Квест-игра по станциям "Наш общий дом" для 5-6 классов
классный час по психологии (5, 6 класс)

Новожилова Елена Андреевна

В рамках проведения месячника по медиации в 570 школе Невского района Школьной службой примирения был проведен квест "Наший общий дом" для 5 и 6  классов. Цель: формирование сплоченности, получение учащимися знаний о стратегиях поведения в конфликтах. В квесте приняли участие 7 команд. Времы проведения 1,5 часа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_mediatsiya_5_6klass.docx607.36 КБ

Предварительный просмотр:

КВЕСТ-игра по станциям

ШКОЛА - НАШ ОБЩИЙ  ДОМ

В рамках проведения месячника медиации

в 570 школе Невского района г.Санкт-Петербурга

5-6 классы

Участники: 5-е классы (3 команды), 6-е классы (4 команды)

В команде 5-6 человек

Время проведения: с 13 по 17 марта

Командам предлагаются 4 станции с заданиями. И финал в актовом зале с подведением итогов.

1 станция        «ДРУЖБА»

Инструментарий: доска  с надписью «Дружба - это очень близкие отношения, основанные на взаимном доверии, понимании, уважении и общих интересах» (выделенные слова пропущены); мел (маркер); листки с шифровкой (по количеству команд-участников)

Шифровка:

смталпвадодовериеывахейлчшуюфэыудфывоыа

аькефэуфцкваревжряжыфкуважениеываоудшжы

азфпцмщчэуапониманиеыджфшеыаоыеуюфгвзи

олафыдаоюатмобщиечвпрыуклрецинтересывахэ

Дорогие ребята! Сегодня мы хотим предложить вам поиграть. Вам предстоит пройти 4 станции, на которых вы будете выполнять интересные задания. Сейчас вы находитесь на первой станции. Как вы знаете, Все люди постоянно общаются друг с другом. В семье и  в школе вы проводите много времени. В вашем классе сколько детей учится? И все вы постоянно общаетесь друг с другом, правда? Это так здорово, когда есть с кем поговорить, поделиться чем-то важным, дорогим, обсудить интересы. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете друг друга, какая дружная у вас команда? Поиграем!

ИГРА «ПАРОВОЗИК»

Все стоят в колонне, положив руки на плечи друг другу. Глаза закрыты у всех, кроме первого, который ведет группу через разные препятствия. Если препятствие серьезное, то лучше группу о них предупреждать. Вариант: глаза открыты только у последнего и он говорит первому и всей группе, куда идти.

Игра «ЖИВЫЕ РУКИ»

 Участники садятся друг напротив друга с закрытыми глазами таким образом, чтобы не знать, кто сидит перед ними. Игрокам предлагается пообщаться молча, только с помощью рук: познакомиться и поздороваться, поссориться, помириться, попрощаться, обняться, поощрить друг друга. Затем идет обмен впечатлениями.

Ребята, предлагаем вам ответить на вопрос:  без чего невозможна настоящая дружба (определение дружбы с пропущенными словами записано на доске). Для того, чтобы узнать эти слова, вам нужно разгадать зашифрованное послание. В нем спрятаны слова, без которых невозможна настоящая дружба.

2 Станция «ПОЙМИ МЕНЯ»

Иструментарий: карточки со словами (СОЛНЦЕ  ОГОНЬ ДЕРЕВО  УЧИТЕЛЬ КОШКА),  карточки с эмоциями

эмоции.jpegПриветствуем вас на второй станции! Вы уже поняли, что дружить – это очень здорово, друг это тот, кто всегда  тебя поймет и поддержит. Но согласитесь, часто нам бывает сложно понять друг друга. А ведь это так важно, чтобы тебя понимали. Если тебя понимают – то настроение твое улучшается и тебе становятся по плечу любые трудности.

Ребята, предлагаем вам узнать, насколько хорошо вы понимаете друг друга.

Игра «О чем это ты?»

Капитан команды получает карточки (3-5 карточек) со словами и должен жестами и мимикой показать команде, что там загадано.

Когда мы общаемся, то свое настроение мы передаем с помощью чего? (эмоций). Но порой сложно узнать, какое настроение у человека. Давайте попробуем разобраться, поиграем в игру.

Игра «Передай эмоцию»

Детям предлагают по очереди передавать любую эмоцию, не повторяя друг друга с помощью жестов, мимики, пантомимы. Остальные должны догадаться, какую эмоцию им передали.

3 станция «МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ»

Инструментарий: карточки со словами

КРИК ОСКОРБЛЕНИЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ ФЫРКАНЬЕ ЛОЖЬ ИГНОРИРОВАНИЕ КИДАНИЕ ТОЛКАНИЕ

Карточки стратегий поведения в конфликте.

КОНКУРЕНЦИЯ –

добиться своего, даже в ущерб другому человеку.

Животное: акула (зубастая).

moi-raskraski-akula-1.jpg

КОМПРОМИСС

выбор, при котором оба что-то теряют, но что-то выигрывают.

Животное: лиса (хитрая).

960.jpg

СОТРУДНИЧЕСТВО

выбор альтернативного решения, подходящего обеим сторонам.

Животное: муравей (муравьи работают в команде).

raskraska_muravei7.jpg

ИЗБЕГАНИЕ –

уход от конфликта.

Животное: черепаха

(уползла от конфликта).

507.jpg

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ –

отказ от своих интересов.

Животное: заяц (трусливый зайка).

images.jpg

Материалы для обсуждения (для координаторов станций).

Приспособление (заяц) - это путь уступок, готовность пожертвовать своими интересами ради интересов другого. В такой ситуации сторона, идущая на уступки другой стороне – проигрывает. Эта стратегия характера для человека, которому важнее сохранить хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы. Для такого человека важнее восстановление спокойствия, чем разрешение конфликта.

Компромисс (лиса) - это путь взаимных уступок, который позволит сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете хоть что-то получить, чем все потерять. Настоять на своем мнении не имеет большого значения, и вы можете несколько изменить поставленную в начале цель.

Сотрудничество (муравей) - это поиск взаимовыгодных решений. Здесь выигрывают обе стороны. У вас и вашего оппонента есть время поработать над возникшей проблемой, вы хотите обсудить некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения. Эта стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.

Игнорирование, избегание (черепаха) - это уход от конфликта, уклонение от принятия решения. Эта стратегия используется, когда предмет спора не имеет большого значения. Или при необходимости восстановить спокойствие, ослабить напряжение. Часто одна сторона конфликта может избегать открытого обсуждения проблемы, поскольку немедленное ее решение может ухудшить ситуацию. Соперничество, конкуренция - это настойчивое стремление добиться своего за счет другого. Такая стратегия оправдана в критических ситуациях, спорте, бизнесе и т.д. Исход конфликта очень важен для оппонентов. Ценой победы может стать разрыв отношений.

Дорогие ребята, приветствуем вас на третьей станции квеста! Вы уже поняли, как важна настоящая дружба и как важно, когда тебя понимают. Сейчас предлагаем вам понять, насколько вы хорошо знаете друг друга.

Игра «Мы все чем-то похожи»

Пусть команда сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например:

"У каждого из нас есть...",

"Любимый цвет каждого из нас — ...",

"У каждого из нас мама ходит на работу...",

"Мы все очень любим...",

"Мы все не выносим, когда …..",

"В каникулы мы все любим ездить…..

" и так далее.

У вас есть пять минут.

Обсуждение:

— Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей?

— Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?

— Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?

— Какими должны быть твои друзья — похожими на тебя или совсем другими?

Вы убедились, что даже разные люди могут иметь много общего: нас многое объединяет. Но все-таки, иногда в общении возникают недопонимание, обиды, ссоры. И это очень мешает, портит настроение. Иногда даже друзья ссорятся из-за пустяков. К счастью, часто они сразу мирятся, идут навстречу друг другу, но бывает, что помириться не удается, и что же происходит тогда…..

Рассмотрите карточки со словами. Как вы думаете, о чем эти слова? Что их объединяет? Все это происходит, когда между людьми возникает неприятная ситуация, верно?

Угадайте, какое слово зашифровано среди них.(нужно прочитать заглавные буквы в каждом слове, соединить их). Получится слово «конфликт». А что вы знаете о конфликте?

Слово «конфликт» латинского происхождения, в переводе означает столкновение. Имеется в виду столкновение противоположных целей, интересов, позиций. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент (случай), т.е. чтобы одна из сторон начала действовать. Причины конфликтов бывают самыми разнообразными: неспособность понять другого человека, нетерпимость к мнениям других, эгоизм, склонность к сплетням, расхождение мнений и желаний. Ребята, а как вы поступаете обычно, когда оказываетесь в такой ситуации?

Предлагаем вам рассмотреть карточки с рисунками животных. На них описаны разные стратегии поведения людей в конфликте и ассоциации этого поведения с животными. Обсудите в команде: какие стратегии вы обычно используете? Выберите наиболее эффективную стратегию.

     Итак, ребята. Вы поняли, что в жизни много конфликтных ситуаций и выходов из их тоже много. Важно помнить, что в любой ситуации нужно оставаться добрым, вежливым, воспитанным человеком и использовать эффективные стратегии поведения – без драк и оскорблений.

4 станция «ДОБРО»

Инструментарий: Мультфильм ЕЖИК https://www.youtube.com/watch?v=CRJJY6sX4Sk&ab_channel=YelenaHusak

Здравствуйте, ребята! Вот вы и добрались до 4 станции. Вы решали ребусы, играли в игры и даже изучали стратегии поведения в конфликтах. Вы несомненно отличная сплоченная команда. Ваш класс ведь тоже можно назвать командой, правда? Скажите, а как ваш класс встречает новеньких? Чувствуют ли они себя уютно и безопасно? Ведь для них скорее всего трудно влиться в сплоченный коллектив, где все друга друга знают и уже привыкли к особенностям друг друга. Возможно, кто-то из вас тоже был новеньким в классе? Давайте посмотрим одно небольшое видео и порассуждаем:

Включается мультфильм ЕЖИК

Стоп кадр на 4 секунде, когда ежик развернулся к классу мордочкой и машет лапкой. опросы:

-Ребята, какой этот ежик? ( Колючий, приветливый, улыбчивый)

Дальнейший просмотр видео.

Стоп-кадр на 45 сек. - Что мы увидели сейчас? ( Ежик пришел в школу и с ним стали происходить неприятности)

- Что стало происходить дальше? (Ежик уронил тетрадки других одноклассников-зверят; когда ехали в автобусе ежик хотел сесть рядом с поросенком, но тот не пустил его сесть рядом с собой; потом все играли в футбол, мячик попал на колючки ежику и сдулся; - потом все звери качались на качелях, поросенок их раскачивал, а ежика не стал; - белочка пустила ежика сесть рядом с собой в автобусе, но больно укололась.)

 - Из- за чего все это происходило? ( из- за колючек).

- Что при этом чувствовал ежик? ( Ему было не приятно, обидно)

 - Есть ли вина ежика в том , что у него колючки? (Нет!)

- Другие зверята, что чувствовали? ( Они встретили Ежика доброжелательно, но столкнувшись с неприятностями из- за колючек, стали бояться приближаться к ежику).

 - Как Вы думаете ребята, что произойдет дальше? (Спасибо за ваши ответы и искренность. Самое страшное, что зверята могут разозлиться, обидится и плохо к ежику относиться , обижать его. Проверим ваши версии, смотрим дальше).

Дальнейший просмотр видео до конца. 

- Чем закончилась история? ( Ребята нашли выход из сложившейся истории. И это самое главное. Мы сами решаем как вести себя в той или иной ситуации, искать выход и быть добрым или обижаться и злиться, мстить )

- Как вы думаете ребята, что сложнее злиться, обижаться или оставаться добрым и искать выход? ( Оставаться добрым всегда сложнее)

Ребята, давайте примерим эту ситуацию на себя. Например: это не ежик, а один из нас. Вместо иголок может быть любой другой признак - очки, цвет волос. А может это какое-то качество человека? Большая активность ребенка и тогда он бегает, все задевает и роняет, или наоборот он медлителен и в игре в футбол постоянно пропускает мячи - это может быть кому- то неприятно, мы можем испытывать злость, не хотим принимать его в игру... Предлагайте свои варианты. Может кто-то замечал такие истории в классе?

Рассуждение с обратной связью по каждой истории. Спасибо всем за ответы. Важно помнить, что человек сам выбирает быть добрым или нет.

Мы верим, что все вы на стороне добра.

ФИНАЛ «МЫ ВМЕСТЕ»

Инструментарий: рисунок Дома  на листе ватмана(разрезанный на фрагменты по числу команд-участников), фломастеры, скотч,

Распечатанные памятки «Гид по медиации (для детей)» по числу команд-участников.

mediacia-1.jpg

Ребята, вы побывали на разных станциях сегодня и много узнали, правда? Это так здорово, когда есть с кем поговорить, поделиться чем-то важным, дорогим, обсудить интересы. Дружба - это очень близкие отношения, основанные на взаимном доверии, понимании, уважении и общих интереса. Очень важно, чтобы тебя понимали. Если тебя понимают – то настроение твое улучшается и тебе становятся по плечу любые трудности. Вы все чем-то похожи но в тоже время очень разные. И это так здорово - общаться, потому что, общаясь, мы узнаем друг друга  и сами становимся лучше. Также вы познакомились с понятием «конфликта» и узнали стратегии поведения в нем. И конечно вспомнили о самом важном, что помогает людям оставаться людьми в любой ситуации – доброте. Хоть пусть добра и нелегкий путь, но он всегда приносит замечательные плоды.

Сейчас мы предлагаем каждой команде на листах (фрагментах пазла, которые выдают ведущие) написать список правил для своего класса, которые нужны для того, чтобы ваша школьная жизнь проходила весело и беззаботно, чтобы каждый ученик в классе мог чувствовать себя хорошо и получать удовольствие от учебы и общения.

Можете украсить его рисунками и придумать название.

Мы все помним, что школа – это наш общий дом, в котором мы очень много времени проводим вместе: общаемся, дружим, ссоримся, переживаем, обижаемся, радуемся и грустим. Мы все разные и нам приходится каждый день находить общий язык с множеством людей: учащимися и учителями. И так важно чувствовать себя в этом доме уютно и безопасно, правда?

Вы отлично потрудились и составили очень полезный документ для своего класса. А теперь обратите внимание, что ваш документ - часть чего-то большего? Капитаны команд, пройдите пожалуйста к доске и попробуйте сложить ваши документы вместе.

Ну что ж, ребята, посмотрите, какой замечательный дом вы собрали. Дом – это место, где всем тепло, уютно и безопасно. Где все с уважением относятся друг к другу, стараются понять. Конечно, ссоры и конфликты неизбежно возникают, без них невозможно общение. Но очень важно использовать эффективные способы решения и знать, к кому можно обратиться в сложной ситуации, с которой самому не справиться. Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Ребята, а вы знаете, что у нас в школе существует служба помощи в разрешении конфликтов? Это «Служба примирения (медиации)». Что такое медиация? Медиация – это переговоры с участием медиатора (посредника). А для чего она нужна? Чтобы помочь договориться кому-то между собой. А к кому вы можете обратиться за помощью? К классному руководителю, к специалистам службы примирения, к нам. 

Спасибо вам за участие! Желаем вам отличной учебы в приятной атмосфере понимания и поддержки. Помните, что ваши классные руководители и мы, Служба примирения, (Екатерина Сергеевна и Елена Андреевна) всегда будем рады помочь вам в решении трудных ситуаций. Предлагаем вам разместить на стенде вашего класса «Гид по медиации», чтобы все ваши одноклассники смогли об этом узнать.

 

Большое спасибо за ваше активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание квест-игры (квест сказки для учащихся)

Данный материал поможет педагогам создавать собственные квест-игры...

Квест-игра по литературе "КЛАССный квест!"

В игре принимают участие 4 команды. Станции находятся в различных кабинетах. Последняя станция обязательно должна находиться в библиотеке. На каждой станции команда может набрать определенное кол...

Квест-игра на 8 Марта для 5,6,7 классов

Сценарий квест-игры на 8 Марта для 5,6,7 классов...

Квест-игра «Здоровое питание-здоровый образ жизни!» для 5 классов

Девиз игры: "Мы умеем думать, мы умеем рассуждать, что полезно для здоровья, то и будем выбирать!"...

КВЕСТ – ИГРА по математике для учащихся 8-9-х классов «Остров знаний»

КВЕСТ – ИГРА по математике для учащихся 8-9-х классов «Остров знаний»Цель мероприятия: обеспечить развитие математической грамотности школьников в соответствии с 3 уровнем между...

Квест-игра "Земля-наш общий дом"

Цель: воспитание экологической культуры и экологической грамотности обучающихся через организацию игровой деятельности.Задачи: Развивать познавательный интерес и познавательную активность обучающихся....

Квест- Игра " По дорогам сказок А.С. Пушкина" 6 класс

Цель: собрать ключевую фразу. Командам выдаются маршрутные листы, в которых фиксируются названия этапов, ставится отметка о его прохождении....