Пескотерапия- интерактивная песочница
материал по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Информация по использованию интерактивной песочницы в коррекционной работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл int._pesochnitsa.docx18.6 КБ
Файл o_rabote_s_interaktivnoy_pesochnitsey.docx19.4 КБ
Файл o_pesochnitse.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Что же такое интерактивная песочница?

Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека.

 Песок как бы заземляет негативную энергию. Манипуляции с песком успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.

Песочная терапия — самый органичный, привычный и хорошо знакомый для детей способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми.

Наиболее интересной для детей игра с песком становится, когда она оснащена инновационными технологиями.

Именно таким изобретением является интерактивная песочница. Интерактивная песочница – это современный продукт, предназначенный для полноценного и разностороннего развития детей. В ней, как и в обычной, основную роль играет песок, только эта песочница оснащена современным оборудованием и программным обеспечением, которое создает на песке эффект дополненной реальности.

Взаимодействуя с песком, у детей совершенствуется тонкая координация движений, мелкая моторика рук и тактильная чувствительность, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.

 Занятия с интерактивной песочницей способствуют всестороннему развитию детей с особыми потребностями.

Эффект взаимодействия с интерактивной песочницей.

• Формирование умственного и творческого потенциала.

• Устранение психоэмоционального напряжения, излишней гиперактивности и стресса;

• Профилактика последствий внутрисемейных конфликтов и психологических травм;

• Совершенствование коммуникативных навыков.

Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим важно помогать детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки.

Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики ходят гулять по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д.

После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений.

Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Параллельно можно писать на песке. Не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.

Затем можно приступить к постановке сказок на песке. С помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет.

Кто может использовать интерактивную песочницу?

Воспитатели

Чтобы создавать увлекательные занятия по окружающему миру, выстраивать доброжелательные взаимоотношения между детьми, погружает в изучаемую тему.

Психологи

Чтобы установить эмоциональный контакт с ребенком, успешно работать с детской агрессией, тревожностью, возбудимостью и страхами.

  • Дефектологи

Чтобы расширить границы психокоррекции, сделать занятия эффективнее и интереснее, повысить мотивацию к обучению.

  • Логопеды

Чтобы расширить словарный запас детей, выстроить занятия по определенным лексическим темам.



Предварительный просмотр:

Интерактивная песочница, как инновационный инструмент в развитии и коррекции познавательной и эмоциональной сферы обучающихся

Сегодня многие педагоги и психологи уже знают о существовании песочной терапии и об удивительных результатах для развития и здоровья детей. Метод входит в число самых популярных видов арт-терапии вместе с музыкотерапией, изотерапией  и сказкотерапией.

Психологи напрямую связывают подсознание и глубинные слои сознания ребенка с тем, что он изображает из песка. Доказано, что занятия с песком через развитие мелкой моторики стимулируют работу мозга, что положительно сказывается на развитии здоровых детей и детей с различными нарушениями.

Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать ИКТ. Перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Интерактивная песочница - самый современный и эффективный инструмент для детских и образовательных учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности детей; инструмент развития познавательной сферы детей. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в Волшебную Вселенную. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые они могут изменить в одно мгновение.

Песочная терапия в интерактивной песочнице: 

  • Улучшает координацию движения
  • Развивает сенсорное восприятие
  • Стабилизирует психологическое состояние, снимает напряжение
  • Совершенствует предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • Более гармонично и интенсивно способствует развитию всех познавательных функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речи и моторики. 
  • Развивает пространственное воображение, фантазию
  • Существенно усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно
  • Мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
  • Уменьшает невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками.

Интерактивная песочница является своеобразной моделью окружающего мира, в которой ребенок может "проиграть" и отпустить всё, что его беспокоит.

В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребенка. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор, вулканов и многих других поверхностей. Песочница дает возможность своими руками создать собственный мир, который можно изменить одним движением руки.

С помощью интерактивной песочницы повышается мотивация детей к занятиям, более гармонично и интенсивно происходит развитие познавательной сферы обучающихся.

 Развивающий и коррекционный эффект достигается за счет пластических свойств песка, который способствует тактильной стимуляции, развитию мелкомоторных движений, увеличению манипулятивных комбинаций и речевому сопровождению игрового или образовательного процесса.

Игровой режим расширяет представление детей о мире, погружает в особенности природных явлений, радует и волнует своей красотой. Дети находят ответы на многие вопросы, а педагог имеет возможность осветить темы, связанные с окружающим миром, взаимосвязью человека и природы.

Примеры познавательных игр в интерактивной песочнице:

• игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города)

• географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты)

• фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса)

• исторические игры (строят, ломают, изучают стратегию боевых действий и снова строят)

•игры-экскурсии по городу (знакомим с родным городом и его историей).

Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через:

• сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего)

• языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух)

• дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы)

• игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи)  

При этом опора идет на зрительное-слуховое-тактильно-кинестетическое восприятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» память, плюс развитие моторики.

Занятия в интерактивной песочнице должны базироваться на определенных принципах. Это поможет проводить занятия с наибольшим эффектом.

Комфортная среда для занятий

Любое занятие должно быть местом, где дети чувствуют себя в безопасности, где они могут свободно творить и где их идеи не оцениваются с негативной стороны. Интерактивная песочница создаёт уютную атмосферу для занятий, с помощью направленного светового потока и приглушённого света в кабинете.

Инструкция к играм в сказочной или стихотворной форме

Так дети лучше усваивают правила. К тому же, они, таким образом, развивают свою фантазию и творческий подход. Не нужно бояться изменять знакомые сказки или придумывать новые, к этому процессу можно подключать и детей. А интерактивная песочница с помощью цветовой стимуляции надолго удерживает внимание.

Контакт с педагогом

Педагог с детьми должен выстроить открытые отношения, где каждый ребёнок может свободно обмениваться впечатлениями, проговаривать свои ощущения. Интерактивная песочница вызывает восторженные эмоции у детей, это поможет педагогу получить их доверие и по-настоящему заинтересовать темой занятия.

Упражнения, подходящие возрастным и индивидуальным особенностям детей

Важно выбирать оптимальную сложность упражнений, чтобы детям было немного трудно их выполнять. Так вы развиваете моторное планирование, что способствуют гармоничному развитию. Для этого в интерактивной песочнице есть градация по уровням сложности. Можно легко подбирать необходимую сложность под каждого ребёнка.

"Проживание" разных ситуаций в игровой форме

У ребёнка в процессе игры осуществляется взаимный переход "воображаемого" в "реальное" и наоборот. Это помогает ему осознать, какой поступок он совершил: правильный или ошибочный. В интерактивной песочнице разработаны специальные режимы для проживания ситуаций в игровой форме и для оценки своих действий.

"Оживление" абстрактных символов

Когда ребёнок взаимодействует с цифрами или геометрическими фигурами, он лучше усваивает знания. А режимы интерактивной песочницы визуализируют на новом уровне абстрактные понятия.

Не смотря на явную популярность и все более проявляемый интерес педагогов и родителей к данному методу, необходимо знать, что есть состояния и заболевания, при которых без разрешения врача, применять песочную терапию не следует.

 К таким противопоказаниям относятся:

- синдром дефицита внимания;

- эпилепсия, сопровождающаяся частыми приступами с потерей сознания и судорогами;

- синдром навязчивых движений, при котором ребенок не может творить свободно, повторяющиеся непроизвольные движения, они будут мешать и злить ребенка;

- аллергия на пыль и песок, бронхиальная астма в тяжелой форме;

- туберкулез;

- тяжелые психические расстройства, сопровождающиеся полной идиотией, глубокой дебильностью, неспособностью и нежеланием контактировать с окружающими людьми и предметами;



Предварительный просмотр:

Педагогические и психологические аспекты режимов работы интерактивной песочницы направленны на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, организации различных видов деятельности и общения детей, организации занятий по образовательным программам, взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательной организации, методического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение интерактивной песочницы позволяет педагогу:

• организовывать различные игры с детьми разного возраста;

• осуществлять дифференцированный выбор игровых методик и проводить образовательно-развивающую, психолого-педагогическую работу с детьми, имеющими различные образовательные нужды.

• использовать методы и средства песочной терапии при передаче информации, убеждении и формировании мотивации к обучению и развитию; • овладеть навыками применения инновационных методик коррекционной работы с детьми, в том числе и имеющими различные потребности.

Каждый специалист, обладающий ресурсом песочницы, проведя педагогическую и психологическую диагностику, может сформировать индивидуальную, подгрупповую или групповую работу, создавая авторские программы, использовать различные сюжеты (цепочки режимов) для продуктивного решения стоящих перед всеми субъектами образовательного процесса задач.

Режим «Вулкан»

На песочное поле в центре должна быть выстроена гора правильной конической формы (соблюдены пропорции – диаметра основания и высоты конуса). На вершине горы – углубление (жерло вулкана). На постройку проецируется режим «Вулкан». И на глазах игроков происходит процесс возбуждения вулкана - образования и выхода лавы, выброса пепла.

Педагогический аспект

 В процессе освоения режима «Вулкан» формируются представления, расширяются и укрепляются знания:

 • о вулканах и их деятельности;

• о вулканических извержениях в прошлом и настоящем;

• об экологических процессах и периодах развития жизни на земле;

 • об изменениях теплового режима – кратких и длительных периодов;

 • последствия извержений вулканов;

• профессии людей, связанных с изучением активности земной поверхности.

Приобретаются умения:

 • наблюдения за игровым пространством;

 • вербализации наблюдаемых процессов;

 • обсуждения полученной информации;

• постановки и исследования гипотез.

 Формируются навыки: 

• наблюдения и исследования за формирующимся в игре пространством;

 • учебно-познавательной деятельности;

• саморазвития и самообразования

Психологический аспект В процессе освоения режима «Вулкан» формируются представления, расширяются и укрепляются знания:

 • о вулканических процессах чувств – о злости, обиде, отвращении

 Приобретаются умения:

 • наблюдения за собственным эмоциональным состоянием;

 • выявление причин появления гнева, обиды, отвращения;

 • вербализации игровых процессов и действий, чувств.

Режим «Раскраска»

На песочное поле проецируются картинки. Необходимо выбрать одну из для раскрашивания. Раскрасить можно при помощи манипуляций с песком и выбранного цвета.

Педагогический аспект В процессе освоения режима «Раскраска» формируются представления, расширяются и укрепляются знания:

 • об объектах изображения, их форме, расцветке, орнаментах;

• о контуре и деталях;

• о фоне и окраске;

 • о цветовой палитре;

 • об изображении отдельных объектов и сюжете.

Приобретаются умения:

• индивидуальной и коллективной работы;

• анализа и вербализации результатов своего труда.

Формируются навыки: • творческого отражения личного опыта;

• ручной деятельности;

Психологический аспект

В процессе освоения режима «Раскраска» формируются представления, расширяются и укрепляются знания:

 • о созидательном труде человека;

• о способности и потребности создавать прекрасное и полезное;

• об эстетическом и гармоничном восприятии и отражении окружающего мира.

 Приобретаются умения:

 • внутренней творческой активности;

 • внешней созидательной деятельности;

 • рекреации (проведение свободного времени).

 Проявляются и укрепляются навыки:

• коллективной и индивидуальной творческой деятельности;

• ведение задуманного процесса к устраивающему человека результату;

 • вербализации мыслей, планов, действий, чувств;

• эмоциональной удовлетворенности результатами деятельности.

Режим «Солнечная система»

Изучает строение Солнечной системы, расположения планет и их названия. Предложите детям заполнить контуры планет песком, чтобы выделить их на поверхности.

Режим «Раскраска»

Позволяет менять цвета объектов. Дети могут выбрать цвет, согласно предложенной шкале и раскрасить картинки на свое усмотрение, ограничиваясь только собственной фантазией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочница в кабинете логопеда

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий....

"Песочница" логопеда при работе с детьми с ОВЗ

quot;Песочница" логопеда.Мой кабинет похож на песочницу, где есть песок, ракушки (огромное количество), камушки, минералы, кварц, жадеит, чароит, вообщем многое с геологических раскопок и прогул...

Использование интерактивной песочницы в работе учителя.

На коррекционно-развивающих занятиях я использую различные здоровьесберегающие и развивающие технологии, в том числе и элементы песочной терапии....

Интерактивная песочница, как инновационный инструмент в развитии и коррекции познавательной сферы детей

Сегодня многие педагоги знают о существовании песочной терапии и об удивительных результатах для развития и здоровья детей. Метод входит в число самых популярных видов арт-терапии вместе с музыкотерап...

Использование интерактивной песочницы в работе учителя-логопеда

Интерактивная песочница для ребёнка это интересная увлекательная игра, для педагога большие возможности мотивации познавательной деятельности детей....

Практикум для специалистов и воспитателей "Использование интерактивной песочницы в работе над развитием зрительного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями"

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов, дефектологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь взаимодействуя с песк...

Интерактивная песочница

Описание, режимы и использование интерактивной песочницы...