Выступление на родительском собрании "Первые проблемы подросткового возраста"
методическая разработка по психологии

Глушкина Мария Вячеславовна

Методическая разработка выступленияя на родительском собрании "Первые проблемы подросткового возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sobranie_podrostok.ppt2.44 МБ
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_na_temu.doc38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первые проблемы подросткового периода

Слайд 2

Притча о родителях и детях Однажды к мудрецу пришел человек.- Ты мудрый. Помоги мне. Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык. Она жестокая. Зачем ей сердце? Мудрец сказал.- Когда ты вернешься домой, напиши, ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей. На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:- Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже. Она вернула мне рисунок, полная негодования.- Что же она сказала тебе: - спросил мудрец.- Она сказала: « Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала? »

Слайд 3

Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Слайд 4

Модель подростка ребенок взрослый подросток

Слайд 5

Основные особенности подросткового возраста Ростовой скачок 2) Период бурного полового развития 3) Вегетативные нарушения Период стресса

Слайд 6

Ростовой скачок Быстрый рост Неравномерное развитие отдельных частей тела Рост опережает массу тела Соединительная ткань растет быстрее, чем мышечная Кости мягкие, податливые, мышечный тонус слабый Состояние «гадкого утенка» н / осанки, сколиоз, плоскостопие

Слайд 7

Особенности сердечно – сосудистой системы Чем быстрее растет подросток, тем больше нагрузка на сердце Размеры сердца опережают просвет сосудов Высокий объем кровотока Нарушения вегетативной регуляции AD скачет Шумы в сердце Неприятные ощущения в области сердца Носовые кровотечения Головокружения Физическая нагрузка должна быть регулярной и дозированной!

Слайд 8

Органы дыхания Бронхи растут быстрее, чем легочная ткань Стенка бронхов с несформированным мягким хрящом легко спадается, нарушается выведение мокроты Нарушения вегетативной регуляции Частое слабое или жесткое дыхание Прерывистое дыхание, чувство нехватки воздуха Обморочные состояния Подростки нуждаются в большом количестве О2

Слайд 9

Процессы метаболизма Гормональная нагрузка Накопления недоокисленных продуктов (шлаки, токсины) Нарушение выведения Неприятное дыхание Едкий запах пота Запоры Угри Регулярные гигиенические процедуры. Кисломолочные продукты, фрукты, овощи. Ограничить специи, контролировать углеводы.

Слайд 10

Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности.

Слайд 11

Поддержка семьи ребенку сейчас очень важна. Ему как никогда нужны родительское тепло и забота, понимание и доверие.

Слайд 12

Кто виноват? Если поведение сына или дочери сильно огорчает, следует пересмотреть стиль собственного воспитания. Вероятно, вы упустили какой-то важный момент. Не заметили, когда ваш авторитет, ласка, строгость или просто внимание остро требовались ребенку...

Слайд 13

Будьте предельно внимательными в так называемые "пиковые" этапы взросления подростка. По большому счету их всего два...

Слайд 14

Этап первый – 10-13 лет: «Оставьте меня в покое!» Ребенок в этот период переживает гормональную перестройку организма. Он быстро утомляется, ему часто хочется побыть одному. Но в это же время необходимо закрепить за собой авторитет, ведь от того, как он покажет себя, зависит его "статус" в среде сверстников. Значит необходимо бывать "на людях". И что же происходит?

Слайд 15

Желание одиночества и невозможность этого приводит к конфликту в душе подростка - он капризничает, становится раздражительным, может обронить резкое словцо. Свободное время он проводит не как раньше - с родителями, а в компании друзей.

Слайд 16

Типичная ошибка родителей Многие мамы и папы, памятуя о том, как еще пару лет назад их медвежоночек был плюшевым и послушным, пытаются вернуть былую идиллию, сажая ослушника на "короткий поводок".

Слайд 17

Стоит ли удивляться, если "медвежоночка" после этого дома будет не сыскать, а убежденность в том, что "друг Коля" лучше папы (хотя бы потому, что во всем его понимает), только укрепится.

Слайд 18

Что делать? Не предпринимайте ничего! Неплохо в этой ситуации пригласить домой его приятелей. По крайней мере вы сможете составить о них какое-то мнение.

Слайд 19

Этап второй – 14 - 15 лет: «Не учите меня жить!» Гормональный фон постепенно выравнивается, но появляется переизбыток энергии, который срочно нужно куда-то девать. Подросток в этом возрасте живет по принципу "сила есть - ума не надо". Столь же прямолинейна и его логика, он делит мир только на "хорошее" и "плохое " … Но об этом мы поговорим с вами позже...

Слайд 20

Внимание, только внимание! Универсальные рекомендации на каждый день . Самая главная ошибка родителей (и, к сожалению, самая типичная) - усматривать в "недопустимом" поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Крайне вредное заблуждение!

Слайд 21

Знаете ли вы, что изменения во внутреннем мире подростка специалисты-психологи сравнивают... с процессами, происходившими в Европе начала XVIII - XIX веков? Тогда спокойное существование многих людей было уничтожено революциями и войнами, а место классической культуры занял бурный и страстный романтизм.

Слайд 22

Так вот подростки, по мнению ученых, - те же романтики, только страсти кипят у них в душе. Но, в отличие от писателей и художников, они не умеют рассказать о том, что творится с ними.

Слайд 23

Вот почему они бывают такими раздражительными, хамоватыми, злыми, плаксивыми, наглыми и самонадеянными. И напрасно родители задают сакраментальные вопросы типа "почему" и "как ты мог" - подросток и сам не знает ответа. Часто все происходит помимо его собственной воли. И только родители, а не "друг Коля", способны удержать его от глупостей, не дать потеряться в этом мире.

Слайд 24

Поэтому: Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка. Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откро-венности.

Слайд 25

Старайтесь проводить время вместе. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.

Слайд 26

Помогайте, когда он просит вас об этом. Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т.д. Делитесь своими чувствами. Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.

Слайд 27

Чаще используйте приветливые фразы. Например: "Мне хорошо с тобой", "Я рада тебя видеть", "Мне нравится, как ты...", "Я по тебе соскучилась", "Давай (посидим, поделаем...) вместе", "Ты, конечно, справишься", "Как хорошо, что ты у нас есть"...

Слайд 28

Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки "взрослые" подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.

Слайд 29

Что остаётся? Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет".

Слайд 30

Став действительно взрослым человеком, подросток не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья - это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.

Слайд 31

Наградой вам будут доверие, уважение и любовь. А это так важно…



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Особенности переходного возраста»

Здравствуйте, Уважаемые Родители!

Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме – переходный возраст, проблемы взаимоотношений в классе. Этот возраст еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицания и страданий.

Дети по-разному переживают этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя.

Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы.

Но, бывает и такое, что данный возраст сопровождается излишним самолюбованием, чрезмерно завышенной самооценкой, когда ребёнок считает себя превыше всех, не хочет ни с кем считаться. Конечно же переубеждать в этом ребёнка ни в коем случае не стоит, иначе можно достичь прямо противоположного результата. Но тем не менее, и оставлять это без особого внимания тоже не правильно. В таком случае большую роль играют родители, как и в том случае, когда именно они эту завышенную самооценку ребёнку и привили. Нужно постараться объяснить своему ребёнку, что и вокруг него очень много хороших, добрых и достойных людей, это же и Вам, Уважаемые Родители, будет только «на руку», если ваш ребёнок поймёт, что не он один хорош, он научится ценить и уважать людей.

Почему этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении?

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.

Чаще всего трудности связывают с половым созреванием. Гормональная перестройка вызывает чувство тревоги, повышенной возбудимости, депрессии. Многие чувствуют себя неуклюжими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций, из-за появления первых признаков полового созревания. А если уровень его физического и физиологического развития отличается от сверстников, это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность.

В период полового созревания идет бурная перестройка организма, что приводит к снижению работоспособности, интереса к учебе, подросток становиться невнимательным, рассеянным. Повышенная чувствительность, вспыльчивость может сочетаться с холодностью, черствостью. Застенчивость легко переходит в грубость.

Подростков характеризует предельная неустойчивость настроения, поведения, ранимость; неадекватность реакций.

Основные проблемы возраста. Общение со сверстниками.

Для семиклассника важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение, желание быть лидером. Неумение добиться желаемого положения является причиной снижения успеваемости, изменения поведения.

Физиологические перемены, которые начинают происходить в организме подростка, вызывают неизбежный интерес к противоположному полу. В 13, а тем более в 14-15 лет проявления внимания к противоположному полу достигает своего пика. Но девочки и мальчики по-разному переживают этот момент.

У мальчиков в самом начале полового созревания влечение к девочкам выражается в более грубой форме. Это и оскорбления, и унижения, порой даже физическая грубость. Но за этой внешней грубостью зачастую прячется совершенно противоположное чувство. Все это происходит от банального незнания и неумения выразить свои истинные чувства к девочке, а чаще всего от страха выглядеть нелепым и смешным перед друзьями своего пола. Именно по этой причине мальчишки пытаются казаться хуже, чем они на самом деле есть.

Но те девочки, на которых мальчики не обращают никакого внимания даже вот таким грубым образом, стараются сами спровоцировать мальчиков обратить на себя внимание.

Подросток и взрослые.

Родители всё ещё относятся к своим детям как к маленьким. А у подростка есть огромная потребность в общении со взрослыми «на равных». Они уже хотят быть самостоятельными, но ещё не все готовы отвечать за свои поступки и анализировать их.

Взрослые занимают позицию обвинительную в конфликтной ситуации, навязывают отношения «послушания». Это приводит чаще всего к «психологическому бунтарству»: грубит, не слушается.

Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?

Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.

Раздается памятка для родителей.

Памятка для родителей

1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий

2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего - в понимании и сочувствии.

3. Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор.

4. Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.

5. Рассказывайте своему ребенку о себе. Детям часто трудно представить, что Вы тоже были молодыми. Не бойтесь говорить ребенку о своей молодости, о тех ошибках, которые сами совершали. При этом помните:

  • такой разговор - не повод для поучительных историй («когда я был в твоем возрасте...», «если бы мы жили так, как вы сейчас...» и т.д.);
  • не делайте из рассказа выводов-наставлений; («учись...», «пока мы живы - добивайся успехов» и т.д.);
  • рассказ должен быть «к месту», дабы не зависнуть в пространстве, не найдя понимания.

6. Старайтесь обнаружить истинную проблему своего ребенка и, не разрушая его собственного решения, попытайтесь помочь преодолеть трудную ситуацию самостоятельно.

7. Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.

8. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы. Ваш ребенок будет учиться не паниковать в трудной ситуации.

9. Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребенке. Часто именно юмор спасает нас от стресса.

10. Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка.

11. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду

И помните самое главное: переходный возраст пройдёт через несколько лет, но пока он не закончится, задача взрослых ненавязчиво постараться помочь не наломать дров детям, иначе потом они же сами будут об этом жалеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Проблемы подросткового возраста"

Сценарий собрания, подготовительная работа к нему, приложения. Применима к нему и призентация с аналогичным названием....

Презентация родительского собрания "Проблемы подросткового возраста"

Рассмотрены проблемы подросткового возраста детей. Приведенны советы психолога в помощь родителям...

Родительское собрание "Проблемы подросткового возраста"

Проблемы общения, результаты анкетирования на родительском собрании...

Родительское собрание «Проблемы подросткового возраста. Особенности воспитания девочек»

Родительское собрание для родителей учащихся шестого класса общеобразовательной школы.Класс девочек.Цель: Информирование родителей в вопросах воспитания подростка-девочки.План собрания: 1.М...

Родительское собрание "Проблемы подросткового возраста"

познакомить родителей с первыми проблемами подросткового возраста....