Презентация на тему "Потенциал подростка"
презентация к уроку по психологии (11 класс)

Описание подростковых новообразований и особенностей в рамках элективного курса для 11 класса "Психология человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potentsial_podrostka.pptx266.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологический потенциал в подростковом возрасте.

Слайд 2

Целеустремленность, настойчивость быстро сменяется импульсивностью Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости Неустойчивость интересов Для подростков характерна полярность психики

Слайд 3

Внутренний Конфликт Я – уникальная личность Я – такой же как и все Быстрая смена настроения Каковы ощущения подростка ? Чувство взрослости Половое созревание

Слайд 4

Новообразования личности подростка ● Интересы ; ● Потребности; ● Чувство взрослости; ● Становление нового уровня самосознания ("Я-концепция", рефлексия); ● Устойчивость эмоций и чувств;

Слайд 5

Сфера интересов Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблему интересов. Выделяют две фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов: в негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются сексуальные влечения, отсюда - снижение работоспособности, ухудшение успеваемости, грубость, повышенная раздражительность подростка, недовольство самим собой, беспокойство; позитивная фаза характеризуется зарождением новых, более широких и глубоких интересов, развивается интерес к психологическим переживаниям других людей, к собственным переживаниям, обращенность подростка в будущее реализуется в форме мечты.

Слайд 6

Доминирующие потребности подросткового возраста Доминирующие потребности подросткового возраста: потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым. Потребность быть и считаться взрослым удовлетворяется в общении со взрослым: подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав. Конфликты и трудности подростка в общении со взрослым возникают из-за расхождения их представлений о характере прав и степени самостоятельности подростка: если взрослый не изменяет своего отношения к подростку, то он сам становится инициатором перехода к новому типу отношений.

Слайд 7

Самосознание Начало подросткового периода характеризуется качественным сдвигом в развитии самосознания: у подростка начинает формироваться позиция взрослого человека, появление которой означает, что он субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно присваивает эти ценности, они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценки. Таким образом, по содержанию самосознание подростка есть социальное сознание, перенесенное внутрь

Слайд 8

Чувство взрослости Особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых - чувство взрослости. Это стержневая особенность личности, выражающая новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру. Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты " псевдовзрослости ": курение сигарет, употребление алкоголя, наркотиков , тусовки , ( внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копирует любые взрослые отношения.

Слайд 9

Виды взрослости (Т.В. Драгунова) Подражание внешним признакам взрослости (курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание взрослым в одежде и прическе, т.е. поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение); стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о "настоящем мужчине", воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость; социальная взрослость (складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как помощника, часто в семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, стремится овладеть практическими умениями, оказать реальную помощь и поддержку), интеллектуальная взрослость (связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования). Чувство взрослости обнаруживает себя по-разному. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, побуждать подростка к выяснению его сильных и слабых сторон, помочь добиться успеха. В этом случае подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать собственную точку зрения).

Слайд 10

Стереотипы поведения Для девочек характерны: эмоциональная восприимчивость, реактивность, гибкое приспособление к конкретным обстоятельствам, конформность поведения, склонность апеллировать к суждениям взрослых, к авторитетам семьи, стремление опекать младших, высокий интерес к своей внешности, сочетание кокетства с застенчивостью и стыдливостью, аккуратность, исполнительность, терпимость в повседневной деятельности, лучшая успеваемость по гуманитарным предметам. Мальчики больше интересуются областью отвлеченного (абстрактные явления, мировоззренческие проблемы, точные науки), менее конформны, более раскованы в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям, в неблагоприятных условиях у них легче возникает и труднее корригируется отрицательное отношение к школе, значительную роль в сознании и поведении приобретают сексуальные интересы.

Слайд 11

Рефлексия Новообразованием подросткового возраста является развитие рефлексии. Рефлексия - мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, способностей, характера, отношений и т.д. Формирование рефлексии становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития подростков. В 10-11 лет предметом рефлексивных ожиданий подростка выступают отдельные поступки. В 12-13 лет главным становится рассмотрение черт собственного характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В 14-15 лет в структуре личностной рефлексии существенно повышается критичность подростков по отношению к себе

Слайд 12

Я-концепция Новый уровень самосознания, центральное новообразование подросткового возраста - Я-концепция - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Существует тенденция рассматривать Я-концепцию и как результат, итоговый продукт процессов самосознания. В10-11 лет около 1/3 подростков дают себе полностью отрицательные характеристики; некоторые подростки, подчеркивая свои многочисленные недостатки, выделяют единственную черту, которая им нравится, то есть самооценке присущ отрицательный эмоциональный фон.

Слайд 13

Самооценка Самооценка подростка носит противоречивый характер: во-первых, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как маленького ребенка, во-вторых, наблюдается сочетание конкретной ситуативной и общей самооценки, когда каждая положительная и каждая отрицательная частная самооценка мгновенно приобретают глобальный характер. К концу подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию (формированию положительных качеств и преодолению отрицательных) .

Слайд 14

Развитие воли Особенности развития воли: ее неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву. В то же время умение владеть собой высоко ценится подростком, а отсутствие необходимых волевых качеств вызывает беспокойство. Стремление "стать более волевым человеком" в этом возрасте скорее "знаемый" мотив, не подкрепленный подлинным желанием измениться. По словам Л.С. Выготского, не слабость воли, а отсутствие или слабость цели дезорганизуют поведение подростка: необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений, личностно значимые для подростка. Л.И. Божович подчеркивала, что возникновение постоянных (стержневых) личностных интересов, которые характеризуются " ненасыщаемостью ", делает подростков целеустремленнее и организованнее.

Слайд 15

Нравственные убеждения В переходном возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения, которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка. В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм. Решающее значение для нравственного развития подростка имеет интимно-личное общение со сверстниками: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новых взрослых позиций. Формируется нравственное мировоззрение, под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, к формированию нравственной позиции.

Слайд 16

Подростковый эгоцентризм Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма: подросток затрудняется в дифференциации предмета своего мышления и мышления других людей и вследствие интенсивного анализа и оценки себя у него возникает иллюзия, будто другие люди непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей, чувств. Типичная возрастная особенность - склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки. Один из компонентов эгоцентризма - феномен "воображаемой аудитории" - убежденность подростка в том, что его постоянно окружают некие зрители, а он все время находится на сцене. Другой компонент эгоцентризма - личный миф ("сказка о самом себе") - вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях. Постепенное преодоление подросткового эгоцентризма происходит по мере развития близких доверительных отношений со сверстниками, которые делятся друг с другом своим аффективным опытом.

Слайд 17

Характерные проявления подросткового кризиса Критичное отношение к внешности. Образование групп по интересам. Обостренный интерес к сексуальным темам. Нарушение «табу»: первый опыт употребления алкоголя, курения. Ревностное соблюдение личной дистанции. Резкость, категоричность оценок. Чувствительность и ранимость, скрываемые под маской показного равнодушия.

Слайд 18

Эмоциональная сфера Эмоциональная сфера характеризуется большой яркостью, силой, устойчивостью. Исследования показали, что подростки чаще испытывают сильные положительные или сильные отрицательные эмоции и реже находятся в нейтральном состоянии. Эмоции имеют тенденцию к " самоподкреплению " (неосознанное желание сохранить ту или иную переживаемую эмоцию, как позитивную, так и негативную), что свидетельствует о ригидности эмоций подростка, их инертности. В этот период повышена потребность в эмоциональном насыщении, в жажде ощущений (отсюда - любовь к громкой музыке, рискованные формы поведения). Выражение эмоций бурное и непосредственное, подростки часто не могут сдерживать радость, гнев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Вредные привычки подростков "

Привычки детей переходного возраста...

Презентация на тему:"Подросткам о конфликтах".

Презентация "Подросткам о конфликтах" успешно используется на групповых и индивидуальных коррекционных занятиях и консцльтациях с подростками. Была использована при проведении круглого стола "Россия м...

Презентация "Правовая ответственность подростков"

В данной презентации расскрывается:1. Понятие закона и правонарушений;2. За что наступает уголовная ответственность и наказания за эти преступления;3. Говорится об административной ответственности под...

Презентация "Психологические особенности подростка".

Презентация о психологических особенностях подростка, об их проблемах. В презентации даны рекомендации рекомендации учителям....