Краткосрочная программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков "Радуга"
рабочая программа по психологии

Ковалёва Елена Михайловна

Краткосрочная программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnaya_programma.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочная программа

 по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

                                                        «Радуга»

   

Разработчик программы:

Ковалева Е.М. -  педагог-психолог

МБОУ-КГЦППМиСП

Пояснительная записка

 

      В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью приняло характер национального бедствия, которое представляет угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает более 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет.

    Наркоманию называют «комплексным социопсихофизиологическим расстройством». Семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. В результате обострения семейных проблем, значительная часть подростков отдаляется от родителей, следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается педагог.

    Образование в школе,  включает  в себя всё разнообразие направлений, обеспечивает интересы детей всех возрастов, предполагает  осуществление целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания, влияет на уровень притязаний и самооценку учащихся.    С учетом актуальности данной проблемы была разработана программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни.

Цель:

1.профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними;

2.формирование представлений о здоровом образе жизни;

     3. обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.

Задачи:

   -  Предоставить детям и подросткам объективную информацию о последствиях употребления   психоактивных веществ.

   -  Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни.

   -  Способствовать формированию положительного «образа — Я».

   -  Сформировать навык принятия обоснованных решений.

  

   

Концепция программы

Данная программа основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», Т. е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в челом».

В целом важен каждый из аспектов здоровья, каждый влияет на все остальные. Каждый аспект освещается в данной учебной программе с целью довести до подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.

 Основная идея программы — формирование гармонично развитой, жизненно компетентной и здоровой личности. Программа сопровождает процесс становления и развития личности учащегося.

Механизмы реализации программы.

Программа рассчитана на 8 занятий, продолжительностью по 1,5 часа каждое. Рекомендуемая частота – 1 раз в неделю. Целевой аудиторией являются подростки 13-16 лет, составляющие группу из 10-30 человек.

 В приоритете:

  • дети с проблемами в семье;
  • гиперактивные дети;
  • дети с проблемами в обучении;
  • дети с личностными проблемами;
  • дети, стоящие на учёте (ВШУ, КДН, ПДН и др.)

Методы и формы работы:

          - групповая и индивидуальная работа;

          - игры;

          - тренинги;

          -дискуссии;

          - тематические беседы, лекции;

          - анкетирование;

          - тестирование.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.

2. Повышения уровня информированности о негативном влиянии ПАВ на организм человека..

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения;

г) осознанного и уверенного умения сказать   «Нет».

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного  человека.

Учащиеся должны знать:

- болезни, связанные с применением ПАВ;

- причины и последствия для организма от употребления ПАВ ;

- вредное влияние ПАВ на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- уметь говорить «Нет»;

- вести активный здоровый образ жизни.

Учащиеся должны приобрести навык:

- работы в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения  литературы

.

Участники и партнеры проекта:

  • педагог - психолог;
  • социальный педагог
  • обучающиеся среднего и старшего звена
  • классные руководители;

План мероприятий

№ занятия

Название темы.

             Цель

Форма работы

1.

 «Зачем люди употребляют психоактивные вещества?»

Игра «Давай дружить».

Игра «Давай с нами»

Знакомство с объективной информацией о действии ПАВ.

Осознание личной вовлеченности в проблему;формирование навыков противостояния давлению группы.

Осознание стратегий поведения, часто используемых молодежью в ситуации давления; изменение стратегии поведения.

Дискуссия

Ига

Игра

1.

Разбор понятий:

Зависимость,

Созависимость,

Саморазрушающее поведение,

Формы зависимости,

Вещества ,вызывающие зависимость.

Формирование глубокого понимания проблемы

беседа

2

Здоровье.

Упражнение «Оттаивание»

Групповой рисунок

(коллаж)

Дискуссия-обсуждение притчи «Болезнь глаз»

Тест «Изучение отношения подростков к ПАВ»

«Мой выбор –ЗОЖ»!

Осознание и формирование понятий «здоровье-болезнь», «здоровье тела и здоровье души», формирование мотивации на поддержание здоровья.

Сплочение группы.

Осознание и формирование понятий «здоровье» и «болезнь»;

Формирование мотивации на поддержание здоровья.

Формирование представлений о здоровье тела и души

Дискуссия/мозговой штурм.

Групповая работа

Тренинг

3

Преодоление проблем.

Упражнение «Преодолей препятствие»

«Стресс»

«Жизнь»

«Мы за безопасную жизнь»

Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения; определения способов решения проблем и личностных сложностей.

Эмоциональное включение в проблемму, ощущение собственной способности к преодолению.

Формирование понятий «стресс»,осознание ответственности за собственное поведение в сложной ситуации.

Формирование понятия выбора между жизнью и смертью,осознание ответственности за собственное состояние и жизненный выбор.

Пропаганда здорового образа жизни

Лекция

Групповое упражнение

Дискуссия

Дискуссия

Конкурс листовок

(распространение листовок)

4

Тренинги: социально-психологический и коммуникативных умений

Упражнение «Остановись и подумай»

Упражнение «Оценка ситуации»

Развитие компетентности в общении, обучение межличностному общению и отказу от алкоголя и наркотиков

Тренинги

Групповая работа

5.

«Счастье»

Упражнение «Знакомство на языках мира»

«Счастливая лесенка»

Обсуждение притчи «Счастье»

«Моё свободное время»

Осознание и формирование понятия «счастье», формирование внутренней мотивации.

Дать возможность почувствовать, что доброжелательное общение приносит ощущение радости и счастья.

Формирование представления о счастье как о соучастии в жизни другого человека.

Дискуссия

Групповой тренинг

Тест

6.

Я и моя жизнь.

Упражнение «Карта города»

«Карта моей души»

Упражнение «Гусеница»

«Дружеская рука»

Формирование представления о ценности каждой личности.

Формирование позитивной«Я-концепции»

Дискуссия

Рисунок

Тренинг

7.

Упражнение «Найди пару»

«Пути достижения жизненных целей»

«Как влияет употребления ПАВ на внешний вид и поведение человека».

«Умей противостоять зависимости»

Установление положительного эмоционального настроя

 Обучение межличностному общению и отказу от алкоголя и наркотиков

Групповое занятия

Тренинг

Беседа.

Тренинговое  занятие.

8.

Семья.Семейные ценности.

«Как влияет курени на молодой организм»

Составление коллажа на тему «Семья»

Разбор притчи «Сыновья».

Упражнение «Дом»

«Моя семья»

Осознание понятия .Осознание значения семьи в жизни каждого человека

Формирование глубокого понимания проблемы

Определение подростком процесса социализации в семье.

Беседа

Тренинг

Групповая работа

Дискуссия

Групповая работа

Тест

Методическое обеспечение проекта работы по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков.

Ожидаемые результаты:

     1.Сокращение количества учащихся с девиантным поведением через  повышение детской осведомленности об опасности использования алкогольных, наркотических веществ.

   2. Выявление основных причин появления детей «группы риска», «трудных детей»

   3. Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.

  4. Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.

5. Сформированные умения противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агрессивность – устойчивая черта личности, уровни которой определяются научением в процессе социализации, ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. (Петровский)

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. (Зинченко)

Аддикция – злоупотребление ПАВ без признака индивидуальной, психологической и физиологической зависимости.

Аддиктивное поведение  - это поведение, связанное с изменением сознания, измененной, деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, токсины), выражается в стремлении ухода от реальности.

Алкоголизм – это вынужденное потребление алкоголя в больших количествах.

Дивиантное поведение предполагает систему поступков отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали.

Девиация – это отклонение от нормы

Наркомания – это заболевание, вызванное употреблением препаратов относящихся к списку наркотических.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления. Учебное пособие под ред. Вагнер Э.Ф.,Уолдрон Х.Б.,пер. с англ. А.В. Александровой;Издательский центр «Академия» 2006 ,
  2. Блум Ф., Лейзерсон А. «Мозг, разум и поведение», Москва «Мир» - 1988г.-248с.
  3. Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые пруды, 2007. – 37с.
  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.  Коммуникативный тренинг. СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 224с.
  5. Нуар М., Круазиль Б. Зубочистка для мозгов. – Минск, 2008. – 224с.
  6. Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления - М.: Чистые пруды, 2007.- 32с.
  7. Программа  педагога  дополнительного   образования.   От  разработки  до реализации / сост. Н.К. Беспятова - 2-е изд.-М.; Айрис-пресс, 2004. - 176 с. (методика).
  8. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» М.: Новая школа, 1995. -144 с.
  9. Словарь практического психолога / сост.  С.Ю. Головин. Минск:  ООО «Издательство ACT», 2001. - 800 с.
  10. Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. - М., ЦГЛ, 2006.- 160с.
  11. Щуркова Н.Е. Игровые методики.- М.: Пед. Общество России, 2004.- 224с.
  12.  «Вред алкоголя, никотина, наркотиков» Бенюмов В. М., Костенко О. П., Флоренсова К. М. – Киев 1989 год.
  13.  «Предупреждение вредных привычек у школьников» Колесов Д. В. – Москва 1984 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» ГБОУ СОШ №684 на 2012-2015 гг.

В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая концепция воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение,...

Программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

Цель программы: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование  здорового образа жизни  через создание условий для реализации творческого потенциала подрас...

«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».

Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. ...

Информационная памятка для старшеклассников по профилактике алкоголизма и наркомании

Эту памятку можно использовать в работе с подростками "группы риска" в качестве профилакики и предупреждения алкоголизма и наркомании...

Беседа с родителями по профилактике алкоголизма и наркомании «ВСЕ В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ»

Беседа с родителями по профилактике алкоголизма и наркомании «ВСЕ В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ»...

Психическое здоровье, профилактика алкоголизма и наркомании

Проект по формированию жизнестойкости с целью профилактики употребления ПАВ в образовательной среде...

План мероприятий, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, токсикомании и табакокурения среди несовершеннолетних обучающихся на 2023-2024 учебный год

Цель: формирование у обучающихся школы негативного отношения к табакокурению, к употреблению спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ через воспитание мотивации здорового образа жи...