Буллинг.
учебно-методический материал по психологии

Власова Оксана Васильевна

Буклеты для родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulling._buklet_dlya_roditeley.docx458.77 КБ
Файл bulling._rekomendatsii_podrostkam.docx97.48 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивные дети, нашедшие для своего самоутверждения безответную жертву и др.

Преследователи. 

Некоторые из них:

 подчиняются «стадному чувству»;

 пытаются заслужить расположение лидера класса;

 боятся оказаться в положении жертвы или не решаются пойти против большинства.

Педагогам, социальным работникам необходимо прояснить следующие аспекты:

 реальность самого буллинга;

 его длительность;

 его характер (физический, психологический, смешанный);  

 основные проявления буллинга;

 участники (инициаторы и исполнители буллинга);

 их мотивации к буллингу;

 свидетели и их отношение к происходящему;

 поведение жертвы (пострадавшего);  динамику всего происходящего;  прочие важные для диагностики обстоятельства.  

Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга:

  1. Создание условий недопущения буллинга.
  2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка с соответствующими стрессовыми воздействиями.
  3. Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле, как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.

Этапы работы с отвергаемым ребёнком

  1. Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка: личностные опросники, наблюдение в учебной и внеучебной ситуации, беседы с ребёнком (выявление интересов, проблем во взаимодействия со сверстниками), педагогами и родителями.  
  2. Консультационная помощь: психокоррекционные беседы.  

 Групповые занятия, направленные на обучение навыкам взаимодействия с окружающими.  

Этапы работы с классным коллективом  (по Кравцовой М. М., Шипилова А. И.):  

Изучение психологического климата в коллективе, уровня групповой сплочённости - разобщенности группы.  

Мероприятия по развитию толерантности.  

Мероприятия, направленные на сплочение коллектива.  

Родителям:

Родителей должно насторожить, если: 

ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;  

часто возвращается из школы подавленным, расстроенным;  

часто плачет без очевидной причины;  

практически никогда не упоминает никого из одноклассников;  

очень мало говорит о своей школьной жизни;  

ребёнок одинок: его никто не приглашает погулять или в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.  

Скажите ребенку: 

Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).

Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).

Это не твоя вина (дайте понят ь ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).

Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).

Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).  

Единый общероссийский  номер телефона доверия для

детей, подростков и родителей 8-800-2000-122

МАОУ «СОШ г. Билибино ЧАО», 2021

 

Буллинг – длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Э.Миллер Буллинг – (хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначающий запугивание, физический или психологический террор, агрессию одних детей против других, направленную на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

Группы проявления буллинга:

  1. связанные преимущественно с активными формами унижения;

2)связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.  

Типичные черты учащихся, склонных становиться булли (агрессор)

-испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;

- импульсивны и легко приходят в ярость; - часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;

-не испытывают сочувствия к своим жертвам;

- если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;

-дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием – будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;

- дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).

Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:

  • физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями, то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
  • особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;
  • особенности внешности – рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.; – неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками; – страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность, провоцируя агрессию; – отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние

дети);

  • болезни – эпилепсия, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение

чтения), дискалькулия (нарушение способности к сче-

ту) и т. д.;

--низкий интеллект и трудности в обучении.

Факторы, влияющие на агрессивное поведение детей (по Е.В. Гребенкину):

1.Персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения);  

2.Поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию и ранняя судимость);  

3.Социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус

семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.

 

Показатели поведения агрессора:

 Физическая агрессия.

 Словесный буллинг.

 Запугивание.

 Изоляция.

 Вымогательство.  

 Повреждение имущества.

Поведение жертвы:

  • его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
  • на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
  • во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
  • его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
  • на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
  • хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
  • опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
  • во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.  

В ситуации травли всегда есть: Зачинщики. 

 Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе.



Предварительный просмотр:

Что делать, если ты стал свидетелем притеснения (буллинга)?

  • Если в твоем классе кого-то постоянно обижают, то ты можешь объединиться с друзьями и заступиться за него вместе со всеми!
  • Не бойся заступиться за одноклассника, если считаешь, что его унижают . Помни, все могут быть в трудной ситуации, и стоит поддержать друг друга.
  • Если ты хочешь помочь, то решай конфликт словами, не пытайся решить конфликт дракой.

Ситуация притеснения (буллинга) может иметь очень тяжелые последствия для жертвы, но не обойдет  стороной и всех его участников. Поэтому крайне важно поставить в известность о происходящем взрослых – классного руководителя, родителей.

Чтобы занять свое место в коллективе и наладить отношения с одноклассниками:

  • Старайся не избегать общения. Больше времени общайся со своими одноклассниками. Участвуй в дискуссиях и разговорах.  
  • Находи больше общих тем для разговоров. Интересуйся тем, что им нравится. Предлагай  свои темы для беседы.
  • Предложи совместное мероприятие

всем классом – например, поход в кино.

  • Если какие-то их привычки или внешний вид кажутся тебе странными и отличаются от твоих, постарайся не осуждать их. Для них могут быть непонятными твои привычки.
  • Общайся не только с людьми своего пола.
  • Имей свое мнение, но при этом не доказывай, что мнение других неправильное.

Помни о том, что никто не имеет права тебя унижать и обижать!

Ты вправе иметь собственное мнение!

 

Рассказать о случившемся и обратиться за помощью ты можешь к учителям, психологу, родителям, а также по телефону:

Общероссийский детский

телефон доверия

8-800-2000-122,  круглосуточно.  

МАОУ «СОШ г. Билибино ЧАО»

Что такое буллинг  (притеснение)

и что делать если ты

стал его участником?

Билибино, 2021

Дети и взрослые всегда выделяют тех, кто чем-то не похож на большинство – ростом, весом, цветом волос, манерами разговаривать или одеваться. В коллективе случаются такие ситуации, когда группа ребят выделяет одного человека для того, чтобы посмеяться над ним и, возможно, повысить свой статус в коллективе за счет него.

Что же такое буллинг?  

И кто его участники?

Буллинг – психологический террор (насмешки, оскорбления), избиение, травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и злоупотребление.

Каким бывает буллинг?

СЛОВЕСНЫЙ БУЛЛИНГ. Это когда кто-то обзывает другого человека неприятными для него словами, дразнит его или шутит о нем жестоким образом. Это то, что может сильно ранить чьи-то чувства. Такого рода обидные слова особенно неприятны, если речь идет о чьей-то семье, национальности или религии, о внешнем виде человека.

ФИЗИЧЕСКИЙ БУЛЛИНГ. Этот вид буллинга может включать в себя пощечины, толчки, пинки ногами, подножки и т.п. Физическим буллингом можно назвать и такую ситуацию, когда хулиган намеренно повреждает/пачкает

одежду или другое личное имущество жертвы.

УГРОЗЫ. Иногда хулиган может угрожать жертве, над которой он издевается:  «Мы проучим тебя после школы» — и тому подобное.

НЕПРИЛИЧНЫЕ ЖЕСТЫ. Жесты — это сообщения, которые мы показываем невербально, т.е. без слов. Некоторые жесты могут выглядеть угрожающе, их используют хулиганы. Такие жесты включают в себя показывание кулаков, неприличные жесты и грозные взгляды.

ВЫМОГАТЕЛЬСТВО. Под вымогательством мы понимаем получение денег или личного имущества от человека, над которым издеваются. Иногда хулиганы заставляют жертву воровать для них вещи, ломать или портить имущество. В таких ситуациях хулиган угрожает человеку, что он расскажет всем окружающим об этом. Такое поведение хулигана вынуждает жертву воровать или ломать вещи всем окружающим снова и снова.  ИГНОРИРОВАНИЕ КОГО-ТО,  ОСТАВЛЕНИЕ В СТОРОНЕ.  Если человек ВСЕГДА остается вне игры, занятия или беседы, то это тоже буллинг.

ПОПЫТКИ ЗАСТАВИТЬ ДРУГИХ НЕ ЛЮБИТЬ ЖЕРТВУ. При таком типе издевательств, хулиган или хулиганы пытаются сделать человека, над которым издеваются непопулярным. Хулиган может

распространять ложь о ком-то, слухи или сплетни. Хулиганы также могут угрожать другим ученикам и заставлять их не общаться с тем человеком, над которым издеваются: «Если вы поговорите с..., мы проучим вас потом».

ПИСАТЬ ИЛИ РИСОВАТЬ ГАДОСТИ ПРО КОГО-ТО. К такому буллингу можно отнести распространение неприятных записок или рисунков о жертве. Подобное поведение также может включать в себя рисование оскорбительных граффити в пространстве школы или в общественных местах.

КИБЕРБУЛЛИНГ.   Жертва подвергается травле по телефону или в Интернете, ей отправляются угрожающие или оскорбительные сообщения, фотографии публикуются в Интернете, делаются «фотожабы» и т. д.

Что делать, если ты стал жертвой притеснения (буллинга)?

  • Обязательно расскажи кому-то из взрослых о сложившейся ситуации;
  • Не стесняйся просить о помощи;
  • Не отвечай агрессией на агрессию, так как это только ухудшит ситуацию;
  • Не соглашайся разобраться с обидчиком один на один, после уроков;
  • Не смиряйся с участью жертвы, старайся привлечь на свою сторону друзей и их поддержку, так будет проще справиться с ситуацией притеснения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буллинг. Типичные ситуации и комментарии

Буллинг— это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации...

Родительское собрание на тему "Буллинг в школе"

Материал для родительского собрания на тему "Буллинг в школе"...

Буллинг

Презентация предназначена для работы социального педагога с семьей или для проведения родительского собрания...

методический семинар на тему "Буллинг как социально - педагогическая проблема"

Тема данного методического семинара посвящена глобальной и массовой проблеме - буллингу. Здесь раскрыты как причины буллинга, так и его последствия, а также как с ним можно бороться....

Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»

30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...