Рекомендации педагогам, руководителям и психологам, способствующие повышению эффективности делового общения
статья по психологии

Этика делового общения - это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации

педагогам, руководителям и психологам, способствующие повышению эффективности делового общения

Этика делового общения - это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности.

         Этика делового общения затрагивает в большинстве случаев все сферы и уровни человеческих отношений. В педагогической области она является одной из важнейших сторон профессиональной деятельности педагогических работников. Этика делового общения может проявляться в отношениях[1]:

  • между образовательным учреждением и социальной средой в целом (контакты с другими предприятиями и учреждениями),
  • между самими образовательными учреждениями,
  • внутри данного образовательного учреждения,
  • между руководителем и педагогическим коллективом,
  • между педагогами (членами данного педагогического сообщества).

         Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей в обществе.

         Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Применительно к деловому общению данный принцип можно сформулировать следующим образом: поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех участников данного процесса. Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация действий всех сторон, а по возможности и гармонизация интересов членов данного коллектива.

         Деловое общение всегда должно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело не совсем простое. Однако, несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в деловом общении имеется ряд положений, соблюдение которых позволяет избежать ошибок [2]:

 в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей;

 когда идет речь об этических ошибках других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда идет речь о своих ошибках, следует поступать наоборот;

 в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе,

 нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих;

 когда идет речь о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения – «начни с себя».

       В деловом общении можно выделить три основных вида отношений:

Этика делового общения «сверху – вниз» (руководитель – подчиненный).

Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет нравственно – психологический климат коллектива. На этом уровне формируются нравственные эталоны и образцы поведения всех членов данного сообщества. Отметим некоторые из них:

 стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,

 замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,

 укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,

 доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,

 привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

Этика делового общения «снизу – вверх» (подчиненный – руководитель).

Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить против себя, сделать своим недоброжелателем. Ниже приведены некоторые этические принципы и нормы, которые можно использовать в деловом общении с руководителем:

 не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им;

 высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо;

 не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем;

 будьте преданы и надежны, но не будьте «подхалимом». Имейте свой характер и принципы;

 не стоит обращаться за советом, с предложением «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива).

Общий этический принцип данной формы общения:

«В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Некоторые принципы общения «по горизонтали» приведены ниже:

 не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого;

 попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы;

 не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить;

 рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей;

 не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,

 не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.

         Каким бы ни было деловое общение, оно всегда должно соответствовать законам деловой этики. В любой форме делового общения должны присутствовать доброжелательность, уважение, конкретность, открытость, восприимчивость и эмпатия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности межличностного общения в семье. Тренинг родителько-детского взаимодействия.

В статье поднимается вопрос о влиянии внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка и о возможных путях преодоления дисгармонии в родительско-детских отношениях....

«Компетентность классных руководителей как важное условие повышения эффективности воспитательного процесса»

Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гума...

Статья "Инновационные методы эффективного делового общения"

В статье дается описание  инновационных эффективных средств речевого общения делового стиля. Соблюдение этих инновационных методов и реализация их на практике позволят каждому из собеседников соо...

Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности.Данная проблема масш...

Доклад на тему: «Использование современных методов и приемов, способствующих повышению эффективности подготовки домашних заданий».

В докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья по организации самоподготовки учащихся; применение современных технологий....

Рекомендации педагогам, руководителям и психологам, способствующие повышению эффективности делового общения

Хочешь быть умным, научисьразумно спрашивать,внимательно слушать,спокойно отвечатьи переставать говорить тогда,когда нечего сказать.Иоганн Каспар Лафатер...