психолого-педагогический тренинг "Конфликты детей раннего возраста"
план-конспект по психологии

Олеся Юрьевна Мягкова

Тренинг разработан для педагогов ДОУ, содержит элементы самопознания, теорию по конфликтологии, а так же проблемную ситуацию, наиболее часто встречающуюся в практике воспитателей.

Очень полезен этот тренинг для начинающих воспитателей, когда в группе участвуют и педагоги с большим стажем работы, обмен опытом происходит ненавязчиво и не выглядит как поучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект тренинга17.19 КБ
Файл презентация565.18 КБ
Файл тест0 байтов

Предварительный просмотр:

Тренинг психолога для воспитателей групп раннего возраста: «Детские конфликты»

Задачи:

- обмен имеющимся опытом;

- проработка оптимальных способов решения детских конфликтов.

- психологическое просвещение педагогов.

План проведения тренинга

  1. Приветствие, установление эмоционального контакта.
  2. Постановка задачи
  3. Причины конфликтов
  4. Анализ способов решения конфликтов
  5. Выработка оптимальных способов.
  6. Рефлексия

Ход тренинга

  1. Приветствие, установление эмоционального контакта.

Участники становятся в круг, берутся за руки и поочередно здороваются со всеми по имени.

  1. Постановка задачи

Сегодня мы поговорим о конфликтах в общем смысле, и особое внимание уделим детским конфликтам. Что же такое конфликт? Конфликт – это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений, это отягощенные эмоциональным напряжением разногласия между людьми.

С конфликтами мы сталкиваемся постоянно.  В магазине, на дороге, на работе, в семье. Даже самые близкие люди хотя бы изредка, но конфликтуют между собой. Избежать этого невозможно. Но зная природу конфликтов можно найти пути решения конфликта и снизить его негативные последствия. Склонность в эмоциональному спору заложена в нас самой природой. В этом мы можем с вами убедиться глядя на детей, которые часто конфликтуют и весьма эмоционально, несмотря на то что специально их этому никто не учил. О глубокой природе конфликтов мы поговорим отдельно, если захотите, а сегодня речь пойдет о детских конфликтах, и конкретно о конфликтах детей раннего возраста с которыми мы работаем.

Детские конфликты делятся на две большие группы: это конфликты «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок». Обратимся ко второй группе.

  1.  Выявление причин детских конфликтов и поиск возможных способов их решения

Предлагаю участникам группы вспомнить различные случаи детских конфликтов, с которыми им приходилось сталкиваться в работе.

Это могут быть такие: ребенок забирает у ровесника игрушку; ребенок ощупывает, лезет в глаза, тянет за одежду второго ребенка, ребенок отталкивает ровесника от взрослого; ребенок проявляет немотивированную агрессию (бьет, тянет за волосы, щипает); ребенок отказывается решать конфликт с ровесником, отказывается мириться (толкает, отталкивает, плачет).

Давайте определим основные причины:

Конфликты со сверстниками могут быть обусловлены различными причинами, в основе которых положены особенности отношения детей раннего возраста к людям и предметам, которые его окружают. Главными для них являются не стремление к общению со взрослыми, а к обследованию предметов. Ровесник сначала часто воспринимается ребенком как «помеха» в реализации этих стремлений или рассматривается как объект, интересный для исследования. А в тех случаях, когда дети пытаются сделать что-то вместе, им не хватает навыков взаимодействия с равным партнером. Ребенок рассматривает сверстника как препятствие в общении с взрослым; ребенок относится к сверстнику как к интересной, новой игрушке; ребенок хочет общаться или играть вместе со сверстником, но не умеет взаимодействовать с ним.

Расскажите о своем опыте работы, с чем сталкивались, какие затруднения встречали?

  1. Анализ способов решения конфликтов

Давайте рассмотрим типичный пример: Коля играется машиной. Его ровесник Ваня сначала наблюдает за его игрой, потом подходит и пытается отобрать у Коли игрушку. Коля отталкивает от себя сверстника, сердито кричит на него, но машину не отдает. Ваня настойчиво продолжает тянуть игрушку к себе.

Обсудим возможные варианты решения конфликта.

Педагоги могут предложить:

- отвлечь внимание одного из детей другой игрушкой, интересным занятием;

- организовать совместную игру с машинкой, предложив одному ребенку быть шофером, а второму – загрузить машину кубиками для возведения дома;

- отобрать игрушку и отвести детей друг от друга;

- запретить Ивану забирать игрушку и отдать ее Коле;

- предложить Коле отдать игрушку Ивану;

- объяснить детям, что ругаться из-за игрушки нельзя;

- предложить детям очередность игры с машинкой и тому подобное.

  1. Выработка оптимальных способов.

А теперь давайте выберем из предложенных вариантов оптимальные.

Среди них будут такие как: педагоги привлекают внимание детей к эмоциональному состоянию друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлению сочувствия, жалости, стремятся разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, или переключение внимания детей на другие виды деятельности или предметы, помогают детям формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий.

Выбирая тот или иной вариант, педагоги должны обосновывать его, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности, степень эмоциональной напряженности конфликта). Например, если конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания взрослого и будет трудно переключить их внимание на другие занятия; в более спокойной ситуации целесообразно предложить детям такие позитивные способы примирения, как совместная игра.

  1. Самопознание

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ

В тесте использованы диагностические показатели, которые являются наиболее устойчивыми в течение всей жизни человека.

Тестовые задания:

1.Переплетите пальцы рук и заметьте, какой палец оказывается сверху.
2.Прицельтесь, выбрав мишень, и определите, какой глаз у Вас ведущий.
3.Переплетите на груди руки ("наполеоновская поза") и заметьте, какая рука окажется сверху.
4.Проверьте, какая рука при аплодировании оказывается сверху.

  1. Рефлексия

Как вы считаете, тема которую мы обсуждали важна?

Что вы узнали нового?

Что вы возьмете для использования в работе?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликты детей раннего возраста Психолого-педагогический тренинг для воспитателей групп раннего возраста

Слайд 2

Что же такое конфликт ? Конфликт – это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений, это отягощенные эмоциональным напряжением разногласия между людьми.

Слайд 3

Детские конфликты делятся на две большие группы : «ребенок – взрослый» «ребенок – ребенок»

Слайд 4

Случаи детских конфликтов: 1 . делят игрушки 2. за место лидера 3. ревност ь за взрослого 4.агрессия

Слайд 5

Причины детских конфликтов: 1.не умеют управлять эмоциями 2. нет навыков взаимодействия 3.воприятие сверстника как помеху

Слайд 6

Варианты решения конфликта: 1.замена игрушки 2. совместная игра 3. очередность игры 4. переключение внимания на другую игру 5. изъять игрушку 6. провести беседу

Слайд 7

Одно из основных умений воспитателя – владение способами разрешения детских конфликтов


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста

На современном этапе развития образования сопровождение развития ребенка — это сфера деятельности не только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной дея­тельности разных специа...

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста

Что же такое сопровождение?Сопровождение – это помощь ребёнку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребёнку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем...

Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...

авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.

Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообр...

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания учителя-логопеда  в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...