Психологический климат и межличностные отношения в команде
проект по психологии (7 класс)

Байгильдина Гульзана Байрамгалимовна

индивидуальный проект по психологии в 7 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_azalii_okonchatelnyy.docx41.16 КБ
Файл prilozh.docx54.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа

Индивидуальный проект

Тип проекта: исследовательский

Тема проекта

Психологический климат и межличностные отношения в команде

Автора проекта: Абдражитова Азалия

ученица 7 в класса

Наставник проекта:

Байгильдина Гульзана

Байрамгалимовна

Учитель-логопед

п. Ишалино, Железнодорожная станция, 2024

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………....….3

Глава 1. Теория психологического климата и межличностных отношений в команде….....5

  1. Что такое психологический климат.................................................................................5
  2. Факторы влияющие на формирование психологического климата в команде……...6

Глава 2. Исследование по изучаемой проблеме…………………………………………….…8

Исследование психологического климата в команде…………………...……..….….….8

Анализ результатов………………………………..…………………………………....…..9

Заключение………………………………………………………………………………..….…12

Список литературы……………………………………………………………………………..13

Приложение

Введение

У каждой команды, коллектива есть свои чёткие правила, нравственные ценности и качества, которых придерживаются для хороших взаимоотношений. Психологический климат всегда строится на межличностных отношениях. Поэтому является показателем их состояния. Коллектив – это малая часть общества, которая сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути. С малых лет родители прививают ребёнку умение контактировать с окружающими его людьми.

К примеру: в одном климате растение может засохнуть, в другом же расцвести во всей красе, абсолютно также происходит и с человеком в группе. Он может быть успешным и удовлетворённым в этом коллективе, но и получить противоположные эмоции и чувства в другом. Я всегда с интересом наблюдаю за выступлениями коллектива «Умырзая». Со стороны кажется, что в нем царит доброжелательная атмосфера. Мне стало интересно узнать, так ли это на самом деле. Актуальность выбранной темы подтвердилась в процессе анкетирования участников коллектива. На вопрос «Зависит ли климат в коллективе от межличностных отношений?» мнения разошлись. 78% ответило «да», 22% написали «нет». Кроме того, результаты опроса показали, что при хорошем психологическом климате между участниками коллектива периодически происходят и конфликты. В своей работе я попыталась разобраться в данном противоречии и изучить влияние межличностных отношений на психологический климат в народном танцевальном коллективе «Умырзая».

Цель: доказательство или опровержение гипотезы через сбор, анализ и обобщение информации о влиянии уровня межличностных отношений на формирование психологического климата в народном танцевальном коллективе «Умырзая».

Предмет исследования: особенности психологического климата в команде.

Объект исследования: участники коллектива «Умырзая»

Гипотезой исследования выступило предположение: чем лучше межличностные отношения, тем выше уровень психологического климата в команде;

Задачи исследования:

1) Изучить литературу по проблеме психологического климата и межличностных отношений в команде.

2) Рассмотреть методики исследования.

3) Провести исследование по изучаемой проблеме

4) Выполнить обработку результатов исследования.

5) Выявить взаимосвязь межличностных отношений и уровня психологического климата в команде.

Методы: изучение и анализ литературы по данной теме, анкетирование, психологическая диагностика; статистический метод.

Продукт проектной работы - сборник методик обследования психологического климата в классе.

Практическая значимость проектного продукта заключается в том, что все заинтересованные лица смогут использовать диагностический сборник с целью выявления особенностей психологического климата в коллективе и его улучшения.

Глава 1. Теория психологического климата и межличностных отношений в команде.

  1. Что такое психологический климат?

В современной психологической науке под психологическим климатом (от греч. klima (klimatos) - наклон) понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Понятие и сущность психологического климата одна из первых социальных потребностей ребенка - это потребность в общении.

В отечественной психологии наметились 4 основных подхода к пониманию природы психологического климата. Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат - отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под психологическим климатом необходимо понимать такое психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива. Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат - настроение группы людей. Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский) анализируют психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива. Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

Психологический климат – настроение коллектива, моральная и психологическая атмосфера, пропитывающая взаимоотношения его участников. Психологический климат существует и в группе по интересам, и в семье, и на учебе, и в любой коллективной деятельности. От атмосферы, царящей в группе, зависит успех этой деятельности и здоровье каждого из ее участников.

Впервые термин «психологический климат» был произнесен Н. С. Мансуровым в контексте изучения производственного коллектива. Чуть позже психологи стали выделять социально-психологический и морально-психологический климат. Психологический климат – широкое понятие, остальные входят в его состав. Психологический климат – характер эмоций, возникающих во взаимоотношениях людей, основанных на их симпатиях, совпадении интересов, характеров и склонностей. Психологический климат включает 3 сферы:

  • Социальный климат – осознание целей и задач всеми участниками, соблюдение прав и обязанностей.
  • Моральный климат – ценности, принятые в группе. Их единство, принятие, согласованность.
  • Собственно психологический климат – неофициальные отношения в коллективе.

Существует 4 подхода к изучению психологического климата в коллективе:

  1. Климат – это коллективное сознание. Осознание каждым членом общества взаимоотношений в коллективе, условий труда, методов его стимулирования.
  2. Климат – настроение коллектива. То есть ведущая роль отводится не сознанию, а эмоциям.
  3. Климат – стиль взаимодействия людей, влияющий на их состояние.
  4. Климат – показатель совместимости группы, морального и психологического единства ее участников. Наличие общих мнений, традиций и обычаев.

Особенность психологического климата как феномена – его создает сам человек, он способен влиять на климат, улучшать и изменять.

Факторы влияющие на формирование психологического климата в команде

Поскольку психологический климат от жизнедеятельности коллектива, то факторы его проявления также чрезвычайно многообразны. Деление психологического климата на факторы должно быть обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в котором проходит процесс взаимодействия между членами группы.

Таким образом, существует целый ряд факторов, определяющих психологический климат в коллективе:

  1. Удовлетворенность деятельностью.
  2. Групповая совместимость и сработанность.
  3. Сплоченность коллектива.
  4. Характер коммуникаций.
  5. Характер выполняемой деятельности.

Под факторами психологического климата мы понимаем те организационные и психологические условия жизнедеятельности члена коллектива, которые влияют на формирование общепсихологического климата.

Аникеева Н. П. выделяет два фактора, которые на него влияют. Прежде всего, это социально-психологическая атмосфера общества в целом, которая непосредственно отражается на психологическом климате отдельных групп. Второй фактор - микросоциальные условия: обязанности каждого члена команды, географические и климатические условия, возрастной и половой состав и т. д.

Глава 2. Исследование по изучению влияния межличностных отношений на формирование психологического климата в команде.

Исследование психологического климата в команде

Исследование проводилось среди хореографического народного коллектива «Умырзая» Аргаяшского района. В число исследуемых вошло 9 человек из 7,8,9 классов. Возраст от 14 до 16 лет.

Для решения поставленных задач и выдвинутой гипотезы была использована методика оценки уровня психологического климата коллектива по А.Н. Лутошкину.

Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности коллектива.

Социально-психологический климат - это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Социально-психологический климат (Б.Д. Парыгин) - важный показатель уровня развития коллектива.

В предлагаемом задании уровень благоприятности психического климата определяется методом опроса. Методика ценна тем, что позволяет изучать не только степень благоприятности, но и выявить те свойства коллектива, которые объединяют его (+), и те, которые разобщают коллектив (–).

Уровень социально-психологического климата в коллективе оценивается по полярным профилям: 3 2 1 0 -1 -2 -3.

Оценки

3 – свойство проявляется в коллективе всегда;

2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется нередко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива. Это позволяет выяснить, насколько каждому участнику коллектива комфортно в нем.

Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

а) записать, затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым

участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительно), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).

Приведенная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые заложены в опросном листе).

Перед тем, как испытуемые приступили к выполнению теста, я предложила им познакомиться с инструкцией:

«Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению».

Анализ результатов

В начале исследования мы провели опрос-анкетирование среди танцевального коллектива «Умырзая». По итогам опроса выявилось, 100% коллектива считает, что климат среди них благоприятный (Приложение 1). На вопрос «Бывают ли в коллективе конфликты между участниками?» 67% ответили «да», 22% - «нет», 11% - «не знаю» (Приложение 2). А на последний вопрос «Зависит ли климат в коллективе от межличностных отношений» мы получили ответы: 78% - «да», 2% - нет (Приложение 3).

Для достижения поставленной в начале работы над проектом темы, я выбрала методику Лутошкина, ведь она проста в использовании и наглядно показывает все свойства коллектива, особенности межличностного взаимодействия, из которых складывается психологический климат в коллективе в целом.

Характер взаимоотношений в детской организации и школьных классах Анатолий Николаевич выразил формулой «коллектив в организации – организация в коллективе».

Представить его взгляды на детское движение помогают некоторые положения из его книги «Как вести за собой»:

- «Нужно уважительно относиться к стремлению подростка стать взрослым, помогать ему входить в «наш мир», осваивать его…»;

- «Удовлетворенность своим местом в детской организации приходит только в том случае, если подросток чувствует себя там нужным, полезным, активно участвует во всех ее делах»;

- «Мысленно подчеркните в сложном слове «самодеятельность» «сам». Так вот, если этим «сам» будет все время вожатый или учитель, организация потеряет интерес для ребят…»;

- «Лишь участие наших ребят в разных делах, постоянное их стремление быть участниками целого комплекса дел создают некое нравственное «поле» в коллективе, на котором хорошо произрастают ребячья инициатива, творчество, - то, в чем проявляется активность».

Анализ результатов исследования по методике Анатолия Николаевича Лутошкина проводился постепенно, поэтапно.

Сначала мы обработали ответы каждого члена коллектива. И выявили преобладание следующих положительных свойств межличностных отношений:

  1. Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение. 80 %
  2. Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии. 70%
  3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание. 70%
  4. Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. 60 %
  5. Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива. 80%
  6. Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями. 80%
  7. Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга. 80 %
  8. В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного». 80 %

Из отрицательных свойств межличностных отношений можно выделить такие:

  1. Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии. 30%
  2. Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство. 20%
  3. В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения. 20%
  4. Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их. 20%

Затем сложили все ответы и разделили на количество отвечающих. Общий суммарный результат был равен 25,6%, что свидетельствует о высокой степени благоприятности психологического климата в танцевальном коллективе.

Исследование показало, в танцевальном коллективе преобладают положительные свойства коллективистских отношений (межличностных отношений) и высокая степень благоприятности психологического климата.

Заключение

Анализ литературы по выбранной теме позволил понять, что коллектив - это сложная система взаимоотношений, в которых каждый участник играет важную роль. От личностных характеристик каждого члена коллектива зависят межличностные отношения всей команды.

Психологический климат коллектива напрямую зависит от личностных качеств его участников, групповой совместимости, сработанности, характера выполняемой деятельности и, конечно, на сколько им нравится их вид деятельности.

Исследование показало, что в танцевальном коллективе «Умырзая», не смотря на то, что возраст участников разный, бывают разногласия и конфликты, а так же проявляются и другие отрицательные свойства коллективистских (межличностных) отношений. Тем не менее, в коллективе преобладают положительные свойства межличностных отношений, присутствует высокая степень благоприятности психологического климата.

Гипотеза, выдвинутая в начале работы над проектом, подтвердилась. Чем лучше межличностные отношения, тем выше уровень психологического климата в команде.

Практическая значимость проектного продукта заключается в создании сборника для педагогов с комплексом методик оценки уровня психологического климата в классе, которые помогут учителям выявить межличностные отношения учеников и, если необходимо, провести работу на сплочение класса.

Список литературы

1. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 2003.

2. Лутошкин А.Н. Психологический климат первичного производственного коллектива. Кострома, 2003

3. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Я.Л. Морено; Пер. с англ. А. Боковикова. - М.: Академический Проект, 2001. - 384 с.

4. Парыгин Б.Д. Социально - психологический климат коллектива. Пути и методы его изучения / Под ред. В.А. Ядова. - Л.: Наука. 2009



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Анкетирование «Считаете ли вы климат в танцевальном коллективе благоприятным?»

        

Приложение 2

Анкетирование «Бывают ли в коллективе конфликты между участниками?»

Приложение 3

Анкетирование «Зависит ли климат в коллективе от межличностных отношений в команде?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический климат и межличностные отношения в команде

Психологический климат в командеСплоченность командыПсихологическая совместимость...

педагогический проект«Психологическая коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с ОВЗ»

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстн...

“Основные области затруднений общения в школе: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная, область межличностных отношений”

В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не просто передать информацию, но и добиться ее адекватного понимания учеником. Адекватность восприятия учебной информации зависит от ряд...

“Основные области затруднений общения в школе: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная, область межличностных отношений”

В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не просто передать информацию, но и добиться ее адекватного понимания учеником. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема высту...