических занятий по дисциплине "Психология общения"....

Коммуникативный тренинг "Я и мои эмоции"

Цель тренинга: ознакомление участников со своей эмоциональной сферой, развитие рефлексии, самопознание, объединение участников, сплочение....

Новогодний тренинг для педагогов «Позитивное мышление»

Цель: повышение сплочения коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:- формировать навыки позитивного, созидательного общения;- повысить взаимопонимание между педагогами;- р...

Тренинг психологический "Формирование позитивного отношения к жизни, развитие эмоционального интеллекта".

Возраст: 8-11классЦели:- развитие эмоционального интеллекта, понимания окружающих,- настрой на положительное отношение к жизни,-развитие умения регулировать и изменять свое эмоциональное состояни...