Трудные подростки
методическая разработка по психологии

Мачтакова Юлия Владимировна

Рекомендации родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_podrostki.docx97.39 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям «трудных» подростковтрудные дети

Необходимо знать и помнить, что вызывающее поведение подростков, всего лишь проявление «защиты». В этих случаях взрослые должны использовать  разумные методы и приемы педагогического воздействия.

доверие; 

моральная поддержка и укрепление веры в свои силы; 

вовлеченность в интересную деятельность;

проявление доброты, внимания, заботы,

просьба;

поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, выражение положительного отношения). 

Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
-   поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

•         форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

•         награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- помните важнейшее положение: чтобы ни случилось, не лишайте ребенка
заслуженной похвалы и награды;

•      никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;

•      ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка, Уважайте тайну ребенка;

- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но

обязательно весело и жизнерадостно;
-     всегда учитывайте состояние ребенка;
-     
не унижайте ребенка;
-    избегайте «навешивания ярлыков», соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

«авансирование» личности. 
Предоставление ребенку определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает.

* обходное движение. 
Различное отношение взрослого к ребенку находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, ребенок, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка педагога или родителя силой своего авторитета производит на ребенка сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, ребенок благодарен взрослому за поддержку. Такие минуты не забываются. Взрослый становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление, исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие.

* прощение. 
Умение прощать — необходимейшее качество для родителей. Самое главное — трезво оценивать факты. Родитель должен уметь любого в любом случае простить; все понимать — это все прощать.

убеждение и личный пример. 
Убеждение — это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример - важный аргумент правоты родителя.
Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик - это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему - вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок,
 он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, что правильно понять его, принять и вовремя помочь.

Рекомендации родителям трудных подростков

1.     Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребёнку нужен индивидуальный подход.

2.     Усильте познавательный интерес. Вовлекайте дочерей в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

3.     Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

4.     Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуационно.

5.     Необходимо найти  сильные качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребёнка необходимо верить – это главное!

6.     Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребёнком, избегайте резких выражений.

7.     Цените откровенность подростка, искренне интересуйтесь его проблемами.

8.     Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете подростка.

9.     Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства. Постарайтесь относиться к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и  уязвимости.

10.   Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

11. Не говорите об объекте увлечения вашего ребёнка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

12.  Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только ещё учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чём плохом.

13.  Установите со своим ребёнком дружеские отношения, и вы будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но и влиять на его поступки.

14.  Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

15.  Помните, что с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой – стремиться оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Есть ли шанс у "трудного" подростка?!"

Современная вечерная или сменная школа, ее возможности для учащихся, которые оооказались в трудной жизненной ситуации: асоциальная семья, правонарушения и преступления, молодые родители. Могут ли они ...

Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"

Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....

Социальная адаптация трудных подростков.

Объяснительная запискаДанная работа посвящена и разработана для подростков «группы риска».Мы являемся социальными педагогами в Каширской специальной общеобразовательной школе для детей и подрост...

Трудные подростки: причины и пути коррекции

Материал может быть использован классным руководителем на родительском собрании, психологом, социальным педагогом, заместителем директора по ВР в своей внутренней работе, для выступлений. Дается общая...

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ

Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....

Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)

В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение....