Памятка для педагогов по сохранению психологического здоровья
консультация по психологии

Суханова Татьяна Борисовна

Одним из компонентов компетентности педагога по вопросам сохранения здоровья является умение поддерживать свое здоровье и противодействовать Синдрому эмоционального выгорания, эффективно применять способы сохранения здоровья и создавать здоровьесберегающую среду для своих учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_uchiteley_psiologicheskoe_zdorove_pedagoga.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для учителей

по сохранению психологического здоровья

На современном этапе развития общества и образования педагог испытывает большие перегрузки, подчас превышающие ресурсы организма: физиологические, психологические, когнитивные, энергетические. В связи с этим появляется переутомление, нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Одним из компонентов компетентности педагога по вопросам сохранения здоровья является умение поддерживать свое здоровье и противодействовать СЭВ, эффективно применять способы сохранения здоровья и создавать здоровьесберегающую среду для своих учеников.

Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:

•      во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;

•      во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима работы и благоприятных условий для воспитания и обучения детей.

Главная причина возникновения    СЭВ    

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ   ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

   Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (физическими и психологическими),    у человека нарушается состояние равновесия, что неизбежно приводит к возникновению СЭВ.

Стадии синдрома эмоционального     выгорания:

 

1. Истощение (формируется в течение 3–5 лет)

2.Личностная отстранененность

                        (формируется в течение 5–10 лет)

3. Ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания

                        (формируется в течение 10-20 лет)

КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

•      Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

•      Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

•      Подбирайте дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

•      Перестаньте искать в работе счастья или спасения. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

•      Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.

•      Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

•      Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

•      Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за кого-то его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

 

- Определение краткосрочных и долгосрочных целей

- Уход от ненужной конкуренции

- Эмоциональное общение

- Поддержание хорошей физической формы

- Использование «тайм-аутов» (отдых от работы)

- Овладение навыками саморегуляции

- Профессиональное развитие и самосовершенствование

- Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки

- Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой

- Проще относиться к конфликтам на работе

- Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

- Иметь в виду, что управление своими эмоциями основывается на сознательном контроле.

- Сказать себе: «Я понимаю, почему так переживаю. Раз я понимаю причину, то я должна прекратить нервничать и спокойно решать вопрос (или спокойно ждать, когда время изменит ход ситуации)».

- Не занимайтесь постоянной самокритикой, это приводит еще к большему «самобичеванию».

- Лучшее спасение от тревоги – уверенность в себе!

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА

1. Утренняя гимнастика:

- «Твист»-гимнастика

- Массаж кистей и стоп

- Гимнастика для суставов

2. В течение дня упражнения для снятия усталости, напряжения:

-  «Владей собой среди толпы смятенной»

- Упражнение на снятие физического напряжения

- Массаж точек на лице

3. При стрессе и в конце  рабочего дня:

- Лобно-затылочная коррекция.

- Дыхательные упражнения

-          Настрои-утверждения: «Я справлюсь! Я молодец! Я владею ситуацией! Я уже чувствую себя лучше!»

4. Улыбка в течение всего дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья...

Повышение эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся

В предлагаемом образовательном проекте на основе теоретического осмысления психологических подходов к исследованию поведения педагога как личности в коллективной деятельности  обозначена глубокая...

Статья "СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ"

В данной статье представлен материал о снятии психологического стресса педагога в комнате релаксации....

Программа работы педагога психолога по сохранению психологического здоровья педагогов

Организация  работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной...

Сохранение психологического здоровья педагогов как важный фактор повышения качества образования

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение психологического здоровья педагогов...

Роль деятельности педагога-психолога по сохранению психологического здоровья всех участников образовательной деятельности в формировании конкурентноспособности школы.

Конкурентоспособность образовательного учреждения складывается и многих компонентов. Одним из основных условий конкурентоспособности является позитивный имидж, т.е. положительное отношение к образоват...

Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде.

Профилактика и сохранение психологического здоровья в образовательной среде....