Тренинг для лидеров самоуправления школы
методическая разработка по психологии

Цель: познакомить лидеров  школы между собой, приобрести навык работы в команде, ознакомиться с портретом лидера-организатора, активизировать работу самоуправления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_liderov_samoupravleniya_shkol_g.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для лидеров самоуправления школы

«ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДИН СПОСОБ ЗАСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ СЛЕДОВАТЬ ЗА ВАМИ, А ИМЕННО : ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ОНИ».

Ф.ПИКАБИА

Цель: познакомить лидеров школ между собой, приобрести навык работы в команде, ознакомиться с портретом лидера-организатора, активизировать работу самоуправления

Оборудование: бланки с анкетой, стикеры , ватманы, маркеры.

Содержание тренинга:

1. Введение.

Приветствие участников тренинга, представление тренера.

2. Упражнение –активизатор Молекулы” . Заканчивают в тройках.

Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Инструкция: “Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так – согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекулах может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Сейчас все начинают быстро двигаться по комнате, а когда я назову какое-либо число, например, три, атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.

3. Знакомство упражнение “Три товарища”

Цель: знакомство, получение первичной информации друг о друге, формирование коммуникативных навыков.

Группа делится на подгруппы по три человека в каждой. На каждую группу раздается анкета.

Анкета “Три товарища”

Вот три вещи, которые мы все любим:

1. _________________________________________

2. _________________________________________

3. _________________________________________

Вот три вещи, которые мы все не любим:

1. _______________________________________

2. _______________________________________

3. _______________________________________

В этом мы отличаемся друг от друга:

Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что я _________________________

Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что я _________________________

Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что я _________________________

4. Правила работы.

. Поздравляю, Вас. Мы узнали друг друга ближе и теперь нашу группу модно считать готовой к работе, а любая группа живет по принятым правилам. Прошу вас предложить свои правила работы. Записывают правила на ватмане.

5. Мозговой штурм «Портрет лидера - организатора». Прописывание на ватмане предложенных вариантов. Раздача печатного материала «Портрет лидера организатора».

6. Тест «Можете ли Вы стать лидером?»

Лидерство – это вызов самому себе, позволяющий подняться над посредственностью.

7. “Аплодисменты по кругу”

Цель: переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

Все становятся в круг. Психолог подходит к одному из участников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему и аплодируют и т. д.

8. Подведение итогов. Написать на стикерах: что понравилось, какие возникли идеи, какие появились вопросы.

9. Притча «Все в твоих руках».

Раздаточный материал «Я – лидер!»

Случай - притча: "Мастер дзен улетал из аэропорта Кеннеди. Там собралось много народу в зале ожидания - то ли погода нелетная, то ли еще что. По залу бродил какой-то репортер, задававший всем один и тот же вопрос, как это сейчас в моде. Вопрос был такой: "Что для вас самое отвратительное на свете?" Отвечали кто что - атомная война, измена жены... Конечно, репортер не мог пройти мимо буддийского монаха и задал ему свой вопрос. Мастер выслушал репортера и спросил его: "А кто вы?" - "Ну, я Джон Смит, репортер такой-то газеты..." - "Понимаю, но кто вы?" - "Ну, человек, в конце концов!" - "Это тоже ясно, но кто вы?" До репортера, наконец, дошло, так что он даже рот раскрыл. Тогда мастер говорит: "Вот это и есть самое отвратительное на свете - не знать, кто ты"".

Я – лидер!

Лучше быть львом однажды, чем овцой всю жизнь.

В каждом человеке есть потенциал к лидерству. Важно вовремя заметить в себе лидерские качества и целенаправленно их развивать.

Ответь, пожалуйста, на вопросы:

Кто я в коллективе (подчеркни): ведомый, лидер, «диссидент»

Диссидент (лат. – несогласный, противоречащий) – инакомыслящий человек, не согласный с

господствующей идеологией.

Что я могу сделать для сплочения коллектива:_________________________________________

________________________________________________________________________________

Какие лидерские наклонности есть во мне:____________________________________________

________________________________________________________________________________

Многие великие достижения – это плод коллективного труда

Какими качествами необходимо обладать человеку для эффективного сотрудничества в команде_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Какими из этих качеств, по твоему мнению, обладаешь ты:______________________________

________________________________________________________________________________

Какие из качеств, необходимых для эффективного сотрудничества в команде, в тебе недостаточно развиты:_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

С какими людьми тебе не хотелось бы работать в одной команде:________________________

________________________________________________________________________________

Я – лидер!

Лучше быть львом однажды, чем овцой всю жизнь.

В каждом человеке есть потенциал к лидерству. Важно вовремя заметить в себе лидерские качества и целенаправленно их развивать.

Ответь, пожалуйста, на вопросы:

Кто я в коллективе (подчеркни): ведомый, лидер, «диссидент»

Диссидент (лат. – несогласный, противоречащий) – инакомыслящий человек, не согласный с

господствующей идеологией.

Что я могу сделать для сплочения коллектива:_________________________________________

________________________________________________________________________________

Какие лидерские наклонности есть во мне:____________________________________________

________________________________________________________________________________

Многие великие достижения – это плод коллективного труда

Какими качествами необходимо обладать человеку для эффективного сотрудничества в команде_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Какими из этих качеств, по твоему мнению, обладаешь ты:______________________________

________________________________________________________________________________

Какие из качеств, необходимых для эффективного сотрудничества в команде, в тебе недостаточно развиты:_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

С какими людьми тебе не хотелось бы работать в одной команде:________________________

________________________________________________________________________________


Приложение 3

Можете ли вы стать лидером?

Отвечать надо «да», «нет» или «иногда». За утвердительный ответ вам полагается 3 балла, за отрицательный - 1, ответ «иногда» - 2 балла.

1. В трудной ситуации ваши друзья и даже просто знакомые обращаются за помощью именно к вам?

2. Если это в ваших силах, вы обязательно поможете тем, кто в этом нуждается?

3. Вы с легкостью выходите победителем из любого спора?

4. Вам нравится, когда окружающие интересуются вашим мнением по разным вопросам?

5. В какую бы компанию вы не пришли, вы обязательно оказываетесь в центре всеобщего внимания?

6. Вам нравится, когда на вас направлены взгляды окружающих, когда вас откровенно разглядывают?

7. Вы с удовольствием и без всякого стеснения выступаете на публике?

8. Вы легко сходитесь с людьми, вам не составляет труда подойти к любому человеку и заговорить с ним?

9. В детстве вы были заводилой в вашей компании, придумывали разные забавы и шалости?

10. Для вас самый лучший отдых - веселая компания, походы, пикники, танцы?

11. Вас раздражает в людях безынициативность, пассивность, покорность судьбе?

12. Когда вы ставите перед собой конкретную цель, вы обязательно добиваетесь своего?

13. Если с вашими друзьями происходят какие-то неприятности, вы переживаете, вините себя?

14. Вам хочется бросить все свои дела и уехать куда-нибудь далеко, спрятаться от всего мира?

15. Вам когда-нибудь говорили, что вы подавляете окружающих своей силой, напором, энергией?

Результаты теста:

15 - 18 баллов. Вы стараетесь не привлекать к себе внимания, самое комфортное состояние для вас - быть в чьей-нибудь тени. Брать на себя ответственность за что-то - тоже не для вас. Лучше делать то, что наверняка получится, за что не будет потом стыдно, что не вызовет насмешек (не дай бог!) окружающих. Вы привыкли к тому, что вас считают человеком скромным и незаметным. Наверняка, существуют ситуации или темы, где вы чувствуете себя более или менее уверенно. Ну и хорошо, не всем же быть лидерами.

19 - 23 балла. Скорее всего, вы очень стеснительны. Именно ваша робость мешает вам наслаждаться жизнью. В компании немногочисленных, верных, проверенных временем друзей вы расцветаете, ведете себя легко и непринужденно, у вас откуда-то появляется чувство юмора и уверенность в себе. Но среди малознакомых людей вы сразу замыкаетесь, прячете своё Я под маску вежливого дружелюбия. Может быть, вы получили слишком строгое воспитание, благодаря чему и приобрели комплекс неполноценности? Вам необходимо избавляться от неуверенности. Ведь на свете есть масса людей, которые лучше вас, еще больше тех, кто хуже вас, но такого человека, как вы нет и больше не будет. Вы уникальны! Никогда об этом не забывайте и держите себя соответственно.

24 - 29 баллов. Вас можно назвать «ведомым», потому, что вы привыкли во всем подчиняться тем, кого вы уважаете и признаете для себя авторитетом. Вы с детства с удовольствием играете роль «второй скрипки» и вполне возможно, что до сих пор вам и в голову не приходило примерить на себя имидж лидера. А может, стоит попробовать? У вас есть для этого все шансы. Для этого вам необходимо научиться думать и действовать самостоятельно, без оглядки на авторитеты. Кто вам сказал, что ваша точка зрения не самая лучшая?

30 - 37 баллов. Вы сами по себе. Вас трудно причислить к разряду «ведомых», но и до лидера вы не дотягиваете. Хотя, при желании, вы можете легко стать душой любой компании. Ведь вы легко высказываете собственное мнение, не боитесь спорить, умеете вовремя и удачно пошутить, знаете, когда лучше промолчать. В вас явно прослеживаются задатки лидера, просто вы их, по каким-то причинам, не развили. Может быть, вам это не нужно? Может быть, вы - человек настроения: сегодня можете сплотить вокруг себя людей, а завтра вам захочется уединения, тишины и чтобы вас все оставили в покое?

38 - 44 балла. Вы прирожденный лидер. Вам даже не приходится что-то специально делать, люди почему-то сразу покоряются вашей воле и с удовольствием выполняют все ваши инструкции и команды. Видимо, подсознательно они ощущают исходящую от вас энергию и поэтому вы всегда оказываетесь в гуще событий, «у штурвала». С одной стороны вам это очень нравится, а с другой - такой положение дел нередко вас утомляет. Вам все чаще хочется опереться на крепкое, сильное плечо, но увы, вокруг вас собираются только слабые, нерешительные и неуверенные в себе люди. Приходится все время быть сильным, а это утомляет. Постарайтесь «отпускать» какие-то ситуации, не давить на людей. Не стоит взваливать на себя чрезмерную ответственность за тех, кто подчиняется вам. Это неразумно.

45 баллов. Вам пора подумать о себе и о своем здоровье. Несомненно, вы по натуре - лидер. Но вы слишком перегрузили себя, взвалили себе на плечи весь земной шар и надорвались. И теперь ваша сила обернулась против вас. Вы устали и вам надо отдохнуть. Попробуйте, хотя бы, на какое-то время сменить окружение, место жительства, если можно - работу. Уехать от людей, привыкших к вашей опеке и покровительству, забыть о том, что вы - сильный, а все вокруг - слабые и беззащитные. В конце концов, многие просто паразитируют за ваш счет.

Приложение 4

Портрет лидера-организатора

Лидер может создать и сплотить команду

- вдохновляет других, видит проблему и умеет решить её;

- умеет вовлечь, ошеломить идеей, расположить к себе, например: «Ребята, у нас получится классный проект!»;

- до конца болеет за результат;

- заботится о взаимоотношениях в команде, чтобы каждый чувствовал причастность к общему делу;

- умело распределяет обязанности между членами команды;

- добивается сплоченности в группе, умеет управлять коллективом;

- своим поведением настраивает на сотрудничество;

- поддерживает и одобряет словами и поступками, создаёт благоприятную атмосферу;

- умело планирует этапы работы и распределяет время;

- раскрывает в других качества, например: «Маша, я уверен, что у тебя отлично получится. Попробуй это сделать.»;

- благодарит за вклад в общее дело.

Приложение 4

Портрет лидера-организатора

Лидер может создать и сплотить команду

- вдохновляет других, видит проблему и умеет решить её;

- умеет вовлечь, ошеломить идеей, расположить к себе, например: «Ребята, у нас получится классный проект!»;

- до конца болеет за результат;

- заботится о взаимоотношениях в команде, чтобы каждый чувствовал причастность к общему делу;

- умело распределяет обязанности между членами команды;

- добивается сплоченности в группе, умеет управлять коллективом;

- своим поведением настраивает на сотрудничество;

- поддерживает и одобряет словами и поступками, создаёт благоприятную атмосферу;

- умело планирует этапы работы и распределяет время;

- раскрывает в других качества, например: «Маша, я уверен, что у тебя отлично получится. Попробуй это сделать.»;

- благодарит за вклад в общее дело.


Пожалуйста, прочитайте утверждения, которые приведены ниже и выберите одно или два, которые Вам чем-то близки. Объясните свой выбор.

ВАЖНЫЕ УРОКИ ЖИЗНИ

Важно не то, что с нами случилось, а то, как мы вышли из этой ситуации.

Отреагировать намного легче, чем подумать.

Мы ответственные за свои поступки, независимо от того, какие чувства мы переживаем .

Никогда не стоит говорить ребенку, что его мечты бессмысленны и нереальны. Сложно придумать что-то более трагичное и обидное, если он вам поверит.

Доверие строится годами, а разрушается на протяжении нескольких секунд.

Важно не то, что ты имеешь в этой жизни, а то, кто рядом с тобой.

Проще зажечь одну маленькую свечу, чем проклинать темноту.

Двое могут одновременно смотреть на одну и ту же вещь, но видеть абсолютно противоположное.

Много говорить и много сказать - это не одно и то же.

Честный человек меньше подозревает других в нечестности.

Дружба заканчивается там, где начинается недоверие.

Побеждает лишь тот, кто верит.

Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.

Чудеса происходят там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они происходят.

Наилучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.

Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать.

Пожалуйста, прочитайте утверждения, которые приведены ниже и выберите одно или два, которые Вам чем-то близки. Объясните свой выбор.

ВАЖНЫЕ УРОКИ ЖИЗНИ

Важно не то, что с нами случилось, а то, как мы вышли из этой ситуации.

Отреагировать намного легче, чем подумать.

Мы ответственные за свои поступки, независимо от того, какие чувства мы переживаем.

Никогда не стоит говорить ребенку, что его мечты бессмысленны и нереальны. Сложно придумать что-то более трагическое и обидное, если он вам поверит.

Доверие строится годами, а разрушается на протяжении нескольких секунд.

Важно не то, что ты имеешь в этой жизни, а то, кто рядом с тобой.

Проще зажечь одну маленькую свечу, чем проклинать темноту.

Двое могут одновременно смотреть на одну и ту же вещь, но видеть абсолютно противоположное.

Много говорить и много сказать - это не одно и то же.

Честный человек меньше подозревает других в нечестности.

Дружба заканчивается там, где начинается недоверие.

Побеждает лишь тот, кто верит.

Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.

Чудеса происходят там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они происходят.

Наилучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.

Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей«Обучение команды актива ученического самоуправления «Школа «Лидер»»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Обучение команды актива ученического самоуправления «Школа «Лидер»»Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллект...

семинар - тренинг для классных руководителей "Школа лидера"

Школа была и остается одним из важнейших факторов социализации личности. Носителем какого социального опыта, каких ценностей, отношений будет выпускник, во многом зависит от характера той образователь...

Рабочая программа кружка ученического самоуправления "Школа Лидера" 5 - 11 класс

Цель программы:  Развитие лидерских качеств у обучающихся средних и старших классов в различных видах общественной и личностно значимой деятельности.Задачи программы:Развитие организаторских комм...

Тренинг "Я-лидер?"

Тренинг для участников программы "Школа Лидер"...

Тренинг "Я-лидер"

Тренинг "Я-лидер"...

Занятие-тренинг "Я-лидер"

Цель занятия: -развитие лидерских качеств,                         -сплочение детского коллектива;          ...

Тренинг «Я лидер»

Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон....