Детские страхи и способы их преодоления
методическая разработка по психологии

Проявления детских страхов весьма разнообразны. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. «Страхи – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх возникает всегда в конкретной и близкой, уже наступившей опасности» (Спиваковская). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi_i_sposoby_ih_preodoleniya.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Детские страхи и способы их преодоления

Проявления детских страхов весьма разнообразны. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. «Страхи – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх возникает всегда в конкретной и близкой, уже наступившей опасности» (Спиваковская). Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия.

Сходства и отличия страха и тревоги. От страха следует отличать состояние тревоги. Если страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании, какого – то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Учёный К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога — это комбинация некоторых эмоций, а страх — лишь одна из них.

Известный физиолог И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Американский психиатр Гарри Стэк Салливан считал, что в психике любого человека можно разобраться, лишь распутав клубок взаимоотношений, в которых он находится с другими людьми и в которых отчетливо проявляется его индивидуальность. Психологи и психиатры Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали, что распространенная причина появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. А. И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел дневные и ночные страхи у детей, причины их возникновения и способы преодоления. Д.Боулби считал одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха.

Страхи различаются по характеру, по степени интенсивности, по степени реальности, природные, социальные, ситуативные, личностные, острые, хронические, реальные, воображаемые (Классификация страхов А.И.Захарова).

Поводом возникновения страхов являются: наличие страхов у родителей, главным образом у матери. Тревожность в отношениях с ребёнком. Избыточное предохранение от опасности. Большое количество запретов. Гиперопека над единственным ребенком в семье. Одиночество, боль. Эмоциональная чувствительность, впечатлительность. Конфликтные ситуации в семье. Поступление в школу.

Первый год жизни - отсутствие матери (7 мес.) - боязнь чужих (8 мес.) - беспокойство при громких звуках (8 мес.) - повышается чувствительность к голосу матери( 8 мес)

От 1 года до 3 лет - боязнь разлуки с родителями (1 -2) - травм (1 – 2) - незнакомых людей - неожиданных звуков (2) -боязнь темноты (к 2 годам) -сказочных персонажей (к 2 годам) - наказания (2 – 3 года) - боли (у врача) - одиночества (2-3 года) - засыпания - страшные сновидения (сказ. персонаж волк, ближе к 3 годам Баба Яга).

От 3 до 5 лет - одиночества - темноты - замкнутого пространства - страшные сновидения (присоединяются Бармалей, Карабас – Барабас.в 4 года Кощей.) – наказания.

От 5 до 7 лет - перед тем как заснуть - страшных сновидений - страх замкнутого пространства - страх смерти (родителей и близких) - нападения - темноты - огня - пожара - войны - уколов - боязнь заболеть (у девочек) - боязни стихии (у мальчиков) - Змея Горыныча - страхи животных - боязнь змей (укуса) - опоздать в сад (школу).

Непосредственные страхи дошкольников: приход в детский сад. Незнакомая, удивительная игрушка. Поломка игрушки. Плач, крик сверстника, друга. Нападение сверстника, друга. Отвечать на занятии. Неуспешность в деятельности. Незнакомые звуки. Запрет, ругань, крик со стороны взрослых. Незнакомое помещение. Появление и приближение незнакомых взрослых или детей.

Как выявить  тот или иной страх и какие страхи вообще бывают? В психологии существует проективный метод диагностики страхов. Ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится. Наблюдение за ребенком в процессе рисования позволяет сделать вывод о том, что графическое изображение ночных или дневных страхов требует от ребенка определенных волевых усилий, но снижает напряжение от тревожного ожидания их реализации. После задается вопрос: «Ты нарисовал страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». Затем ребенку предлагается разорвать страх, нарисованный на листе бумаги на мелкие кусочки или спрятать в шкаф к педагогу, где будет храниться всегда.

Так же мы используем диагностику «Страхи в домиках» Предлагается расселить в красный и черный домики страхи. «В каком домике будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные?» Далее перечисляются страхи, а ребенок показывает на соответствующий дом. После проведения теста можно разделить данные страхи на 6 факторов, опираясь на классификацию А.И.Захарова. 1 фактор «Архаические страхи»– огня, животных, темноты, воды, стихии. 2 фактор «Пространственные страхи» - открытых площадей, замкнутых пространств, глубины, высоты, транспорта. 3 фактор «Социальные страхи» - врачей, заболеть, уколов, пожара ,войны. 4 фактор «Витальные страхи» - боли, крови, неожиданных звуков, смерти ,смерти родителей. 5 фактор «Школьные страхи» - опоздания в школу, мамы и папы, наказания, нападения. 6 фактор «Магические страхи» - когда остаешься один, каких-то людей, сказочных персонажей, перед тем, как заснуть, страшных снов.

 Используем тест для родителей на оценку уровня тревожности ребенка (А.И.Захаров) Задание заключается во внимательном прочтении и оценке, насколько для ребенка характерны те или иные проявления. + - ярко выражено - - отсутствует 0 - проявляется периодически Ваш ребенок.

Это интересно! Если ребенку часто снится Бармалей, Кощей и он его боится, то, вероятно, у малыша проблемы в отношениях с отцом. Если же ребенку снится Баба Яга – это отблеск конфликта с матерью.

Баба яга или Кощей снятся часто если родители: отдаляются от своих детей, предоставляя им возможность полностью обслуживать себя; все дело в том, что это продиктовано эгоизмом, отсутствием внимания к эмоциональным сторонам психики, переключением любви на другого, недавно родившегося ребенка; 2. Постоянно раздражены и недовольны своим чадом, непоследовательны и противоречивы – обещают одно, делают другое, часто меняют решения, двойственны в отношениях с детьми. 3. Проявляют жестокость, не принимают извинений, используют физические способы наказания. 4. Не способны найти согласие друг с другом, без конца ссорятся и пытаются привлечь ребенка на свою сторону.

Страх воды абсолютно нормальное явление и у большинства детей он проходит сам по себе по мере взросления. Основные формы проявления – страх перед мытьем в ванне или под душем и страх купаться в различных водоемах. Дети боятся не утонуть, как часто думают взрослые, а каких-то конкретных свойств воды. Необходимо сделать необходимые контакты с водой максимально комфортными. Показывать ребенку, что вода может быть приятной и полезной. Обсуждать с ребенком его страхи и опасения по поводу воды и того, что с ней связано. Приучать ребенка к воде «от простого к сложному», придумывая игры, которые могут его заинтересовать Поддерживать ребенка, подчеркивая его успехи и достижения, хвалить его.

Страх темноты. Под разными предлогами отказывается бывать в недостаточно хорошо освещенном месте. Капризничает перед сном. Затягивает период подготовки ко сну. Плачет по ночам. Прибегает по ночам в постель к родителям. Необходимо постепенно «приручить» темноту, сделать ее привычной и «неопасной», предлагая ребенку специальные игры и вознаграждая за сделанные успехи. Предлагайте рисовать свои страхи, выражая собственные чувства. Рассказывайте сказки, в которых герои успешно справляются с этим страхом.

Страх потерять любовь родителей. Длительная разлука с родителями или развод родителей. Отсутствие у родителей привычки выражать теплые чувства к ребенку. Необходимо, как можно чаще говорить ребенку о своей любви, проявлять ее в своих поступках. Объяснить ребенку, почему эта разлука неизбежна. Заверить ребенка, что эта разлука закончится, помочь ему сориентироваться во времени и в тех делах, которыми он может заниматься в ваше отсутствие.

Страх перед обидчиками. Неумение постоять за себя. Чрезмерное желание защитить себя и свои интересы. Причины: неуверенность в себе, ограниченный опыт общения со сверстниками, приводящий к неумению согласовывать свои действия с действиями других детей, понимании причин поступков других детей. Необходима помощь ребенку в выборе сильных эмоций, связанных с обидными событиями. Повышение самооценки ребенка, формирование уверенности в себе. Обучение ребенка навыкам конструктивного решения конфликтов, понимания состояния другого человека, сопереживании, контроля за своим эмоциональным состоянием.

Страх выступлений. Постоянные разговоры ребенка о предстоящем выступлении, как с тревожными нотками, так и без них. Излишне тщательные приготовления к выступлению. Отказ от участия в последующих выступлениях и даже от подготовки к ним. Причины: страх не соответствовать ожиданиям взрослых, низкая оценка результатов деятельности ребенка педагогами и родителями, ограниченный опыт публичных выступлений, неуверенность в себе и низкая самооценка. Необходимо создавать условия для повышения самооценки. Помогать замечать свои сильные черты. Создавать условия для «тренировок» в психологически безопасных ситуациях.

Страх насекомых, реальных и вымышленных животных. Причины личный опыт общения с насекомыми и животными, приведший к неприятным последствиям для здоровья ребенка. Косвенное «участие» насекомых и животных в напугавшей ребенка ситуации. «Необходимо не заставлять ребенка брать насекомое, животное в руки, а нарисовать пугающее насекомое или животное с постоянным уменьшением в размерах. Организовать контакт с этими насекомыми и животными в мультиках, фильмах, книгах. Создавать положительный эмоциональный фон вокруг пугающего животного. Обсудить с ребенком его страхи в тот момент, когда он находится в «эмоциональном тонусе».

Как избежать возникновения и закрепления страхов. Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении. Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.). Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка-Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…) Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.) Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу. Повышайте самооценку малыша. «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.). Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.

Как помочь ребенку, испытывающему страхи. Итак способы коррекции страхов: рисование  - игры для преодоления страха, - ролевые игры-драматизации. - сказки, стихи, песенки - куклотерапия – сказкотерапия. Выясните причину страха. Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый. Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку. Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.). Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает. Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить. Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны. Не запугивайте ребенка (часто неосознанно). Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).

Педагог – психолог МБДОУ « ДСКВ №27»

Клименко Ольга Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой ребенка может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно...

Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления

Цель: научить вовремя распознавать детские страхи и правильно реагировать.Задача: проработать методику работы по борьбе с детскими страхами.Время: 40 мин.Ход мероприятия: Человеку свойствен...

Детская агрессивность и способы её преодоления

 Детство— период активной социа­лизации личности, когда происхо­дит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми. Среди них — детская агрессия. ...

Презентация родительского собрания "Детские страхи и их преодоление"

Презентация к первому родительскому собранию в 5 классе. К сожалению сильно сокращена. Кому нужно, напишите и я Вам отправлю полную версию....

Детская агрессивность и способы ее преодоления

Детство— период активной социа­лизации личности, когда происхо­дит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми. Среди них — детская агрессия.В пси...

Конфликты в детской среде и способы их преодоления.

Наверняка каждому из вас известно, что такое конфликт.Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, точек зрения.Причина конфликта - противоречия, вызванные различными или ...

Презентация Детские страхи. Причины возникновения и методы их преодоления.

Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность.Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолж...