Модель службы психолого-педагогического сопровождения
статья по психологии

Горюшкина Ольга Михайловна

Статья раскрывает опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения в КГБОУ "Ачинская школа № 3". Будет полезна педагогам-психологам, руководителям служб сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pps.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Горюшкина Ольга Михайловна, педагог-психолог 

Ваганова Инна Константиновна, педагог-психолог

КГБОУ «Ачинская школа № 3»,

г. Ачинск,

 

Аннотация: В данной статье речь пойдет об опыте создания модели Психолого Педагогической Службы в КГБОУ «Ачинская школа № 3». Статья раскрывает цель, задачи, принципы Службы сопровождения. Особое внимание уделяется направлениям работы. Материал будет полезен педагогам – психологам общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: Служба, модель, реестр, целевая группа, адресная помощь.

В течение года в нашей школе прошла реорганизация, объединение трех общеобразовательных учреждений в одно. В настоящее время это КГБОУ «Ачинская школа № 3» с тремя отделениями, имеющими разные нозологии: 1 отделение для глухих  детей и детей с нарушением слуха, 2 отделение для детей с нарушением интеллекта, 3 отделение для слепых и слабовидящих детей и с нарушением опорно-двигательного аппарата. Все обучающиеся имеют статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с реорганизацией возникла острая необходимость в изменении работы службы сопровождения.

Была создана рабочая группа из педагогов-психологов каждого отделения, для создания новой психолого - педагогической службы сопровождения.

Мы изучили методические рекомендации «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях», учли особенности детей разных нозологий каждого отделения, познакомились с опытом создания службы в других образовательных организациях нашего края.

Рабочая группа разработала: модель службы сопровождения,  положение о службе психолого-педагогического сопровождения обучающихся, план работы службы, реестр целевых групп обучающихся в каждом отделении,  реестр адресной помощи каждого отделения, реестр психолого-педагогического сопровождения обучающихся каждого класса.

Цель Службы: создание условий обучающимся с разными психофизическими особенностями для успешного обучения, воспитания, социальной адаптации, а так же профессионального самоопределения и дальнейшего трудоустройства.

Основные задачи Службы:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка, вторичных отклонений, влияющих на процесс обучения;

-содействие в создании условий для эффективной социальной адаптации ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося;

-создание условий для успешного самоопределения с учетом индивидуальных психофизических особенностей и дальнейшего трудоустройства;

- формирование психолого-педагогической компетентности всех участников процесса сопровождения.

Основные принципы работы Службы

- принцип целостности и системности;

- принцип ценности и уникальности личности, приоритет личностного развития;

- принцип целесообразности и причинной обусловленности;

- принцип своевременности;

- принцип активности ребенка в образовательном процессе;

- принцип практической направленности;

-принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;

- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.

В состав Службы сопровождения входят специалисты: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы, социальные педагоги, тифлопедагоги, сурдологи. Специалисты взаимодействуют с учителями-предметниками, специалистами дополнительного образования, медицинскими работниками и администрацией организации.

В работе службы выстроена межотделенческая структура, с учетом индивидуальных особенностей каждой нозологии.

Рассмотрим механизм деятельности нашей психолого-педагогической службы.

Перед поступлением в первый класс нашей школы, каждый ребенок проходит комиссию, ПМПК. По заключению Комиссии определяется  программа, по которой будет учиться обучающийся в зависимости от нозологии.

В сентябре в каждом отделении проводится первичная диагностика вновь прибывших обучающихся. Которая включает в себя: работу с документацией (заключения ПМПК, личные дела, медицинские карты), наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика, социально-психологическое тестирование. Первичную диагностику осуществляют все специалисты службы сопровождения, по своему направлению.

По результатам диагностики составляется реестр целевых групп обучающихся (таблица формата XL, которая включает в себя следующую информацию о каждом ребенке: Ф.И.О., дата рождения, статус ребенка, рекомендованная программа, специальные условия для получения образования, сопровождение узких и медицинских специалистов и рекомендации для них, рекомендации по сопровождению специалистами дополнительного образования).

Так же на этом этапе составляется реестр адресной помощи каждого отделения с учетом нозологий. В него входят: внеклассная и внеурочная деятельность, медицинское сопровождение и сопровождение узких специалистов.

Целевые группы детей нашей школы: [1]

- дети, испытывающие трудности в обучении

- дети, нуждающиеся в особом внимании, в связи с высоким риском уязвимости: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети с отклоняющимся поведением, одаренные дети.

На следующем этапе каждый классный руководитель заполняет реестр психолого-педагогического сопровождения своего класса. С учетом целевой группы ребенка, учитель, совместно с педагогом-психологом, определяет адресную помощь для каждого обучающегося. После этого, в течение года, идет работа по программам адресной помощи, с промежуточным мониторингом в середине года.

Если определяется целевая группа детей, испытывающих трудности в обучении, то в адресную помощь первостепенно входит работа консилиума, сопровождение узких специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, тифлопедагога, сурдолога. Внеурочная деятельность больше будет направлена на развитие познавательной сферы.

Если целевая группа детей с проблемами в поведении, то адресная помощь будет включать в себя больше дополнительного образования: спортивные секции, различные кружки, для того чтобы помочь найти свои интересы, способности. Необходимо показать ребенку альтернативу отклоняющему поведению. Так же различные мероприятия по профилактике вредных привычек, терроризма и экстремизма.

Если целевая группа включает в себя одаренных, способных детей, в каком либо направлении, то и адресная помощь направлена на развитие этих способностей.

Один ребенок может находиться одновременно в нескольких целевых группах, в течение года по результату промежуточного мониторинга адресная помощь может меняться.

Основные направления деятельности службы.

Диагностическое направление включает в себя выявление целевых групп через  наблюдение, скрининговое, мониторинговое и углубленное изучение социально психолого-педагогических особенностей обучающихся, групп и коллективов на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.  Выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в создании специальных образовательных условий.

Диагностика проводится специалистами в соответствии с их профилем деятельности как индивидуально, так и с группами обучающихся в соответствии с планом работы на год.

Коррекционно-развивающее направление осуществляется на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов, педагогов и других специалистов.

В коррекционно-развивающую работу входит оказание адресной помощи каждой целевой группе с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, проведение психолого - педагогических мероприятий с целью устранения нарушений в психофизическом и интеллектуальном развитии и поведении, склонности к зависимостям и правонарушениям, формирование социально значимой жизненной перспективы.

Работая в этом направлении, специалисты и педагоги используют различные технологии с учетом нозологии детей.

В нашей школе созданы особые условия для обучающихся. Специализированная школьная мебель для детей с различными нозологиями, у входа в школу установлен пандус, коридоры, по всему периметру школы, оснащены поручнями, лестницы оборудованы безопасными перилами, в туалетах имеются специализированные туалетные кабинки.

Оборудованы кабинеты для коррекционно-развивающей работы.

Это сенсорная комната, кабинет Монтессори, кабинет педагога-психолога со столом для рисования песком, кабинет учителя-логопеда с игровым набором и мозайкой «Дары Фрёбеля». Для детей с нарушение слуха есть кабинет слуховой работы для фронтальных занятий, аудиометр, электороакустическая звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования, индукционная петля, технология фонематического ритма. Медицинское сопровождение включает в себя работу кабинетов: ЛФК, галокамера, фитобар, кабинет массажа. Профориентационные мастерские для проведения уроков технологии.

Консультативное направление это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательных отношений в вопросах развития, воспитания и обучения посредством консультирования.

Аналитическое направление включает в себя анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию. Участие в деятельности консилиума, совета по профилактике правонарушений, заседаниях методических объединений, семинарах, конференциях по проблемам воспитания развития и социализации обучающихся.

 Профориентационное направление это психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их психофизических особенностей, интеллектуально – личностных возможностей, мотивационной направленности и социально – экономической ситуации на рынке труда.

Просветительское направление обеспечивает формирование у обучающихся, и их родителей (законных представителей), у педагогических работников образовательного учреждения потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития. Создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, на каждом возрастном этапе.

Результатом работы нашей службы является создание условий, которые способствуют освоению образовательных программ, в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями и успешной интеграции детей с ОВЗ в социум.

Библиографический список:

  1. Методические рекомендации «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях», Министерство Просвещения РФ, 2020г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельно...

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельности по...

Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Московской области

Положение о Службе  психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Московской области...

Модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Обеспечение  системного подхода к организации условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи детям этой категории в успешной интеграции в социуме и в осв...

Создание образовательного пространства для эффективного самоопределения обучающихся ГБОУ школы №467 Колпинского района СПб на примере интеграции службы психолого-педагогического сопровождения, ОДОД и внеурочной деятельности.

В данном материале дается описание практико-ориентированной модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в интеграции с отделением дополнительного образова...

Программа работы Службы психолого- педагогического сопровождения ОУ

Программа раскрывает с содержание направлений  работы всех специалистов  и сотрудников службы сопровождения ОУ....

Печатное издание на тему комплексного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей с интеллектуальными нарушениями в работе специалистов службы психолого-педагогического сопровождения : "Неделя специалиста: Зимние забавы".

В данной книге содержатся занятия (мероприятия) специалистов СППиСС ГКОУ СКОШИ № 52 (Москва) по формированию и развитию навыков социализации и коммуникации у детей с интеллектуальными н...