Психологическая готовность к школе.
консультация по психологии

Даниленко Олеся Викторовна

Школа – это новый важный этап в жизни каждого ребенка и его семьи. Поэтому подготовка ребенка к школьному обучению в последнее время имеет большое значение.

 

Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и включает в себя интеллектуальнуюличностнуюсоциально-психологическую и волевую готовность.

Лучший метод психологической подготовки для будущих первоклассников — игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_podgotovka_k_shkole.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Школа – это новый важный этап в жизни каждого ребенка и его семьи. Поэтому подготовка ребенка к школьному обучению в последнее время имеет большое значение.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» говорил Л. А. Венгер.

Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и включает в себя интеллектуальнуюличностнуюсоциально-психологическую и волевую готовность.

Психологическая готовность к школе — это достаточное развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Чтобы легче адаптироваться к новой роли, ребенку пригодится способность самостоятельно справляться с тревогой, усталостью, волнением, а также умение общаться с другими людьми, запрашивать помощь, дружить и отстаивать свои границы.

Как правило, будущих школьников волнует, смогут ли они справиться со всеми задачами самостоятельно и что делать, если ты не знаешь, как поступить в той или иной ситуации. Как успеть в класс до звонка, где переодеться на физкультуру, как не заблудиться по дороге и вовремя прийти в столовую, что случится, если забудешь дома учебник или тетрадь? Решение подобных организационных вопросов зачастую сопровождается сильными эмоциями, и ребенку просто не хватает сил сконцентрироваться на получении знаний. Но есть вполне работающий способ подготовиться к таким ситуациям заранее.

Лучший метод психологической подготовки для будущих первоклассников — игра.

За оставшийся до начала учебы месяц вы еще много раз сможете обсудить ситуации из школьной жизни, которые касаются учебного процесса и взаимоотношений с другими ребятами и учителем. Еще лучше, если удастся проработать подобные моменты в игре. Для этого можно представить, что в трудную ситуацию попал любимый персонаж или игрушка, предложить ребенку поговорить о чувствах и объяснить герою игры, как поступить.

Вот некоторые возможные сценарии

Знакомство с новыми людьми.

Предложите ребенку познакомить игрушки, узнать о каждой из них что-то интересное и в ответ рассказать о себе.

Что-то пошло не так.

Смоделируйте ситуацию, в которой персонаж потерялся, забыл дома портфель, не успел выполнить задачу или допустил ошибку в решении. Обсудите с ребенком чувства и способы справиться с ними.

Конфликт.

Один из персонажей игры занял чужое место, сказал или сделал что-то неприятное. Предложите ребенку рассказать о чувствах каждого персонажа, найти решение и примирить их.

Дети гораздо лучше усваивают что-то, если сами учат другого. Разыгрывание ситуаций способствует накоплению ребенком поведенческого опыта. Если дать ему готовое решение, оно будет воспринято как очередное наставление взрослого о том, как надо себя вести, и не станет внутренним решением самого ребенка.

Чего точно не стоит делать, так это пугать ребенка повышенной ответственностью: «Школа — это не детский сад, там никто не будет с тобой сюсюкать».

Подобные фразы будут подпитывать тревогу и отрицательное отношение к школе. Лучше рассказать ребенку, как вы ждали школу, что вам там нравилось, какие эмоции вы испытывали, как справлялись с тревогой, если она была. В то же время не стоит успокаивать ребенка мнимой легкостью школьного обучения. Дайте ему понять, что трудности — это часть учебного процесса, но вы будете рядом и обязательно поможете с ними справиться.

Перед началом учебы в школе родителям и другим близким людям меньше всего стоит переживать об оценках ребенка. В первом классе их попросту нет!

Советы родителям.

Сформируйте произвольность, волевую готовность.

Также следует помнить о том, что организация школьных уроков во многом отличается от занятий в детском саду и развивающих центрах. Готовность к школе — это еще и возможность выдержать 40 минут урока, внимательно слушать учителя и подчинить свое «хочу» тому, что «надо». Для этого у ребенка должна быть в достаточной степени развита произвольность, то есть сознательная способность самостоятельно регулировать свое поведение.

Лучше всего произвольность формируется в играх с правилами. В игре ребенок учиться ставить цель, планировать действия для ее достижения, оценивать результат своих действий, понимать, что было сделано не так и как это можно исправить. Соблюдение игровых правил помогает ребенку научиться подчиняться общему «надо».

Научите ребенка быть самостоятельным. Приучайте ребенка спокойно сидеть и работать, не отвлекаясь в течение определенного времени, постепенно время увеличивайте.

Например, придумайте задания для будущего первоклассника: прописывать в тетради палочки фигурки, цифры или печатные буквы (для развития мелкой моторики). Определите для этих занятий время. Объясните ребенку, что теперь это его домашнее задание, это его обязанность, которую надо выполнять.

Учите ребенка быть ответственным. Определите перечень дел, которые ребенок должен выполнять каждый день. Учите ребенка бережно относиться к своим вещам. 

Обеспечьте правильную мотивацию.

Большинство первоклассников приходят в школу с желанием учиться, но далеко не у всех это желание сохраняется надолго. Как с этим быть? Желание стать школьником не должно сводиться только к получению нового статуса (я уже взрослый), обретению свободы (могу гулять один) и получению заветного мобильного телефона или планшета. Ребенок должен хотеть получать новые знания, знакомиться с новыми и интересными людьми, находить новых друзей.

Мотивация имеет достаточно простой цикл: хочу — делаю — получается — положительное подкрепление. Учеба — это новый опыт для ребенка. Он будет пробовать, что-то будет получаться сразу, что-то — нет, но в обоих случаях получать положительное подкрепление для него очень важно. Вспомните, сколько раз ваш малыш падал, прежде чем сделал первый шаг. Как не сразу стал есть самостоятельно, сам поехал на велосипеде и так далее. Не сомневаюсь, что вы поддерживали его в этих делах, которые были для него, безусловно, новыми, и далеко не всегда все получалось с первого раза. Так почему же, отдавая ребенка в школу, мы ожидаем мгновенного успеха в этой новой для него деятельности?

Хвалите ребенка за старания и попытки, а не за результат.

Иначе отсутствие положительного подкрепления приведет к потере мотивации и угасанию желания учиться. Обращайте внимание на то, что получается у ребенка, в чем он успешен. А потом можно обсудить неудачи и найти способ их преодолеть. Для хорошей адаптации к школе ребенку необходимо иметь опыт успешного преодоления трудностей, когда он обучается чему-то новому.

Для формирования позитивного отношения к школе можно посоветовать:

- рассказать будущему школьнику о своих любимых учителях, о своих школьных друзьях, любимых школьных предметах;

- прочитать рассказы о школе;

- посмотреть вместе фильмы о школе и школьниках.

Сформируйте интеллектуальную готовность.

Интеллектуальная готовность – это наличие широкого кругозора и прочного запаса знаний, умение думать, анализировать, делать выводы, развитые внимание и память, мышление и воображение, способность ориентироваться во времени и пространстве.

Кроме того, интеллектуальная готовность ребенка к школе включает в себя сформированную познавательную активность и развитую речь.

В разных школах требования к будущим первоклассникам отличаются. Если при поступлении ребенок проходил собеседование или конкурс, то сам факт зачисления в школу уже указывает, что он к ней готов. Но если вы сомневаетесь, то можете уточнить, чего ждет от будущих учеников их педагог.

Обычно от малышей ждут знаний и навыков на уровне программы детского сада: умения считать до 20, устно разделять слова на слоги, знание букв, готовность руки к письму, способность пересказать короткую историю.

Вот еще несколько навыков, которые хорошо бы освоить до начала учебы в школе

Умение рассказать о себе и своей семье

Ребенок может связно рассказать о том, где и с кем живет. Как зовут родителей и родственников, чем они занимаются. Знает домашний адрес.

Способность ориентироваться во времени

Знает о частях суток, днях недели, временах года. Помнит некоторые названия месяцев.

Знания о мире, растениях и животных

Имеет общее представление о диких и домашних животных, о растениях: деревьях, цветах, плодах. Умение отличать съедобное и несъедобное. Знает о существовании разных стран и городов, может назвать свою страну, ее столицу и нескольких других населенных пунктов.

Умение поговорить о своих интересах

Ребенок может поддержать беседу на разные темы: профессии, виды спорта, игры, книжки, любимые развлечения.

О психологической самоподдержке для родителей.

Тревога родителей перед первым учебным годом в жизни ребенка вполне понятна. Но залог успешного проживания ребенком периода адаптации к школе — эмоциональная устойчивость и ресурсное состояние родителей.

Во-первых, помните, что в школу идет ребенок, а не вы. Желание все проконтролировать, перестраховаться, сделать что-то вместо ребенка — медвежья услуга. К тому же отсутствие опыта самостоятельности приводит к развитию неуверенности в себе и снижению желания учиться. Это не значит, что не нужно откликаться на просьбы ребенка о помощи. Но помогая ему, оказывайте в первую очередь эмоциональную поддержку: будьте рядом, подбадривайте. Не выдавайте готовый ответ, а помогайте прийти к решению самостоятельно с помощью наводящих вопросов.

Во-вторых, обращайте внимание на качество собственной жизни. Здоровый сон, питание и двигательная активность улучшают самочувствие. Следовательно, насыщают наше тело и психику энергией, которая позволяет преодолевать эмоционально сложные ситуации, включая те, что неизбежно возникают в процессе обучения ваших отпрысков в школе.

Родителям важно помнить не только о потребностях ребенка, но и  своих собственных.

Если вы полностью фокусируетесь на ребенке, забывая про себя, то в какой-то момент появляется недовольство и им, и собой как родителем. Помните правило, которое говорят стюардессы перед полетом? «Сначала надеваем маску на себя, потом на ребенка».

Посмотрите на своего ребенка: это вы вырастили его, благодаря вам он такой смышленый, здоровый и любознательный — это даст вам опору и уверенность в своей родительской компетентности. Вспомните все случаи, когда вам удавалось справиться с новым интересным делом. Отнеситесь к поступлению ребенка в школу так же: как к новому, интересному проекту. И все получится.

Рекомендации родителям дошкольника:

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.

9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.

12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы.

Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.

Рекомендации родителям будущего первоклассника:

Итак, ваш ребенок пошел в первый класс, но это не повод для того, чтобы расслабляться, а как раз наоборот. Во многом именно от вас зависит, как будет учиться ребенок, и его отношение к школе. Обратите внимание на следующие моменты.

1. Помните, что ваш ребенок первоклассник, а не десятиклассник, поэтому не требуйте от него больше, чем надо.

2. Уважительно относитесь к самостоятельности ребенка, его новой школьной жизни, теперь у него появились личные дела – отношения с одноклассниками, учителем, школьное расписание, уроки.
3. Не старайтесь полностью контролировать пребывание ребенка в школе, некоторые моменты можно обсудить индивидуально с учителем, но не в присутствии ребенка. Больше обращайте внимание на пребывание ребенка дома, чем он занимается, как и сколько, но опять же ненавязчиво и незаметно для ребенка, чтобы он не подумал, что вы им командуете.
4. Не принижайте, не стыдите ребенка перед его сверстниками. Старайтесь сформировать адекватную самооценку.

5. Спрашивайте, что он нового узнал в школе, чем занимались на уроках, какое было домашнее задание и т. д.

6. Уважайте его самостоятельность и личные вещи. Не копайтесь без его ведома в портфеле, не перекладывайте его вещи в шкафу и т. д.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

И в заключение еще несколько важных советов:

Избегайте чрезмерных требований. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами.

Чаще хвалите ребенка, не акцентируйте внимание на неудачах. Помогите ребенку сформировать позитивную установку: «Я сам все могу!».

 Показывайте ребенку свою любовь, дайте ему понять, что хотя он и становиться взрослее, вы будете любить его всегда и при любых обстоятельствах. Помните, он по-прежнему остается ребёнком, который любит сказку или песенку перед сном, поцелуй или поглаживание, которое поможет ему снять напряжение и спокойно уснуть.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое "психологическая готовность к школе"?

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто такой ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг,...

Психологическая готовность к школе

Родительское собрание о психологической готовности к школе (для родителей будущих первоклассников)...

Что такое психологическая готовность к школе?

Что такое психологическая готовность к школе?...

Психологическая готовность к школе.Роль родителей.

Данная работа включает в себя следующее: 1. Теоретические аспекты проблемы влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет 1.1 Типы родительских...

Советы для родителей Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе

К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 6-7 лет. О наличии изменений в поведении дошкольника свидетельс...

Психологическая готовность к школе

Что такое психологическая готовность к школе. Показатели готовности.Рекомендации для родителей....

Психологическая готовность к школе.

Готовы ли шестилетние дети к школьному обучению? Рекомендации психологов....